Пётр Силенок - Человек настоящий
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Человек настоящий"
Описание и краткое содержание "Человек настоящий" читать бесплатно онлайн.
Эта книга является итогом моей 30-летней психотерапевтической практики. В книге содержится описание моего авторского подхода к закономерностям и механизмам изменения личности в психотерапевтическом процессе. Этот подход основывается на использовании эволюционного потенциала симптоматики клиента для разрешения его жизненных трудностей. Я называю этот подход системно-генеративным эволюционным подходом.
Тем не менее, за пределами общественно одобряемой жизни, за пределами социализированного диалога с самим собой, за маскировками нашей аутентичности тоже идёт жизнь. Эта жизнь нашего целостного Я выражает требования нашей глубинной аутентичной природы. Это происходит во всех тех случаях, когда мы поглощены мечтами и воодушевлены творческим разрешением каких-то противоречий; абсолютно во всех случаях, когда нам открываются красочные перспективы наших желаемых проектов и состояний; когда мы радуемся простым и красивым формам, когда мы неспешны и несуетливы в трансовых состояниях красоты, любви и гармонии.
Во всех этих весьма многочисленных случаях мы как бы оказываемся на пороге собственного дома, где никуда не нужно спешить и ничьему мнению не нужно соответствовать, где всё просто и хорошо – и от этого хорошо любить, творить и радоваться жизни.
И возникает странное ощущение благодати: стоит сделать лишь один шаг – и ты действительно окажешься дома…
Тупики жизни и аутентичность
Задумывались ли вы, уважаемый читатель, о реальных смыслах, которые скрыты в наших поздравлениях, тостах и пожеланиях счастья, радости, стабильности и др. всяческих благ? Знаете ли вы, что, желая всего этого, предлагаете человеку изрядно потрудиться? Об этом аспекте, естественно, никто не задумывается. Я усматриваю в этом факте отсутствия рефлексии не просто некую культурную традицию, но проективный способ снятия ответственности человека за собственное благополучие. Ответственность между тем весьма велика – отвечать приходится не только благополучием, счастьем, но и здоровьем!
Итак, следует констатировать наличие необходимости некой метадеятельности, специально ориентированной на достижение человеком благодати – счастья, свободы, радости, гармонии с миром. Инфантильно-мифологическая позиция, отражённая в наших желаниях и пожеланиях, состоящая в том, что «Вселенная дружественна» и что можно просто «надеяться и ждать» благодати, является совершенно несостоятельной. Благими намерениями (пожеланиями) устлана дорога известно куда…
Почему же мы не можем «просто так» наслаждаться жизнью, не прилагая никаких для этого усилий – как в Раю, где ничего не надо делать и единственная обязанность получать удовольствие!.. Попытки воссоздания Рая на Земле оказываются ловушкой (различного рода ашрамы, монастырское самозаточение, отшельничество…) пассивного потребительства культурных и духовных ценностей. В своей книге «Психология счастья: всё значительно проще» я выдвинул идею об активной природе таких ценностей и аспектов благодати, как свобода, любовь, красота и гармония. Эти аспекты благодати человека я объединяю в категорию и феноменологию счастья.
Чтобы обретать счастье, человек должен быть активным. То есть должен ценить и активно стремиться в разнообразной повседневной практике собственной жизни к соответствующим состояниям счастья. Каждый момент времени требует от личности мудрости и практики обретения состояния счастья. «Архитектоника» состояния счастья, если можно так выразиться, в особенностях, в деталях целого будет принципиально различной в зависимости от потребностей личности и от требований складывающейся жизненной ситуации. «Всё течёт и всё меняется», потому что жизнь – это поток, система новых факторов, условий и изменений. Каждый раз мы оказываемся в ситуациях новизны, но осознаем мы это в полную силу, лишь когда эти ситуации становятся для нас тестовыми и бросают вызов нашему восприятию и мышлению – нашей креативности.
Эти тестовые ситуации, которые бросают вызов нашей ограниченности самим фактом невозможности с ними справиться, я называю тупиковыми. То есть на данный момент субъект не видит выхода, «зацикливается» на трудностях, негативных определениях и самоопределениях, тем самым попадая в крайне неприятное состояние, противоположное состоянию счастья. Человек в этих весьма негативных, но очень значимых для него ситуациях теряет личную силу и начинает переживать негативные эмоции. Эти негативные эмоции становятся для него привычным содержанием его внутренней жизни. Переживая по поводу тупиковых обстоятельств, человек впустую расходует силы, здоровье – жизнь проходит мимо.
