» » » » Марк Аврелий Антонин - Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)


Авторские права

Марк Аврелий Антонин - Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)

Здесь можно купить и скачать "Марк Аврелий Антонин - Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентРИПОЛ15e304c3-8310-102d-9ab1-2309c0a91052, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Марк Аврелий Антонин - Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)
Рейтинг:
Название:
Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-386-09293-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)"

Описание и краткое содержание "Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)" читать бесплатно онлайн.



Стоицизм – поистине уникальная философская школа: зародившись в III–II веке до н. э., она увлекает и наших современников. В этой книге вы познакомитесь с ярчайшими мыслями одних из лучших представителей стоицизма. «В чем благо?» Эпиктета, древнегреческого философа, побывавшего рабом и получившим свободу за свою мудрость, и «Размышления» его блестящего последователя Марка Аврелия, римского императора и философа, раскроют перед вами глубину и силу человеческого духа.






25

Марк Аврелий писал эту книгу в походной палатке, во время передышки в тяжелой войне против германских племен квадов и маркоманов, наступавших на границы Римской империи. Грануя (Гран) – приток Дуная.

26

Жизненная сила, дыхание, по учению стоиков, – проявление в живых существах мирового творящего огня – пневмы. Марком Аврелием термин употреблен в уменьшительном значении, указывающем на малую часть этой вселенской силы. Господствующее («ведущее», «руководящее») начало в человеке является также истечением тончайших эфирных слоев пневмы, мирового огненного разума, исполненного художественно-творческих сил. Господствующее начало не отождествляется полностью с душой, но определяет ее способности и органическую связь с высшим разумом.

27

Теофраст (372–287 гг. до н. э.) – ученик Аристотеля. Известно его сочинение «Характеры».

28

Слова древнегреческого поэта Пиндара (921–441 гг. до н. э.), приведенные Платоном (великий древнегреческий философ, 427–347 гг. до н. э. (в его диалоге «Теэтет».

29

Моним Сиракузский (IV в. до н. э.) – философкиник, ученик Диогена из Синопа, наиболее знаменитого представителя кинической философии и соответствующего ей образа жизни (ок. 412–323 гг. до н. э.). Был рабом, но изгнан хозяином, как сумасшедший. Диоген Лаэртский, автор известного сочинения «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (кон. II – нач. III в.), сообщает о книге Монима Сиракузского «Безделки, с которыми незаметно смешаны важные вещи». О Мониме рассказывали, что он сравнивал все существующее вокруг с театральными декорациями, считая, что оно подобно сновидениям или бреду сумасшедшего.

30

Древнейшему Граду уподоблена вселенная, обладающая разумом.

31

Карнунт – город в Паннонии, место зимовки римских легионов во время войны с маркоманами, германскими племенами, начавшими наступление на границы империи.

32

Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 гг. до н. э.) – врач, реформатор античной медицины, выдвинувший положение о моральной ответственности врача.

33

Халдеи – семитические племена Южной Месопотамии. В данном случае – жрецы и маги Нововавилонского царства, которые славились как астрологи и предсказатели.

34

Александр Македонский (356–323 гг. до н. э.) – царь Македонии с 336 г. до н. э., завоеватель, создавший мировую державу, которая распалась после его смерти. Со времени завоеваний Александра Македонского начинается эпоха эллинизма. Гней Помпей, прозванный Великим (106—48 гг. до н. э.) – римский полководец, боролся против Цезаря, разбитый Цезарем при Фарсале (Греция), был убит в Египте. Гай Юлий Цезарь (102 или 100—44 гг. до н. э.) – полководец, выдающийся писатель. После разгрома Помпея – глава римского государства. Убит в результате заговора.

35

Гераклит Эфесский (кон. VI – нач. V в. до н. э.) – философ ионийской школы. Его учение о Мировом огне, который есть душа и разум (логос), оказало влияние на стоиков. Диоген Лаэртский передает рассказ о том, что, заболев водянкой, Гераклит закопался в бычьем навозе в хлеву, теплотою навоза надеясь испарить дурную влагу. Однако и в этом не найдя облегчения, он скончался, прожив 60 лет.

36

Демокрит из Абдер (460–371/70 или 361 г. до н. э.) – философ, создатель атомистической теории. О конце жизни Демокрита существует много анекдотических рассказов, но Диоген Лаэртский сообщает, что философ тихо скончался, прожив более ста лет. Возраст Демокрита несколько преувеличен. Римский поэт и философ Лукреций Кар (96 г. до н. э. – 55 г. н. э.) передает рассказ о самоубийстве Демокрита, почувствовавшего приближение старческого слабоумия.

