» » » » Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие


Авторские права

Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство ЛитагентПроспект (без drm)eba616ae-53d9-11e6-9ba0-0cc47a1952f2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложены основные теоретические и практические вопросы курса «Юридическая психология». Раскрыты аспекты психологических основ предварительного расследования, психологии судебной деятельности, исправительно-трудовой психологии, психологии потерпевшего, психологии несовершеннолетних. Пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами юридической психологии.






В отличие от конвенциальных межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое «официальное» положение, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является субъективная оценка людьми члена своего круга.

Важность названного феномена заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в основе чувства собственного достоинства.

Люди с развитым чувством собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они справляются со своими внутренними конфликтами, подавляют склонности, которые доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные, тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с пониженной самооценкой обладают противоположными качествами. В результате у тех и других формируются специфические свойства самосознания.

Самосознание – это прежде всего сознание себя в качестве устойчивой, более или менее определенной единицы, сохраняющей свою независимость и целостность в различных ситуациях. Самосознание – это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый человек, если у него нормально развито самосознание, сознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он отказывается от них полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой уровень самосознания, в действие вступают механизмы психологической защиты. «Идея «психологической защиты», – пишет Ф.В. Бассин, -отразила совершенно реальную и важную сторону психической деятельности… Психологическая защита является нормальным, постоянно применяемым психологическим механизмом…»27.

На формирование личности оказывают влияние как деловые, так и личные отношения.

Конкретная социальная общность, в пределах которой люди непосредственно контактируют между собой (семья, сотрудники кафедры и т. п.) называется малой группой. Наиболее развитая социальная группа – коллектив.

Основное назначение социальной группы – целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Положение человека в группе, его права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в соответствии с его общественным статусом называется социальной ролью.

Группа своими требованиями может усиливать или ослаблять отдельные свойства личности.

В своей микросфере человек вступает в непосредственные личные контакты. Возникают межличностные отношения, которые зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их социального статуса. Люди часто подавляют в себе те проявления, которые противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат. слова con-for-mis – подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше требование конформности, тем меньше вероятность отклонений.

Человек придерживается той линии поведения, которая поддерживается, одобряется ближайшим к нему окружением, с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и представления, противоречащие общепринятым нормам морали, то разделяя их, индивид вступает в конфликт с обществом и впоследствии с законом. Так, совместная преступная деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в одиночку. Подросток, приобщаясь к атмосфере преступной группы, подвергается быстрой десоциализации.

Социальные нормы являются важнейшими средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и группами для формирования необходимого им типа поведения и свойств личности,

В процессе деятельности, общения и взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается нормативно-ценностная система – особое психологическое образование – важнейший компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуляторов поведения человека. Формирование этой системы – основное направление социального развития личности как специфического в психологическом плане процесса становления гражданина.

Полнота и степень реализации прав и свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок, ценностных ориентаций и других психологических свойств и качеств. Социально-правовая активность проявляется как способ самоактуализации личности, реализации ее внутреннего социально-политического и нравственного потенциала28.

§ 2. Психологическая структура личности

Для человека, отмечает С Л. Рубинштейн, фундаментальное значение имеет сознание… Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию нет личности29. Сознание является тем структурным компонентом, который цементирует всю структуру личности.

Поле сознания – неоднородно. Оно состоит и из образов объективной реальности и из фантастических картин внутреннего мира. Центральная часть сознания – локус – то, что находится в пристальном внимании в данный момент, а периферическая область – то, что менее отчетливо. Эти области подвижны. В локус внимания мы можем ввести все, что хотим. Объем сознания составляют отдельные слоги, законченные фразы, целые матрицы. Согласно, Закону Мюллера объем сознания равен 7 ± 2 единицы. Например, если необходимо запомнить номер телефона из семи цифр, то следует разбить большое число на три группы, которые составят трехзначное и два двузначных числа.

Соотношение сознательных и бессознательных процессов выражается следующей схемой.

Схема № 1. Сознательные и бессознательные процессы.

Подсознательные процессы – латентные знания рядом с сознанием. Бессознательное – когда-то было в сознании и труд-новозвратимо обратно.



Все неосознаваемые процессы можно разделить на три больших класса:

1. Неосознанные механизмы сознательных действий;

2. Неосознанные побудители сознательных действий;

3. Надсознательные процессы.

И три подкласса:

1. Неосознанные автоматизмы;

2 Явления неосознанной установки;

3. Неосознанные сопровождения сознательных действий.

К первому подклассу относятся врожденные или ранопрй-обретенные первичные автоматизмы; ходьба, поворот головы на звук, мигание и т. д. Ко вторичным автоматизмам относятся навыки, которые когда либо были сознательными и т. д. Чем более сформирован навык, тем труднее вернуть его в сознание.

К. К. Платонов считает, что структура личности складывается из четырех подструктур: 1) биологически обусловленных особенностей; 2) особенности отдельных психических процессов; 3) опыта личности; 4) социально-обусловленных качеств.

Однако точка зрения К. К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.

Структура личности, полагает другой психолог А. Г. Ковалев образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности, характера, темперамента и способностей30 В учебнике «Общая психология» под редакцией А. В. Петровского основными структурными компонентами признаются также темперамент, характер и способности.

Если мы проанализируем некоторые точки зрения на структуру нервной системы личности, то придем к выводу о том, что первостепенное значение приобретает прежде всего темперамент, характер и способности31.

Темперамент – характеризует тип нервной системы человека. Представляет собой индивидуально-психологические особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Слово «темперамент» произошло от латинского слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» – четырех жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название темпераментов, кровь (сангвие) – сангвиник; слизь (флегма) – флегматик; желтая желчь (холе) – холерик; черная желчь (мелана холе) – меланхолик. Эту систему темпераментов предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ

Одно из учений о темпераменте было создано И.П. Павловым. «Темперамент, – писал Павлов – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого индивидуума»32. Складывается тип темперамента на основе соотношений силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов – возбуждения и торможения. Как отмечает К. К. Платонов33, в обычных условиях каждый темперамент имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна общительность; флегматику выдержка и самообладание; холерику – страстность, активность, увлеченность в работе; меланхолику – глубокие переживания, впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника – поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика – «толстокожесть», безразличие к людям, сухость; у холерика – взрывчатость, стремление к незавершению начатых действий; у меланхолика – замкнутость и застенчивость


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Книги похожие на "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Чуфаровский

Юрий Чуфаровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Чуфаровский - Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Юридическая психология в вопросах и ответах. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.