Каждый из нас не понаслышке знает, что такое тупиковая ситуация или, проще, тупик. Тупик, как я уже сказал, выглядит как неготовность и неспособность адекватно действовать в ситуациях повышенной значимости и новизны. К тупику мы идём постепенно – накапливая противоречия нереализованных потребностей и требований жизненных обстоятельств. Надо отметить, что бессознательно, то есть косвенно для осознавания, мы этот путь отражаем посредством различного рода знаков. (Об это я писал в главе «Знаки бессознательного»). И, тем не менее, для сознания попадание в тупиковую ситуацию зачастую оказывается неожиданным драматическим эпизодом.
Я рассматриваю различные и многообразные жизненные тупики как крайнюю – открытую для осознавания – форму императива нашего бессознательного. Этот негативный императив есть приказ для субъекта обязательно и безотлагательно найти выход и обнаружить витальные и счастливые перспективы для обретения благодати. Свойства каждого жизненного тупика таковы, что он есть нечто, что обязательно должно быть преодолено. Образно говоря, тупик – это то «витальное пространство», то место, из которого нужно обязательно выбраться. Это то состояние, которое противоречит природе человека. Жить в этом состоянии означает осуществлять насилие над собственной природой.
Я полагаю, что тупик есть требование аутентичности нашей индивидуальности. Аутентичность и подлинность проявляют себя не только в состояниях счастья и благодати, но и, как это ни парадоксально, в состояниях тупика. Аутентичность заявляет о себе в требованиях восстановления гармонии с тупиковой ситуацией. Понять имеющий место вызов и совладать с требованиями тупика возможно только посредством актуализации генеративного мышления.
Личностные тупики требуют генеративного мышления. Восхождение посредством актуализации генеративного мышления к новым вершинам понимания, ориентации, личностного богатства, интереса к жизни и личной силы есть своеобразный «заказ» нашей глубинной природы – аутентичности. Этот заказ как раз и обнаруживает себя в личностных тупиках. Попадание в тупиковые ситуации и совладание с ними на самом деле есть реальная движущая сила развития человека. И только в варианте генеративного расширения тупиковых ситуаций переживание трудностей становится реальным благом для человека.
Более того, понимая эволюционный статус личностных тупиков, следует сформировать и соответствующее к ним отношение: тупик есть не просто досадное стечение обстоятельств, не просто выражение возрастного или профессионального кризиса. Тупики есть эволюционная необходимость согласования сознательных и бессознательных тенденций в направлении аутентичности. Поэтому появление тупиковых моментов в жизни человека как раз есть проявление указанной закономерности. Если ты в тупике – значит есть шанс «подняться над суетой» и обрести благодать жизни, приблизиться на этом жизненном пути к самому себе настоящему, подлинному.
Однако, «взяв высоту», не стоит обольщаться и почивать на лаврах. Это самое подлинное Я почему-то опять ускользает, хотя и оставляет на память о Себе опыт преодоления трудностей, чувство уверенности и истинности этого Пути.
Время от времени у меня возникает вопрос о критериях этой самой аутентичности, подлинности и естественности. Любовь, красота, гармония, личная сила, мудрость – это критерии Пути или же это критерии глубинной Самости? Однако вспоминание о пережитых и преодолённых в тупиках состояниях эгоистичности, безобразия, жалости и ничтожества, состояниях беспомощности, слабости, подавленности и тупости не оставляют места для философии.
Самым правильным ответом здесь могло бы служить утверждение: преодолевая тупиковые состояния – при помощи психолога или самостоятельно – человек становится на истинный Путь систематического подтверждения своей Истинной Природы.
Аутентичность амбициозности
Феномен личностной амбициозности весьма красноречиво характеризует человека. Амбициозность традиционно связывают с успехом. И действительно, успешные в социальном отношении люди – в подавляющем большинстве своём являются людьми амбициозными. Но далеко не все амбициозные люди успешны. Для успеха нужна амбициозность определённого качества: ярко выраженное стремление к достижениям в определённой социальной сфере, органически сочетаемое с работоспособностью, настойчивостью и упорством. Такую амбициозность еще называют «здоровой». «Нездоровая» же амбициозность характеризуется потребительским отношением к людям, несформированной субъектностью и упрямством. В первом случае упорство – это последовательное движение к цели, а во втором – как раз наоборот: позиционирование собственной правоты и исключительности вне рамок какой бы то ни было целесообразности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Человек настоящий"
Книги похожие на "Человек настоящий" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Пётр Силенок - Человек настоящий"
Отзывы читателей о книге "Человек настоящий", комментарии и мнения людей о произведении.