» » » » Виктор Кротов - Литературная студия: открытие возможностей


Авторские права

Виктор Кротов - Литературная студия: открытие возможностей

Здесь можно купить и скачать "Виктор Кротов - Литературная студия: открытие возможностей" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Литературная студия: открытие возможностей
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Литературная студия: открытие возможностей"

Описание и краткое содержание "Литературная студия: открытие возможностей" читать бесплатно онлайн.



Здесь собран богатейший методический и практический материал по ведению литературной студии как для детей, так и для взрослых. Приведены многочисленные вопросы для «литературных разминок», около 150 литературных игр. Даны планы большого числа занятий по важным темам. Особое внимание уделено тому, как создать на студии атмосферу живого творчества, как избежать чисто ремесленного подхода к литературной работе, как развивать самобытную креативность, не прибегая к навязыванию своих ценностей.






Сама личность, внутренний мир автора, его мировосприятие являются центральными моментами ТЖ-методики. Поэтому ТЖ не ограничено рамками литературной эстетики и техники работы с текстом. Оно способствует душевному развитию человека, его самосознанию, постижению окружающего мира и других людей.

Тормошение жанром побуждает к углублённому восприятию себя и мира, подразумевающему творческий подход к самой своей жизни.

Можно использовать ТЖ не только для работы студии, но и как метод самообучения (самотормошения). Литературного, если главная задача для нас – владение словом. Жизненного, если мы нацелены на поиски своего призвания. Педагогического, если мы посвящаем себя поддержке творчества в других людях и нуждаемся в инструментальной основе для этой работы.


Принципы ТЖ применимы для занятий с авторами любого возраста. Но это не значит, что их можно использовать совершенно одинаково, без всякой адаптации. Чем однороднее группа, с которой идёт занятие, тем естественнее ориентировать методику на занятия именно с такой возрастной группой. Если же мы имеем дело с разнородной группой, это можно компенсировать усилением индивидуального внимания к участникам. Чем больше педагогический опыт, тем легче работать одновременно с теми, кто различается по возрасту или по уровню развития.

Тормошение жанром – наиболее естественный путь пробуждения вкуса к письменному творчеству и его развития. Чем же и тормошить автора, как не самими литературными возможностями!

Полезные жанры

Стыдно признаться, но ведь из всех живых существ один лишь человек не знает, что для него полезно.

Плиний Старший, римский писатель I века

Для начального этапа литературного творчества лучше всего подходят жанры небольшого объёма, предъявляющие минимум формально-технических требований к тексту. Внимание к таким жанрам – существенная особенность ТЖ. Некоторые из них малоизвестны, некоторые редко используются в том виде, в котором они наиболее эффективны. Поэтому обычно приходится заново их «открывать» вместе с участниками студии.

Вот ориентировочный перечень этих жанров:

– афоризм-определение,

– эссе,

– сказочка,

– рассказик,

– свободное трёхстишие,

– двустишие,

– четверостишие.


Состав перечня можно расширить или сократить в соответствии с предпочтениями ведущего, с его личным опытом. Что касается приведённых здесь жанров, они подробно описаны в книге «Написать свою книгу». Некоторые дополнительные комментарии и примеры (особенно для детского творчества) приведены в других книгах серии «Служение Слову».

Полезные жанры могут стать реальными точками опоры для начинающего автора. Они могут пригодиться и давно пишущему человеку для повышения качества письменной речи, для уточнения и шлифовки собственного литературного стиля.

Даже если какой-либо из подобных жанров вызовет неприятие у того, кому предложен, он всё равно сыграет определённую роль. Уже не как точка опоры, а как точка отпора, побуждающая к чему-то другому, в чём нуждается душа для самовыражения.

Таким образом, первый плюс обращения к полезным жанрам – в тормошении. Вообще говоря, всякому жанру, который играет стимулирующую роль для кого-то из участников студии, можно присвоить звание полезного. Но дело ещё и в том, чтобы постараться извлечь из каждого жанра максимальную пользу. Для участников студии это означает учиться пользоваться ими, творчески тренироваться. А для ведущего – помочь остальным в освоении очередного жанра. Раскрыть его достоинства, возбудить аппетит к нему, показать, как с ним работать.

Этому служат следующие средства:


– Информация о жанре. Связанные с ним «правила игры». Конструктивные особенности, приёмы работы.

– История возникновения. Колоритные подробности (пусть даже они не имеют особенного практического значения), культурные ассоциации.

