Андрей Голубев - Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь"
Описание и краткое содержание "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый вашему вниманию энциклопедический словарь «Великая Отечественная Война. 1941–1945» содержит более 10000 статей и иллюстраций, посвященных великому подвигу советского народа и Вооруженных Сил СССР в войне с фашистской Германией и ее сателлитами.
К сожалению, среди огромного количества справочной литературы, выпущенной в нашей стране в последние годы, нет энциклопедического труда о Великой Отечественной войне. Последний раз подобная книга – энциклопедия «Великая Отечественная война» – выходила 30 лет назад, в 1985 году. Восполнить этот прискорбный пробел в преддверии 70-летия Победы смогли Андрей Голубев и Дмитрий Лобанов, подготовившее впервые в истории современной России наиболее полный энциклопедический словарь «Великая Отечественная война. 1941–1945».
Этот капитальный труд содержит информацию о всех наиболее заметных событиях Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и Советско-японской войны 1945 г., знаменитых советских военачальниках и героях, вооружениях и родах войск, крупнейших войсковых операциях и фронтах, участвовавших в них.
Статьи словаря освещают основные военные действия советских Вооруженных Сил, их организацию и вооружение, военную экономику, внешнюю политику СССР в годы войны, вклад в победу над врагом советской науки и культуры. Широко освещена работа тыла и его единство с фронтом. Помещены биографические справки о руководителях партии и государства, крупнейших советских военачальниках, о героях фронта и тыла, выдающихся деятелей науки и культуры.
Книга создана с учетом новейших исторических исследований и рассчитана как на подготовленного читателя, которому может стать полезным справочным пособием в работе, так и на учащихся и тех, кто интересуется историей нашего Отечества. Она будет востребована в школьных, вузовских и публичных библиотеках и незаменима как пособие по патриотическому воспитанию молодежи.
Впервые блицкриг на практике был блестяще проведен немецкими военными стратегами (Манштейн, фон Клейст, Гудериан, Рундштедт и другие) в начале 2-й мировой войны при захвате Польши: к концу сентября Польша перестала существовать, хотя в ней осталось более миллиона немобилизованных человек призывного возраста. Во Франции также не были исчерпаны людские резервы к моменту подписания перемирия. Вся кампания во Франции заняла лишь 6 недель: с 10 мая по 21 июня 1940, а в Польше – 5 недель с 1 сентября по 5 октября (дата прекращения сопротивления последних регулярных частей польской армии) 1939. В начале ВОВ стратегия блицкрига позволила нацистской Германии быстро уничтожить советские войска в полосе 100–300 км к востоку от границы между СССР с Германией и ее союзниками. Тем не менее, потеря нацистами времени на уничтожение окруженных советских войск, износ техники и сопротивление обороняющихся привели в итоге к провалу стратегии блицкрига на Восточном фронте.
БОГДАНОВ Семен Ильич (17.8.1894 -12.3.1960), военный деятель, маршал бронетанковых войск (1945), дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Сын рабочего. Образование получил в Высшей военно-педагогической школе (1923), на академических курсах усовершенствования при Военной академии механизации и моторизации (1936). Работал слесарем, в 1915 призвана армию. Участник 1-й мировой войны, прапорщик запасного полка. В 1918 вступил в Красную армию, командир роты, батальона. После войны командовал полком, 9-й механизированной бригадой. Во время массовых чисток в армии был арестован и больше года провел в тюрьме. В 1941 освобожден и в марте назначен командиром танковой дивизии. Во время ВОВ был зам. командующего 10-й А по танковым войскам (1942), командиром танковых и механизированных корпусов (1942-43), командующим 2-й танковой А (сент. 1943 – июль 1944 и с янв. 1945), которая под его командованием получила в 1944 название «гвардейская». Руководил армией в боях в Польше, при штурме Берлина. В 1942 вступил в ВКП(б). В 1948-53 командующий бронетанковыми и механизированными войсками Советской армии. В 1953-54 командующий армией, в 1954-56 нач. Военной академии бронетанковых и механизированных войск. В мае 1956 вышел в отставку.
Лит.: Залесский К. А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. М.: Вече, 2000.
БОМБАРДИРОВОЧНАЯ АВИАЦИЯ, в годы ВОВ являлась основной ударной силой советских ВВС. На ее долю приходится свыше 500 тыс. т бомб из 660 тыс. т бомб, сброшенных на врага советскими летчиками. К началу войны бомбардировочная авиация по своему оперативно-тактическому предназначению делилась на ближнюю бомбардировочную авиацию и дальнюю бомбардировочную авиацию Главного Командования.
Ближняя бомбардировочная авиация (ББА) предназначалась для непосредственного тактического взаимодействия с наземными войсками на поле боя и действий в войсковом и оперативном тылу противника в интересах боя и операции наземных войск. Организационно она состояла из бомбардировочных авиационных дивизий, которые являлись высшими тактическими соединениями и входили в состав ВВС округов (с началом войны – ВВС фронтов). Каждая дивизия имела от двух-трех до четырех-шести авиаполков, состоящих из пяти эскадрилий по 12 самолетов (62 самолета в авиаполку). Авиационный полк являлся основной тактической единицей и предназначался для решения отдельных тактических задач как в составе авиадивизии, так и самостоятельно. Бомбардировочная авиационная эскадрилья состояла из четырех звеньев трехсамолетного состава и была основным тактическим подразделением.
