» » » » Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие


Авторские права

Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Юридическая психология». Раскрыты аспекты психологических основ предварительного расследования, психологии судебной деятельности, исправительно-трудовой психологии, психологии потерпевшего, психологии несовершеннолетних. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами юридической психологии.






1. Мнение других лиц. Иногда даже самого общего и отрывочного мнения об интересующем нас лице достаточно, чтобы оно подействовало на нашу оценку этого лица. Например, если нам дали характеристику объекта нашего интереса или высказали самое поверхностное суждение о нем, то при встрече мы стараемся уложить поведение объекта в рамки шаблона, сформированного под влиянием чужого, возможно не совсем объективного мнения.

2. Галло-эффект. Вам понравился воспринимаемый, вы оцениваете его в терминах «приятного», если же не понравился -в терминах «неприятного». Эта общая оценка распространяется практически на любую черту личности. Как правило, галло-эффект имеет тенденцию размывать детали впечатления и формировать общую оценку объекта. Это явление наталкивает наблюдателя на структурирование какого-то устойчивого образа60.

3. Эффект снисходительности. Большинство людей благожелательно подходят к оценке незнакомого человека, многие склонны не замечать его явных недостатков. Однако есть люди, которые предпочитают сомневаться в положительных качествах объекта наблюдения. Иногда это выливается в стратегию: пока человек не докажет своей порядочности, его нельзя считать таковым. Когда мы встречаемся с чрезмерно выраженным эффектом снисходительности, то вполне обоснованно можем предполагать, что ошибки в оценке объекта – следствие психических отклонений у наблюдателя.

4. Стереотипы. Если наблюдаемый отличается от наблюдающего по какому-либо характерному признаку, то это отличие, бросаясь в глаза, вызывает у последнего строго определенные стандартные образы-стереотипы. Во-первых, это будут этнические и групповые стереотипы, затем клише, связанные с внешним видом (высокий – низкий, толстый – тощий; орлиный нос, сократовский лоб и т. д.), а также шаблоны, касающиеся физической ущербности, особенностей голоса и речи, экспрессивных движений (походка, мимика, жесты). Знание стереотипов восприятия и учет их при общении с представителями различных культур в значительной степени способствуют уменьшению ошибок в интерпретации поведения.

Каждый стереотип имеет свою логическую структуру и присущие ему закономерности проявления. Считается, например, что негры любят ритмическую музыку и яркие краски, рыжие темпераментны и т. д. Подметивший горячность рыжего и не заметивший еще большую горячность брюнета, утверждает, что это закономерность. Поэтому одна из причин ошибки заключается в том, что мы ожидаем от определенного лица (группы лиц) вполне определенного поведения.

5. Психическое состояние. Человек в хорошем настроении всех окружающих оценивает в основном в светлых тонах, и сам вызывает у них симпатию. Человек, пребывающий в депрессии, наоборот, не только сам видит все в сером цвете, но и к себе вызывает неприязненное отношение. Поэтому психическое состояние наблюдателя (наблюдаемого) может являться источником ошибок в оценке личности.

6. Доминирующая потребность. Доминирующая потребность делает человека особенно чувствительным к предмету своей потребности: охотник лучше видит зверя, сборщик ягод -

< ягоды. Следует, однако, отметить, что чем сильнее потребность, тем чаще в этих ситуациях может иметь место подмена: охотник может принять за зверя какой-либо предмет, сборщик ягод – сорвать непотребную ягоду, поэтому доминирующие в данный момент потребности могут явиться источником ошибок.

7. Защитные механизмы.

1. Проекция. Суть ее состоит в наделении реальности не присущими ей качествами. Проекция имеет место в поведении практически всех людей, однако наиболее сильно проявляется у людей с «расшатанными нервами». Когда человеку кажется, что он в чем-то подозревается, он будет неосознанно виНить в подозрении других, так иногда ему представляется, что его уличают в намерении, которое он сам считает несовместимым с его «Я-концепцией» и т. д.

Наблюдатель неизменно сравнивает наблюдаемого с самим собой. Ему кажется, что себя он знает хорошо, поэтому, на фоне своего «Я» ему лучше видится другой. Однако при участии защитного механизма искажающего восприятие, наблюдающий не способен составить объективное представление о личности другого.

2. Подавление или вытеснение в подсознание – механизм психологической защиты при котором происходит активное забывание психического материала.

3. Реактивное обучение. Принятие человеком чувств и поступков, противоположных тем, что были вытеснены с прямо противоположной стратегией действий.

