» » » Дмитрий Занько - Ложь атеизма. Логика для верующих подростков


Авторские права

Дмитрий Занько - Ложь атеизма. Логика для верующих подростков

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Занько - Ложь атеизма. Логика для верующих подростков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Ложь атеизма. Логика для верующих подростков
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ложь атеизма. Логика для верующих подростков"

Описание и краткое содержание "Ложь атеизма. Логика для верующих подростков" читать бесплатно онлайн.



Итогом ХХ века стало появление множества людей, искренне верящих в то, что религиозное отношение к миру – противоречит логике и достижениям науки. Для верующего молодого человека – это большой соблазн. О том, почему он ложен и как с ним бороться – эта книга.






Не всегда возможно определить понятие (особенно, в случаях сложных, философских понятий типа «любовь») но это всегда стоит попробовать сделать.

Определить понятие не так просто, как кажется на первый взгляд. Существуют три основные ошибки, которые делают при определении понятий37:

Для определения используется не ближайшее родовое понятие, а «слишком широкое». Например, говорится, что «ребенок – это животное» и с ним нужно обращаться соответственно. Несомненно, это так, ребенок – это детеныш человеческого существа, а человек, кроме всего прочего – животное. Однако, «животное» – чересчур широкое понятие для понятия «ребенок». Важнее, все-таки, что более близким родовым понятием для ребенка является понятие «человек». И значит, в обращении с ребенком важнее учитывать именно человеческие, а не животные его качества38. В случае «широкого» определения, как правило, пропускается видовое отличие определяемого понятия.

Наоборот, определение может быть слишком «узким», много меньшим по объему, чем определяемое понятие. Например, «христианин – это тот, кто соблюдает все посты». Несомненно, поститься – свойственно христианам. Но вряд ли можно сказать, что именно соблюдение постов является самой важной характеристикой христианина. Эту ошибку часто (не уверен, что бессознательно) допускают атеисты в своих рассуждениях. Например, мне приходилось встречаться с таким утверждением: «Библия – это набор книг, написанных разными людьми». Это, конечно же, так. Мы не считаем, что книги Библии писал Своей рукой непосредственно Господь. У нее есть человеческие авторы (которые были водимы Святым Духом). Однако, это определение (которое выступает, как первое в длинной цепочке тезисов) – слишком узкое. Библия – это набор книг, написанных разными людьми, но не только и не столько это. А опираться на узкое определение в рассуждении – значит совершить ошибку, которая приведет к чрезмерному упрощению (логики говорят, «к редукции») мысли. В случае узкого определения видовая характеристика сообщается – но она много меньше по объему, чем определяемое понятие.

Третья распространенная ошибка в определении имеет собственное название, наверно ты его слышал – тавтология. Это использование в определении ссылок «на само себя». Например, если мы скажем «лжец – это тот, кто лжет» или «строитель – это тот, кто строит», то мы определим понятия через их собственные названия. Логичным будет тогда сказать, что «ложь – это то, чем занимается лжец» и «стройка – это то, что делает строитель».

У качественного определения есть и другие особенности. Оно не использует слова в их переносном значении. Высказывание «Человек – соль земли», дает нам новое понимание сущности и роли человека в жизни – но оно не является хорошим определением понятия «человек». Вряд ли, опираясь на него, получилось бы отличить человека от каменной соли у берегов Балхаша.

Также хорошее определение не является только отрицательным. Это несложно понять на простых примерах, если мы скажем, что «кошка – это не собака», мы сможем лишь выделить множество объектов, к которым определяемая кошка не относится, но чем она является понять не сможем. Как, например, неприменимо определение «святой – это тот, кто не грешит»: стол, на котором стоит мой компьютер, тоже не грешит, но мой стол, очевидно, не святой39.

Определения могут быть явными и неявными. В явном определении всегда используется одна и та же формальная схема: «понятие – что-то, обладающее такими-то свойствами». Так, понятие «обучение» явно определяется, как «педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими и специальными»40. Согласись, это определение четкое и ясное… но скучное и неинтересное. В речи мы предпочитаем неявные определения. Например, если рассказать своими словами о том, что происходит на уроках, как общаются между собой учителя и ученики, что дает школа для будущей жизни выпускника – это даст нам понимание о том, что такое «Обучение» – но это понимание будет

С одной стороны, более широким и, так сказать, красивым

С другой стороны – более размытым и неопределенным41.

Поэтому, каждый раз, когда перед нами встает необходимость определить какое-то понятие, важно учесть, какого результата мы хотим достичь. Наше определение должно «врезаться в память», стать частью картины мира собеседника? Оно должно стать однозначным ответом на какой-то вопрос? Чем более важна для нас ясность и резкость понятия, тем менее пригодны неявные определения.