Помимо однородных авиационных дивизий ближняя (в дальнейшем фронтовая) бомбардировочная авиация была представлена также бомбардировочными авиационными полками смешанных авиационных дивизий (по два-три бап в каждой дивизии).
Всего на 22 июня 1941 в ВВС западных приграничных военных округов (Ленинградского, Прибалтийского, Западного, Киевского и Одесского) насчитывалось 48 бомбардировочных авиационных полков (7 авиационных дивизий), а общий удельный вес бомбардировщиков составлял 31 %.
Основным типом фронтового бомбардировщика накануне войны был самолет СБ, состоявший на вооружении с 1935 г. Самолет Пе-2, превосходивший немецкие бомбардировщики такого же типа Ю-87 и Ю-88, стал поступать на вооружение лишь в начале 1941. К началу войны боевое применение нового самолета, особенно бомбометание с пикирования, находилось в начальной стадии освоения.
Авиационные полки, вооруженные самолетами СБ, были подготовлены к боевым действиям днем в простых метеорологических условиях со средних высот. К действиям в сложных метеорологических условиях и ночью было подготовлено только 15,6 % экипажей. В каждом авиаполку для полетов ночью была подготовлена одна эскадрилья. Все это не позволяло полноценно использовать боевые возможности частей и соединений бомбардировочной авиации.
Самолёт СБ
(фронтовой скоростной бомбардировщик)
Дальняя бомбардировочная авиация (ДБА) предназначалась для ударов по глубокому тылу противника в целях подрыва его военно-экономической мощи, для уничтожения линейных сил военно-морского флота, авиации и глубоких оперативных резервов, борьбы с железнодорожными, морскими и автомобильными перевозками. В отдельных случаях она могла привлекаться для поражения живой силы и боевых средств противника на поле боя. Накануне войны ДБА состояла из пяти авиационных корпусов и трех отдельных авиационных дивизий. Корпус состоял из двух дивизий, дивизия – из трех-четырех авиаполков по 61 самолету в каждом. Четыре авиакорпуса и одна отдельная авиационная дивизия (всего 9 дивизий, 29 авиационных полков) дислоцировались в Европейской части СССР, 5-й авиакорпус находился на Дальнем Востоке в стадии формирования.
Основными типами состоявших на вооружении дальних бомбардировщиков являлись самолеты ДБ-3 разных модификаций (до 86 % самолетного парка ДБА) и ТБ-3 (14 %). Новейших самолетов ТБ-7 (Пе-8) в строевых частях было всего 11.
Новые советские самолеты не только не уступали, но по ряду важных показателей превосходили бомбардировщики противника. Однако в то время их было еще слишком мало.
Опыт боевых действий ВВС за первые недели войны показал несовершенство организационной структуры авиационных соединений и частей. Как отмечалось в директивном письме Ставки Верховного Командования командующим фронтами от 15 июля 1941, многополковые дивизии и авиационные полки 62-самолетного состава оказались «…очень тяжеловесны, громоздки и непригодны для маневренных боев». Кроме того, указывалось в письме, громоздкость полков «мешает рассредоточению самолетов на аэродромах и облегчает противнику возможность уничтожать их на земле». В связи с этим Ставкой ВГК было признано целесообразным постепенно перейти к организации авиационных полков в 30 самолетов и авиационных дивизий двухполкового состава.
10 августа 1941 был издан приказ командующего ВВС Красной Армии, по которому в соответствии с решением ГКО бомбардировочные авиационные полки стали формироваться трехэскадрильными, смешанными, в 32 самолета (2 бомбардировочные и 1 истребительная авиационная эскадрилья по 10 самолетов каждая и 2 бомбардировщика в управлении полка).
Однако 20 августа 1941 последовал приказ Народного Комиссара Обороны, в котором говорилось: «Ввиду того, что новые самолеты, вроде Ил-2, Пе-2, Як-1 и т. д., являются грозным оружием против врага и необходимо их иметь на всех фронтах, тогда как промышленность пока не успевает удовлетворять потребности фронтов… впредь все авиационные полки, получающие новую материальную часть, формировать в составе двух эскадрилий по 9 самолетов в каждой и двух самолетов для командира полка и его заместителя. Всего 20 самолетов в полку».
Успешное развитие советской авиационной промышленности, из месяца в месяц наращивавшей выпуск боевых самолетов, позволило уже в 1942 восстановить довоенный боевой состав ближнебомбардировочной авиации и вооружить ее в основном пикирующими бомбардировщиками. Появились материальные условия для новой структуры авиационных полков. К концу 1943 после ряда изменений в штатах полки бомбардировочной авиации состояли из трех эскадрилий с общим составом 32 самолета. Бомбардировочные авиационные дивизии перешли на трехполковой состав и насчитывали до 100 самолетов. Такие авиационные соединения и части могли успешно решать различные тактические и оперативные задачи, в течение длительного срока сохранять боеспособность. Эта организация полков бомбардировочной авиации сохранялась до конца войны.
Осенью 1941 было положено начало созданию ночной легкобомбардировочной авиации (НЛБА). Вначале это были отдельные полки, а с мая 1942 в составе воздушных армий уже появились первые ночные бомбардировочные дивизии. Фронтовая (ближняя) бомбардировочная авиация стала подразделяться на дневную и ночную. Основным типом ночного бомбардировщика являлся самолет По-2 (У-2), на долю которого приходится 55 % общего числа самолето-вылетов бомбардировщиков.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь"
Книги похожие на "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Голубев - Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь"
Отзывы читателей о книге "Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь", комментарии и мнения людей о произведении.