4. Отрицание или отвергание. Выражается в бессознательном отказе допустить существование отдельных факторов.

5. Вытеснение – замена недостижимой цели другой целью.

6. Сублимация. Разновидность вытеснения. Реализация невозможного в творчестве.

7. Рационализация (Теория когнитивного диссонанса).

Убедительные доводы в оправдание своего поведения.

Человек прибегает к средствам психологической защиты в крайних случаях, т. к. это требует больших затрат энергии.

8. Упрощение. Первое впечатление, как правило, всегда неполно. Это связано с тем, что объект восприятия, человек, очень сложен. Поэтому многие из нас склонны к упрощению при восприятии людей. Поскольку тенденция к упрощению присуща большинству, то многие люди практически бессильны воспринять другого человека. Они сразу же по какому-то одному факту делают выводы, закрепляют эти итоги в своем сознании и потом с трудом меняют их. Это свойство зависит от индивидуальных особенностей людей1.

Поскольку все перечисленные источники ошибок имеют место в деятельности, по нашему мнению, надо рассмотреть, хотя бы кратко, причины этих ошибок.

Причины ошибок восприятия и оценки личности связаны, во-первых, с особенностями личности воспринимаемых, во-вторых, с непреднамеренным или преднамеренным влиянием воспринимаемых на воспринимающего и, в-третьих, с особенностями личности реципиента. Здесь следует отметить как индивидуально-психологические особенности людей, которые мы воспринимаем, так и их действия с целью предвосхищения своей оценки и обмана наблюдателя.

Чуфаровский Ю.В. Общение наука и культура. – Ташкент, 1986. – С. 30-34.

Индивидуально-психологические особенности воспринимаемых коррелируют со степенью открытости личности. Люди воспринимаются по-разному. Одни как бы открыты для восприятия, о них всегда легко составить первое впечатление. Другие закрыты, о них часто трудно сказать что-либо определенное Условно выделяют несколько типов людей.

Есть категория людей, плотно скрытых под своим «панцирем» личности, что очень затрудняет доступ к их внутренним переживаниям. Они могут быть интеллектуалами, застенчивыми, недалекими и т. д., но догадаться об этом нелегко. Другие что-то всегда подозревают, чем-то встревожены. Они отовсюду ждут неприятности, от этого постоянно напряжены и враждебно ко всему настроены. Третьи постоянно в движении, их внутренний мир скрыт за цепью действий и операций. Они субъективно ощущают свое превосходство над другимй и гордятся им. Есть люди, которые хорошо умеют приспосабливаться к обстоятельствам. Там, где нужно, они могут возмутиться, польстить и т. д. Их настроение-меняется в зависимости от ситуации. Встречаются также люди, неподдающиеся никакой характеристике. Они растворяются в толпе, не оставляя в памяти наблюдателя следов о своем образе. О них очень трудно сказать что-либо определенное. Все это отражается на первом впечатлении.

Известно также, что когда человек осознает, что за ним наблюдают, он незамедлительно старается применить различные уловки, чтобы выглядеть так, как ему хочется, чтобы его восприняли. Визуально это выражается в искажении или подмене экспрессивных движений (мимики, жестов и т. д.). Следует отметить, что обман может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Ранее мы отметили, что объект оценки воспринимается нами в виде целостного образа, впечатление об объекте формируется без учета содержательных факторов. Лицо, тело, руки, голос и речь объекта, являющиеся показателями его внешних реакций, как бы ускользают от нашего внимания. Между тем лицо генерирует мимические движения, ослабляя или усиливая их соответствующим выражением глаз. Тело, имея соответствующие формы, принимая характерные позы, производит благоприятное или неблагоприятное впечатление. Определенная жестикуляция рук вызывает у нас чувство симпатии или антипации к человеку. Голос с присущим ему диапазоном звуковых частот, резонансом, темпом и другими факторами создает у нас притягательное или отталкивающее ощущение. И, наконец, речь, отражающая уровень интеллекта, заставляет нас восхищаться, удивляться или разочаровываться в изучаемом лице.

Таким образом, при оценке личность по внешним признакам юрист-практик должен понимать реакции лица, тела, рук, голоса и речи. Исследования советских психологов61 нацеливают нас на изучение невербальных коомуникаций: экспрессивных реакций лица, движения глаз, телосложения, позы, походки, жестов, голоса, речи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Книги похожие на "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Чуфаровский

Юрий Чуфаровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.