» » » » Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография


Авторские права

Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография

Здесь можно купить и скачать "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Рейтинг:
Название:
Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Описание и краткое содержание "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать бесплатно онлайн.



В монографии на базе достижений отечественного и зарубежного обществоведения рассмотрены важнейшие вопросы общей теории, а также истории политической организации общества и права: место в структуре социальной реальности, происхождение, последующее развитие и исторические судьбы политической организации общества и права. Кроме того, проанализированы наиболее общие закономерности функционирования этих явлений на всех этапах политико-правовой эволюции и дана подробная характеристика исторически первого типа политической организации общества и права. Издание адресовано политологам, юристам, студентам вузов, изучающим политологические и юридические дисциплины. Книга будет полезна также всем желающим приобрести фундаментальные знания в области политологии и юриспруденции.






В XVIII в. в Европе, за исключением Великобритании, получило распространение и понимание государства как системы органов в политическом теле, формулирующих и обеспечивающих реализацию общеобязательных социальных норм[35]. При такой интерпретации понятия государства оно оказалось лишенным большей части традиционно вкладывавшегося в него содержания. В частности, государством не охватывалось так называемое «гражданское общество» – совокупность организаций политии, занимающих промежуточное положение между ее общеполитийными руководящими структурами, т. е. органами, осуществляющими общеобязательное нормативное регулирование, с одной стороны, и отдельными людьми – с другой[36]. С тех пор вот уже два века в политологии и юриспруденции интенсивно применяются широкая и узкая трактовки государства[37]. Они соотносятся как целое и его часть[38]. Причем только первая из них выражает тот факт, что «“ткань государственного бытия” слагается из… жизни всех его граждан»[39], что «государство не есть какая-то отвлеченность, носящаяся над гражданами», а «состоит из народа»[40].

Небезынтересен вопрос, почему «узкое» понимание государства распространилось в Европе XVIII в. не повсеместно. При ответе на него, возможно, надо иметь в виду, что в XVIII в. в континентальных европейских странах с абсолютистскими политическими режимами внешние по отношению к государственному аппарату «нажимы» на него при формулировании им и проведении в жизнь общеобязательных социальных норм реально имели на порядок меньшее значение, чем в Великобритании. Иными словами, системы органов абсолютистских европейских государств функционировали гораздо более автономно от сил «гражданского общества», чем государственный механизм Великобритании[41]. Такое обстоятельство не могло не учитываться государствоведами и юристами соответствующих стран, отражавшими его в своих определениях рамок политической жизни общества, его политической организации и, естественно, государства как политической организации общества.

Совокупность взаимодействий между людьми в политическом теле, содержанием которых является формулирование общеобязательных для его членов норм и их реализация, в научной литературе нередко трактуется как политика[42]. Согласно этой теоретической позиции, разделяемой рядом политологов XX в., политика по сути представляет собой процесс общеобязательного нормативного регулирования (по выражению Г. Хеллера, «искусство преобразовывать общественные тенденции в правовые формы»[43]) и свойственна социальным организациям, где этот процесс имеет место. Выдающиеся мыслители, которые создали европейскую политическую науку и обеспечили ее развитие вплоть до современной эпохи, понимали политику именно так[44]. Однако в интерпретации некоторых обществоведов нашего времени политика по существу предстает как нормативное регулирование, проводимое органами управления любой человеческой ассоциации[45].

То, что объект их изучения действительно находится в поле политологического анализа, не вызывает сомнения. Всякая общественная организация функционирует в сфере действия общеобязательного нормативного регулирования, являясь элементом социального организма, реализующего систему нужд его членов посредством конституирования и проведения в жизнь общеобязательных правил поведения. Но само по себе рассмотрение политики как нормативного регулирования, не имеющего общеобязательного характера, нарушает устоявшуюся в течение 2,5 тыс. лет традицию понимания под политикой именно общеобязательного нормативного регулирования и поэтому едва ли оправданно. Для политологии необщеобязательное нормативное регулирование представляет интерес только в его связи с общеобязательным нормативным регулированием, а не как самостоятельный предмет познания.

Целью общеобязательного нормативного регулирования всегда выступает удовлетворение системы потребностей людей, объединенных в политическое тело[46]. Она реализуется, во-первых, при обеспечении осуществления всех процессов человеческой жизнедеятельности внутри политии, во-вторых, при достижении необходимых для поддержания функционирования максимальной политической организации результатов ее взаимодействия с окружающей средой. Общеобязательное нормативное регулирование для решения таких задач соответственно его направленности на внутреннюю жизнь либо на внешние связи политической организации общества принято характеризовать как внутреннюю и внешнюю политику.