Сократ (469–399 гг. до н. э.) – самый известный, наряду с Платоном и Аристотелем, философ античности. Марк Аврелий имеет в виду доносчиков («сикофантов»), непостоянных в своих мнениях и эмоциях, афинских граждан и судей, вынесших в 399 г. до н. э. смертный приговор Сократу по несправедливому обвинению в отрицании богов, признанных городом, введении «новых божественных существ» и совращении молодежи.

37

Вышний Град – образное определение вселенной, состоящей из вещей, объединенных симпатической связью. В представлении стоиков все вещи притягивает друг к другу взаимная симпатия.

38

Марк Аврелий употребляет греческое слово, которое означает «добродетель», «доблесть» как «совершенство», «достоинство» или «превосходство» любого вида. Изначально в греческом языке это понятие превосходства было связано с выполнением цели или функции, наиболее полным воплощением возможного, часто только в телесном смысле. Рассматривая учение стоиков, Диоген Лаэртский пишет: «Добродетель есть согласованность предрасположения (человека с природой). Она заслуживает стремления сама по себе, а не из страха, надежды или иных внешних причин. В ней заключается счастье, ибо она устрояет душу так, чтобы вся жизнь стала согласованной».

39

Андрогин – термин, который употребляется не только в смысле физического гермафродитизма, но и в смысле нравственного ничтожества.

40

Фаларис – тиран Агригентский (Агриженто, о. Сицилия), правивший в 565–549 гг. до н. э.

41

Нерон Клавдий Друз (37–68) – римский император в 54–68 гг. Оба монарха прославились своей легендарной жестокостью.

42

Марк Аврелий имеет в виду последователей учения Демокрита и Эпикура, считавших, что вселенная состоит из атомов (неделимых частиц разных форм и размеров) и пустоты.

43

Имеется в виду «жизненная сила» (см. примеч 1 ко Второй книге).

44

Агафон – древнегреческий поэт и драматург V в. до н. э. Упоминается в «Поэтике» Аристотеля. Сохранились лишь отдельные отрывки из его произведений.

45

Цитата из комедии древнегреческого драматурга Аристофана (ок. 446–385 гг. до н. э.) «Селяне». Кекропс – первый царь Афин, рожденный землей получеловек и полузмей.

46

По свидетельству римского писателя и философа стоика Луция Аннея Сенеки (ок. 4 г. до н. э. – 66 г н. э.), это изречение принадлежит философу Демокриту.

47

Марк Аврелий подразумевает образ жизни, который вели последователи кинизма – одной из важнейших философских школ античности, основанной в самом конце V в. до н. э. учеником Сократа Антисфеном (ок. 445–360 гг. до н. э.).

48

Возможно, подразумеваются Фурий Камилл (V–IV вв. до н. э.), которого называли «вторым основателем Рима»; Марк Катон Старший (234–149 гг. до н. э.) или Катон Младший Утический (95–46 гг. до н. э.); Сципион Африканский Старший, победитель Ганнибала при Заме (262 г. до н. э.), либо Сципион Африканский Младший, разрушивший Карфаген в 146 г. до н. э.; известны два Цезона – Фабий и Квинт, некий Волез упоминается Сенекой, как пример неимоверной жестокости; Леоннат – друг и соратник Александра Македонского; Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.) – римский император с 27 г. до н. э.; Адриан (76—138 гг.) – римский император с 117 г. из династии Антонинов; Антонин Пий – приемный отец Марка Аврелия.

49

Гомер. Одиссея, 1, 242.

50

Клото – одна из трех Мойр, богинь человеческой судьбы, дочерей Ночи. Клото прядет нить судьбы.

51

Намек на неизвестную басню или пословицу.

52

Геликия – город в Ахайе (Греция), затопленный в 373 г. до н. э. Помпеи и Геркуланум – города Италии, погибшие в 79 г. н. э. в результате извержения Везувия.

53

Имена выбраны произвольно.

54

Произвольная вставка переписчика, намекающая на высокое общественное положение автора книги.

55

Выражение Менандра, приведенное в конце параграфа полностью. Менандр (342–292 гг. до н. э.) – поэт, создатель новоаттической комедии.

56

Марк Аврелий имеет в виду учение Гераклита Эфесского (ок. 544–483 гг. до н. э.) и стоиков о периодическом поглощении мира (мировой пожар) единой сущностью (богом) и обратном его выделении. По Гераклиту, мир «всегда был, есть и будет вечно живым огнем, который мерами вспыхивает и мерами гаснет».

57

Намек на латинскую пословицу, согласно которой три вещи гонят человека из дома: дым, протекающая крыша и сварливая жена.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)"

Книги похожие на "Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Марк Аврелий Антонин

Марк Аврелий Антонин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Марк Аврелий Антонин - Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Размышления. В чем наше благо? Готовому перейти Рубикон (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.