» » » » А. Ибрагимов - Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe


Авторские права

А. Ибрагимов - Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe

Здесь можно купить и скачать "А. Ибрагимов - Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Древневосточная литература, издательство ЛитагентИздать Книгуfb41014b-1a84-11e1-aac2-5924aae99221, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe"

Описание и краткое содержание "Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe" читать бесплатно онлайн.



Книга прослеживает биографию и судьбу старого царя Дхритараштры, одного из центральных персонажей Махабхараты – великого эпического сказания Древней Индии. Слово «судьба» не случайно вынесено в заглавие книги: в центре внимания автора находится древнеиндийская мифологема судьбы, рассмотренная на примере старого царя. Понятие судьбы или доли возникает вместе с фигурой эпического героя и чрезвычайно важно для его оценки, ведь если судьба всесильна, то герой не обладает свободой воли и не несёт ответственности за свои поступки. При необычайной для героического эпоса заострённости этической проблематики в индийской эпической традиции, теме судьбы и ответственности индивида, его кармы, Махабхаратa уделяет особое внимание. Для истолкования действий Дхритараштры и их этической оценки сказанием автор привлекает широкий круг эпических памятников других народов от древнейших сказаний до авторских поэм. В результате сравнительного анализа раскрывается уникальная особенность этико-философского учения Махабхараты: древнеиндийский эпос содержит не одну, как сказания других народов, а несколько альтернативных мифологем судьбы, что приводит к амбивалентности оценки центральных персонажей.

Книга рассчитана на читателей, интересующихся мифологическим и героическим эпосом и отражением в нём представлений древних народов о судьбе и ответственности индивида.






8. Возвращение Пандавов

Нам стоит разобраться, как Пандавы вернулись в царство Кауравов: детали этой интриги могут многое сказать о старом царе. После ухода Видуры, сообщившего о «воскресших» Пандавах, Дхритараштра открывает совещание с явившимися к нему Дурьйодханой и Карной. Предложения Дурьйодханы сводятся к тому, что следует расправиться с Пандавами и их новым союзником Друпадой. Вопрос в том, как это сделать. Обезумевший от ненависти и зависти принц (воскресшие Пандавы снова создают угрозу его притязаниям на престол, да ещё и отняли у него невесту) сыпет предложениями, как горохом, но все они выглядят крайне непродуманными. Даже его друг Карна не может не возразить своему сюзерену (Мбх I, 194, 1): «О Дурьйодхана, твоё суждение неправильно – таково моё мнение, ибо Пандавов невозможно убрать твоими средствами, о потомок Куру!» Вместо неуклюжих хитростей и интриг Карна предлагает спешно, пока не явился верный и могучий союзник Пандавов Кришна, напасть на них (Мбх I, 194, 20–21): «Ведь в самом деле ни переговорами, ни подкупом, ни внесением раздора невозможно погубить Пандавов; поэтому сокрушим их своею силой. И, победив их силой, владей всей землёю. Я не вижу здесь другого средства действовать, о повелитель людей!»

Из этого обмена мнениями аудитория узнаёт, что из двух главных ненавистников Пандавов Дурьйодхана злобен и неумён, тогда как в Карне доблесть и решительность сочетаются с вдумчивостью. Старый царь опять оказывается неспособен открыто противостоять агрессивной молодёжи и, польстив Карне и поддерживая его на словах, пытается нейтрализовать его планы. Вот как он это делает (Мбх I, 194, 22–25): «И, услышав речь сына Радхи» (имя приёмной матери Карны – А. И.), «могучий Дхритараштра одобрил её и потом сказал такое слово: „Эта речь (твоя) исполнена отваги и подходит тебе – сыну суты, одарённому большой мудростью и искушённому в оружии. Пусть же Бхишма, Дрона и Видура, вместе с вами обоими выскажут (вместе) суждение, которое смогло бы привести к достижению нашего благополучия“. И, пригласив тогда всех этих великолепных советников… Дхритараштра созвал совет». Дхритараштра в данном случае проявляет известную ловкость, очевидно, стремясь к примирению с Пандавами, ведь советы Бхишмы, Дроны и Видуры предсказать несложно: они воспротивятся коварным планам Дурьйодханы и Карны.

Замысел Дхритараштры успешно реализуется, когда Бхишма недвусмысленно требует раздела царства и выделения доли Пандавов (Мбх I, 195): «Пусть же ради мира с (теми) героями… будет отдана им полюбовно половина царства…» Бхишму поддерживает Дрона (Мбх I, 196, 1-12). Так Дхритараштра устранился от спора о правах Пандавов, и теперь оппонентом Бхишмы и Дроны оказывается Карна, обвиняя престарелых советников в пренебрежении интересами царя. Царь и здесь ухитряется воздержаться от вмешательства в спор, хотя речь идёт о нём самом, и Дрона вслед за Бхишмой обращается именно к нему, игнорируя Дурьйодхану и предрекая гибель рода Кауравов, если права Пандавов будут попраны (Мбх I, 196, 28): «…Если будет признано высшим благом иное, чем я говорю, тогда Кауравы вскоре погибнут – таково моё мнение». К старцам присоединяется Видура, также избегая обращаться к Дурьйодханe; он подчёркивает непобедимость Пандавов, тем более, в союзе с божественным Кришной и его старшим братом могучим праведником Рамой, а также дипломатические выгоды восстановления дружеских отношений с могущественным тестем Пандавов – царём Панчалы. При этом Видура чётко разграничивает два лагеря при дворе Кауравов по возрастному признаку (Мбх I, 197, 28): «Дурьйодхана и Карна, а также Шакуни, сын Субалы» (дядя Дурьйодханы по материнской линии – А. И.), «руководствуются беззаконием, они неразумны и молоды».