Внутренняя политика призвана опосредовать многообразные различия между людьми – половые, возрастные, этнические, классовые, профессиональные, идеологические, связанные с состоянием здоровья, с местом жительства и т. п. – для упорядочения общественного воспроизводства в пределах политического тела. Она предполагает их учет при распределении среди членов политии сначала предпосылок материального и духовного производства, а затем и его итогов. В этой связи политологи обычно пишут о «функции политики в создании порядка из различий»[47], о «политике как распределении»[48], поскольку она указывает, «кто получает, что, когда и как»[49], а также заявляют, что политика представляет собой «искусство возможного» в силу ограниченности распределяемых фондов.

Сущность внешней политики можно выразить в формуле «политика как Мы по отношению к Другим», реализуемой дипломатическими, военными и иными средствами. Отправным моментом внешнеполитической деятельности выступают не различия, а общие черты населяющих политию людей, и прежде всего то, что они, являясь ее членами, имеют общие интересы и судьбу, отличающие их от лиц из иных суммарных политических организаций. Внешняя политика нацелена на сохранение культурного своеобразия населяющей максимальную политическую организацию человеческой общности в ходе ее контактов с другими подобного рода коллективами. Здесь высшей заботой является самостоятельность политии в отношениях с остальными субъектами межполитийного общения в многочисленных ситуациях, когда только независимость от них позволяет населению политической организации общества действовать, полностью выражая свои культурные особенности и предпочтения[50]. Естественно поэтому, что внешняя политика любого политического тела в подобных случаях обязательно включает классификацию других политий на две категории в зависимости от того, входит ли в планы их руководящих структур ликвидация его самостоятельности или нет, а именно на дружественные и недружественные, по отношению к которым предпринимаются различные меры[51].

Закономерности внутренней и внешней политики в своей совокупности раскрываются в предлагаемых политологами общих теориях политики. На каждой из таких концепций лежит печать исторических условий, в которых она сложилась. В любом случае это обусловливает теоретическое осмысление и внутриполитической, и внешнеполитической деятельности, но не в равной степени. В политиях, вынужденных вести повседневную борьбу за самосохранение с окружающими политическими телами, политологи, как правило, тратят большую часть своих сил на познание природы внешней политики, чем в максимальных политических организациях, на самостоятельность которых другие субъекты межполитийных отношений покушаются нечасто.

Отмеченное обстоятельство сказывается на структуре создаваемых учеными общих теорий политики, а также на самих определениях политического феномена. Так, главной задачей политологов стран Западной и Центральной Европы (за исключением Великобритании), начиная с Н. Макиавелли в XVI в. и кончая К. Шмидтом в XX в., являлось теоретическое осмысление факта постоянной угрозы, потенциальной или реальной, которую в их историческую эпоху каждое континентальное европейское государство представляло для существования своих соседей[52]. Следствием были не только гипертрофия внешнеполитических разделов политологических сочинений, но и использование для выражения сути всякой политической деятельности многочисленных формулировок, обозначающих одно и то же содержание, – «политика как Мы против Других»[53].

Обычно совсем по-другому определяли политику в рассматриваемый исторический период политологи Великобритании. Все они – от Т. Мора в XVI в. вплоть до ученых начала XX в. – в своих теоретических построениях обоснованно исходили из того, что островное положение их государства делало маловероятными попытки иных политий ликвидировать его самостоятельность[54]. В такой обстановке очень многие исследователи политики фокусировали свое внимание не на способах устранения внешней для максимальной политической организации опасности, а на уяснении и возможных путях решения основной проблемы внутриполитической деятельности – недостаточности имеющихся в политическом теле материальных и духовных ценностей для полного удовлетворения нужд его членов. При этом в британских политологических работах политическая организация общества рассматривалась главным образом не в качестве одного из субъектов межполитийных отношений, а как система разделения и кооперации усилий людей по производству и распределению материальных и духовных благ. Политика же чаще всего понималась как конструирование и реализация общеобязательных правил, обеспечивающих осуществление указанных процессов и в конечном счете порядок в пределах суммарной политической организации[55].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Книги похожие на "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Дробышевский

Сергей Дробышевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Дробышевский - Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография"

Отзывы читателей о книге "Политическая организация общества и право как явления социальной эволюции. Монография", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.