Перемена

В этот раз все собрались уже не случайно, а заранее настроившись на обсуждения и «работу головой». Миша привел с собой лучшего друга Ромку. Тому было не слишком интересно изучать логику, вместо того, чтобы заниматься своими делами – но Миша так настаивал… Для него это было особенно важно, потому что у Ромки была несколько иная семейная ситуация: его родители были убежденными неверующими. Не активными безбожниками, стремящимися навязать сыну свою точку зрения – как и Мишины родители, они считали, что «вырастет – сам решит». Но все равно, как бы человек не старался не выпячивать свою позицию – она все равно проявляется, пусть и в мелочах. Поэтому, про «Заседание клуба логиков-верующих» Ромка им рассказывать не стал, понимая, что ему-то они ничего говорить не будут… но и к Мише лучше относиться тоже не станут. А это ему надо? Лучший друг все-таки, с песочницы вместе…

Тем не менее, некоторая напряженность внутри Ромки присутствовала – в конце концов, тех взрослых, которые разговаривали с молодежью о Боге и Библии у него в доме не очень-то жаловали. Кто его знает – Миша говорит, что все отлично и его папа даже не против; но Мишин папа видит многие вещи не так, как Ромкины родители, он может быть и не прав.

Но ничего подозрительного в лаборантской Физика не обнаружилось. Стоял уже заваренный чай, на блюдечке лежали какие-то печенья. В углу притулился флипчарт, перенесенный Математиком из своего кабинета («Будут что-то писать» – подумал Миша). Физик, Математик и Историк уже сидели около стола, с которого, по такому случаю, лаборант Дима убрал все приборы, с которыми он часами возился, пока шли уроки – чинил или улучшал.

Когда ребята вошли, Математик радостно улыбнулся: – О, нашего полку прибыло! Роман, тоже хотите поучаствовать?

– Ага – сказал Ромка – надо ж посмотреть, что тут у вас. Тем более, Мишка говорил «интересно, интересно»… Но у меня есть один вопрос…

– Не собираемся ли мы сделать из твоего друга религиозного фанатика? – спросил Историк – нет, не собираемся. Мы здесь, в основном, про логику разговариваем. Физик вон, вообще, неверующий…

– И ничего удивительного в таком интересе не было бы – сказал Физик – собрались взрослые дядьки и давай рассуждать. Голову молодому поколению забивать. То, что нам самим интересно – такое редко бывает.


– Да он не сам беспокоится – засмеялся Миша – это его родители накрутили

– Э-эй – сказал обиженно Ромка – я вообще не о том хотел. Но… раз уж вы тут эту тему подняли – делаете вы из Миши религиозного фанатика или нет?

– Нет, не делаем – ответил Математик – и из тебя делать не будем. С помощью логики можно любые ошибки находить, не только у атеистов. Просто нам показалось интересным именно этим заниматься. А чего спросить-то хотел?

– Тут, Миша, похоже, увлекся всякими логическими штуками – начал Ромка – на переменах книжки читал… Я подглядел. Там обычно, если про логику пишут, добавляют «классическая» или «формальная». С классической все понятно – а формальная это что? Про формулы? Как на математике?

Математик улыбнулся

– Тут дело в другом. Сейчас объясню на примере. Вы, когда ходили паспорт получать, сначала заполняли анкету. Ну, там, имя, фамилия, адрес и так далее. Анкету вы заполняли на бланке. Там стояли только названия тех граф, куда вы должны были вписывать ответы. Или тесты вы писали по разным предметам – там принцип тот же: вопрос и под ним графа, куда надо написать варианты ответов. Или «галочки» поставить. Анкету или тест может заполнять любой человек – Михаил, Роман, я, кто-то еще. Ответы тоже будут разные – кого-то зовут Василий Иванов и живет он на улице Весенняя, дом 3 – а кто-то Петр Смирнов и живет на улице Зеленая, дом 6. Тест может быть заполнен правильно или неправильно. Но обрабатывать и тест, и анкету будут независимо от того, что конкретно в них написано. Как будет написано в анкете – такие данные и внесут в будущий паспорт. Какие ответы будут в тесте – такую оценку автору и поставят. И паспорт, и отметка – чьи-то личные результаты, но схема одна и та же, кто бы не заполнял. Вот такие общие готовые бланки, например, называются «формы». Они не зависят от того, что конкретно в них написано – они сами по себе всегда одинаковы. И правила работы с ними – тоже всегда одинаковы. Вот формальная логика42 – это логика, которая изучает правила работы с понятиями, суждениями и умозаключениями (с вашим мышлением, проще говоря) вне зависимости от того, какие конкретно понятия, суждения и умозаключения мы имеем ввиду. Поэтому логики при описании законов своей науки пользуются общими обозначениями. Это будет понятней, когда мы начнем разбирать отношения между понятиями. Чтобы сейчас пояснить – забегу чуть-чуть вперед. Есть такие понятия… – ты в курсе, что такое понятие? – спросил он Ромку – Миша рассказал?


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ложь атеизма. Логика для верующих подростков"

Книги похожие на "Ложь атеизма. Логика для верующих подростков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Занько

Дмитрий Занько - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Занько - Ложь атеизма. Логика для верующих подростков"

Отзывы читателей о книге "Ложь атеизма. Логика для верующих подростков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.