Возможно, Дхритараштра в силу природного благодушия и чувства справедливости внутренне склонен поддержать Пандавов, но ссориться с любимым сыном из-за племянников он явно не готов. И ему удаётся достичь своей цели, не вступая в открытый конфликт, с помощью Бхишмы, Дроны и Видуры. Очевидно, Дхритараштра следует рекомендациям мудрецов потому, что и сам склонялся к сходному решению. Позже, во время роковой игры в кости, мы убедимся, что при желании царь может игнорировать их мудрые советы. Но сейчас Дхритарштра склонен дать перевес партии умеренных, и он закрывает совещание, отправляя Видуру с дипломатической миссией ко двору Друпады, чтобы вызвать Пандавов в Хастинапур. Пожалуй, это единственный случай, когда старому царю удаётся осуществить ловкий манёвр и, не вмешиваясь в спор открыто, настоять на своём вопреки планам Дурьйодханы и Карны; ещё раз подчеркнём, что к открытой конфронтации с принцем Дхритараштра, в отличие от Бхишмы и Дроны, не способен. Данная ситуация очень интересна для нас и по другой причине. Это редкий, если не единственный пример того, что, если Дхритараштра придерживается советов праведных мудрецов, судьба благоприятствует его планам. Сам царь, очевидно, подобных выводов не делает: каждый раз, когда коварные планы царя и Дурьйодханы будут терпеть неудачу, Дхритараштра в слепом отчаянии будет клясть всесильную Судьбу (Дайва) или Время (Калa).

Встречу Пандавов вместе с их юной женою, матерью и сопровождающим их Видурой царь обставляет с торжественностью важного для царского дома события, выслав им навстречу своих сыновей Викарну и Читрасену, а также почтенных брахманов – наставников Дрону и Крипу. Население столицы встречает Пандавов восторженно (Мбх I, 199): «Разве сегодня не дана нам высокая радость, что сыновья Кунти – доблестные братья – возвратились…» По прибытии племянников Дхритараштра действует в несвойственной ему манере – решительно, – что подразумевает заранее продуманный план. Кроме того, к решительным действиям старого царя мог подтолкнуть благожелательный приём, оказанный бедным изгнанникам столичными жителями: оказывается, за годы отсутствия Пандавов не забыли. Как тут снова не отправить не в меру популярных принцев куда-нибудь в глушь!

Действительно, царь не дал доблестным племянникам зажиться в столице: когда Пандавы после торжественной встречи «отдохнули некоторое время, они были призваны царём Дхритараштрой и сыном Шантану» (Бхишмой – А. И.) (Мбх I, 199, 23). Старый царь объявляет Юдхиштхире свою волю (Мбх I, 199, 24–25): «Внемли вместе с братьями, о Каунтея, этому моему слову: дабы не возникло снова раздора у вас (с моими сыновьями), отправляйся в Кхандавапрастху. Ибо, когда вы будете жить там, никто не сможет обижать вас… Получив половину царства, отправляйся же в Кхандавапрастху».

Что же собственно получили Пандавы? Фразу о половине царства можно принять за обычную для фольклора формулу, но на совете Бхишма говорит о половине царства для Пандавов во вполне определённом контексте, подчёркивая равенство наследников Дхритараштры и Панду (Мбх I, 195): «О Дурьйодхана, подобно тому, как ты… смотришь на царство как на наследие отцов, точно так же смотрят (на него) и Пандавы… Если ты (считаешь), что получил царство по закону, то по закону они также унаследовали царство ещё раньше…» Поэтому, когда «деду Кауравов» вторит слепой царь, есть основания полагать, что Пандавам причитается и действительно будет выделена половина территории. Другой вопрос – где. Тут Дхритараштра вновь проявляет, казалось, несвойственную ему решительность и смекалку. Во-первых, очевидно, что в результате предложенного Дхритараштрой раздела царства Пандавы лишились наследственной столицы, кроме которой в царстве, кажется, только и есть, что леса и веси. Во-вторых, им досталась не просто сельская окраина, а дикая местность, возможно, вовсе лишённая населения (Мбх I, 199): «И, вняв тому слову царя и поклонившись ему, все быки среди мужей отправились тогда в тот дремучий лес… На священном и благоприятном месте… совершив очистительные обряды, стали строить город». Примечательно, что против такого раздела царства, соблюдaющегo справедливость только pro forma, никто не протестует: даже почтенным старейшинам Кауравов важно сохранить лицо, по возможности не портя из-за «мелочей» отношений с могущественным Дхритараштрой и мстительным Дурьйодханой. Аудитории предстоит убедиться, что почтенные Бхишма, Дрона и Крипа готовы поступиться интересами Пандавов: их главная цель – не абстрактная справедливость, а желание сохранить мир.

Часть II. Путь к войне

«Те люди, которые по природной ли ограниченности, или по невежеству, или, наконец, по легкомыслию не в силах постигнуть в каком-либо событии всех случайностей, причин и отношений, почитают богов и судьбу виновниками того, что достигнуто проницательностью, расчётом и предусмотрительностью»

Полибий «История»

«В том, что происходит на свете, часто просматривается режиссура, которую при невнимательном взгляде на вещи можно посчитать случайным стечением обстоятельств»

Евгений Водолазкин «Моя бабушка и королева Елизавета»

1. Триумф Пандавов


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe"

Книги похожие на "Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора А. Ибрагимов

А. Ибрагимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "А. Ибрагимов - Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe"

Отзывы читателей о книге "Cтарый царь Махабхараты. Свобода выбора и судьбa в индийском эпосe", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.