» » » » В. Смирнов - История зарубежной и отечественной социологии


Авторские права

В. Смирнов - История зарубежной и отечественной социологии

Здесь можно купить и скачать "В. Смирнов - История зарубежной и отечественной социологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентКнорусc6af03c1-2809-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
В. Смирнов - История зарубежной и отечественной социологии
Рейтинг:
Название:
История зарубежной и отечественной социологии
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4365-0247-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История зарубежной и отечественной социологии"

Описание и краткое содержание "История зарубежной и отечественной социологии" читать бесплатно онлайн.



Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 39.03.01 «Социология». В нем рассматриваются вопросы становления и развития социологии, основные теоретические направления социологических школ. Большое внимание уделено различным этапам развития зарубежной и отечественной социологии. Важное место занимает анализ актуальных вопросов развития социологии.

Авторы надеются, что данное пособие послужит хорошим подспорьем в дальнейшем изучении поставленных в нем проблем.

Для аспирантов, студентов, преподавателей, занимающимися вопросами истории социологии.






6.1. Интегральная социология Питирима Сорокина

Система социологии П. Сорокина

Структуру социологических знаний П. Сорокин описывает в 1 томе своей «Системы социологии» во 2-й главе обширного введения «Архитектоника социологии и ее основные отделы», а также рисует обобщенную схему.

Объектом изучения социологии, по П. Сорокину, является социальное поведение и деятельность людей, социальных групп и структуры общества в целом. Но чтобы это изучение было действительно научным, строго эмпирическим, социолог в первую очередь должен ориентироваться на изучение простейших социальных явлений, каким является взаимодействие двух индивидов. При этом в полной мере должны учитываться как психические переживания, так и внешние поведенческие акты, вызываемые переживаниями и внешними актами другого. Таким образом, если в определении «руководящих принципов социологии» П. Сорокин остается на позиции ортодоксального социологического позитивизма, то в определении объекта и предмета он переходит на позиции неопозитивизма.

Предметом социологии, с точки зрения П. Сорокина, выступает межчеловеческое взаимодействие, отличное от взаимодействия в неорганической и органической природе.

Вся социология делится автором на теоретическую и практическую.

Теоретическая социология распадается на 3 основных отдела:

I. «…на социальную аналитику (или социальную анатомию и морфологию), изучающую строение населения». Она делится на 2 подотдела: социальную аналитику, изучающую строение простейшего социального явления и социальную аналитику, изучающую строение сложных социальных единств, образованных путем той или иной комбинации простейших социальных явлений. «Таким образом, социальная аналитика есть учение о социальных явлениях, рассматриваемых, во-первых, статистически, во-вторых, изучаемых… с точки зрения их строения»;

II. «…на социальную механику, изучающую социальные силы и социальные процессы». Она делится на 3 части:

«1-я часть: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов.

2-я часть ставит задачей изучение не сил, а процессов, совершающихся в среде данного населении, здесь изучаются все важнейшие «физиологические процессы, данные в среде любой социальной группы.

3-я часть изучает механику социальных процессов на анализе судеб личности с момента ее появления и до момента ее смерти. Эти три части «Социальной механики» исчерпывают «физиологию общества», т. е. учение о социальных процессах».

III. «…на социальную генетику, или теорию эволюции общественной жизни и отдельных ее сторон, исследующую законы развития последних явлений» «… ее можно иначе назвать теорией социальной эволюции (в отличие от оценочной теории прогресса).

Практическая социология (или «социальная политика»): «Социальная политика, подобно прикладной медицине, должна быть системой рецептуры, указывающей точные средства для борьбы с социально-психическими болезнями, для рациональных реформ во всех областях общественной жизни. для наилучшего использования социально-психической энергии».

Научные концепции П. Сорокина – это «концепция социальных нарушений», «социология революций», «аграрная социология», «теория конвергенции», «теория социокультурной динамики», «теория социальной стратификации и мобильности», «интегрализм», «концепция истории теоретической социологии», «теории цикличности», «концепция смены мировых цивилизаций» и т. д. П. Сорокин создал как минимум четыре совершенно уникальных и эпохальных научных парадигмы: работы по социологии экстремальных ситуаций, интегративный подход, приведший к появлению теории социальной стратификации, к теории мобильности; социальная и культурная динамика; теория социальной любви и творческого альтруизма.

Концепция социальных нарушений и их роли в жизнедеятельности общества. Стержнем созданной им концепции социальных нарушений являются войны и революции.