– Рассказы об авторах, связанных с созданием или развитием жанра. Их литературная или житейская биография, эпизоды жизни.

– Демонстрация произведений различных авторов, писавших в этом жанре. Сильные и слабые произведения, присматривание к удачам и неудачам.

– Игры и тренинги. Практическое применение жанра (экспромтом). Внимание к отдельным его свойствам.

– Задания (незадания). Прямые, направленные на работу именно с этим жанром, или косвенные, подразумевающие возможность обращения к нему.

– Разбор результатов. Подчёркивание удач. Преодоление трудностей (может быть, с помощью коллективного обсуждения).

– Редактирование текстов. Не как необходимость, а как возможность улучшения. Привлечение к этому остальных участников. Сравнение исходных и окончательных вариантов.

– Импровизации. Выступление ведущего или одного из участников. Или участие всех – в форме тренинга.

– Внутристудийные конкурсы – в рамках данного жанра. Без присуждения мест, просто ради интересных результатов.

– Составление сборников и подборок, посвящённых жанру. Публикация подборок в периодике, малотиражное издание сборников.

– То, что ведущий придумывает сам. Находки, которые работают, обязательно надо записывать, чтобы не забыть самому и чтобы пригодились другим.

Даже частичное применение этих средств позволяет расположить большинство участников к выбранному на данный момент жанру, поощрить их к самостоятельной работе с ним. Дальше каждый решает сам, насколько этот жанр ему близок. А дело ведущего – время от времени показать жанр в дополнительном ракурсе, придать новый импульс его освоению.

Всякий жанр может стать полезным, если возбудить аппетит к нему. Для этого и самому нужно относиться к нему с аппетитом.

Преодоление границ

Чистота жанра – это явление его упадка.

Александр Гладков, русский драматург XX века

Методика ТЖ подразумевает три этапа знакомства с каждым полезным жанром (впрочем, как и с любым другим):


– Знакомство с характерными особенностями. С теми, благодаря которым мы выделяем произведения данного жанра среди других. Чтобы почувствовать их, необходимо самому попробовать писать в этом жанре, уделяя внимание каждой из этих особенностей.

– Освоение диапазона возможностей. Попытки таких видоизменений текста, при которых он остаётся в рамках жанра, но приобретает те или иные оригинальные черты.

– Исследование пограничных свойств. Обнаружение родства данного жанра с другими, близкими к нему в том или другом отношении. Открытие путей перехода от жанра к жанру.

Первый этап не сводится к обсуждению информации о жанровых признаках. Ни один жанр не возникает на пустом месте, поэтому важно познакомиться с его происхождением, историческими или национальными видоизменениями (это пригодится и для последующих этапов). Но главное – пробовать пользоваться этим жанром.

Задача ведущего – с самого начала помочь участникам почувствовать вариативность всякого жанра, влияние на его судьбу страны, эпохи, отдельных авторов, работающих с ним. Тем самым мы приближаемся к пониманию (или чувствованию) того, что жанр – это не только определённая форма, но и достаточно широкая возможность самораскрытия.


У каждого жанра имеются две основные составляющие:

– Консервативное ядро. Оно сформировано традицией как устоявшаяся комбинация свойств. И обычно узаконено литературоведением, у которого уже было достаточно времени для его изучения. Это центростремительная сила, поддерживающая единство жанра.

– Новаторские направления. Результаты прежних ответвлений, не получивших активного продолжения, или попытки личностного развития жанра наиболее решительными авторами современности.

Информируя участников студии об одной составляющей и поддразнивая другой, ведущий преследует несколько разных целей. Во-первых, раскрыть классические возможности жанра. Во-вторых, показать тенденции его развития. В-третьих, подтолкнуть каждого к выработке самостоятельного взгляда на жанр, а главное – к экспериментальному использованию его в своём творчестве. Всё вместе и составляет второй этап: освоение диапазона возможностей.


Что касается третьего этапа, исследования пограничных свойств, он помогает преодолеть излишне ученическое отношение к литературе. Автор начинает острее чувствовать единство письменной речи и независимость от канонов, установленных до него.

Жанровые переходы не сводятся к заданиям типа «написать то же в другом жанре». Среди них можно выделить три вида, соответствующих разным этапам работы:


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Литературная студия: открытие возможностей"

Книги похожие на "Литературная студия: открытие возможностей" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Кротов

Виктор Кротов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Кротов - Литературная студия: открытие возможностей"

Отзывы читателей о книге "Литературная студия: открытие возможностей", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.