В первую очередь П. Сорокин приводит классификацию и дифференциацию социальных нарушений. Он выделяет 5 классов нарушений:

• политические нарушения, способные вызвать изменение существующего политического режима или строя;

• социоэкономические нарушения направленные на модификацию социального и экономического порядка;

• национальные и сепаратистские нарушения, направленные на достижение национальной независимости, автономии или каких-либо привилегий на национальной почве;

• религиозные нарушения – дезорганизация, раскол церковной жизни, конфликты разных конфессий и т. п.;

• «смешанный тип» нарушений, без единого лидирующего класса, объединяющий их в самые причудливые комбинации».

Пытаясь определить причину появления процессов социальных нарушений, он приводит «гипотезу транзита». «Гипотеза транзита» раскрывает происхождение флуктуации и пики роста социальных нарушений. Внутренние социальные нарушения есть одна из форм имманентной борьбы «интегральных», «неинтегральных» и «полуинтегральных» элементов за очередное лидерство в обществе и культуре. Центральная причина появления социальных нарушений в неизбежном имманентном изменении любой социокультурной системы, когда ее доминирующие формы, достигнув предела своих потенциальных возможностей, «лимита» начинают клониться к упадку, а идущие им на смену формы еще только складываются.

Исходным условием «извержения» социальных нарушений П. Сорокин считал «неустроенность» социальной или культурной или обеих вместе систем, однако, определяющую роль в его построениях оставалась за значимостью ценностей и их систем, т. е. за культурной системой. Когда какая-либо социокультурная система вырабатывает свой предел прочности, она ясно начинает демонстрировать признаки дезинтеграции и входит в стадию транзита, которая характеризуется бурным ростом социальных нарушений, приближающим пик социальных нарушений, который может быть острым и не очень острым, в зависимости от того, насколько «стихийное протекание «транзита» можно сделать более управляемым и целесообразным.

Проблемы социокультурной динамики и социальной мобильности раскрываются П. Сорокиным также в книге «Социальная и культурная мобильность». Этот труд считается классическим учебником по теории социальной мобильности и стратификации. В нем впервые введены такие термины, как «социальное пространство», «вертикальная и горизонтальная мобильность», ставшие затем общеупотребительными.

П. Сорокин утверждал, что культурные системы организуются вокруг центральной ценности или принципа, которые придают им порядок и единство. Социолог открывает их с помощью логико-смыслового метода.

Исходя из того, что самым главным регулятором любого общества является исповедуемая им система ценностей, П. Сорокин выделяет три типа социокультур (цивилизаций), периодически сменяющих друг друга: идеанциональную (доминируют духовные ценности), чувственную (доминируют материальные ценности) и идеалистическую, представляющую собой более – менее гармонический синтез двух первых. На основе обобщения огромного исторического материала П. Сорокин констатирует, что за последние 2500 лет западная культура следовала этому ритму, пройдя дважды указанную выше очередность, и в настоящее время находится в фазе упадка третьей чувственной эпохи.

Анализируя логику установленной исторической динамики, П. Сорокин приходит к выводу, что идеациональные культуры основаны на интуитивной истине, чувственные – на власти чувств, а идеалистические – на истинах разума. Ни один из этих принципов, ни одна соответствующая им культура не обеспечивают полноты и завершенности понимания жизни. Системы истины меняются, так как каждый тип знания имеет сильные и слабые стороны. Чем дольше доминирует определенная ментальность (тип восприятия мира), тем больше накапливается аномалий.

Выход из этого замкнутого круга чередования «односторонних» цивилизаций П. Сорокин видит в установлении интегральной истины. Это форма знания, соединяющая правду чувств, рациональную правду разума и надрациональную истину веры. В провозглашенной интегральной философии, в концепции интегрализма П. Сорокин сводит воедино религиозные, научные и рациональные аспекты социально-психологичного опыта. В итоге человеческая цивилизация обретает более совершенные интеллектуально-ментальные инструменты постижения жизни, космоса и роли человечества в них. Концепция интегрализма П. Сорокина представляет собой сложную систему, включающую в себя понятие интегральной истины (составляющей основу интегральной науки), человека как интегрального существа, интегрального суперорганического мира и высшей интегральной ценности. Эта философия «… рассматривает всю действительность как бесконечное Х бесконечных качеств и количеств: духовных и материальных, моментальных и вечных, вечно-меняющихся и неизменных, личностных и сверхличностных, временных и безвременных, пространственных и лишенных пространства, единых и многих меньших, чем малое, и больших, чем большое. В этом смысле действительность представляет собой страшную тайну и колдовство совпадений противоположностей».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История зарубежной и отечественной социологии"

Книги похожие на "История зарубежной и отечественной социологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора В. Смирнов

В. Смирнов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "В. Смирнов - История зарубежной и отечественной социологии"

Отзывы читателей о книге "История зарубежной и отечественной социологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.