» » » Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение


Авторские права

Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение

Здесь можно купить и скачать "Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство ЛитагентТеревинфDRM39579a53-8d9d-11e3-9d2a-0025905a0812, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение
Рейтинг:
Название:
Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-98563-406-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Описание и краткое содержание "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" читать бесплатно онлайн.



В книге представлен всесторонний анализ психологического консультирования как особой профессиональной области. Описаны принципы, основные понятия, цели и задачи, методы и навыки, этические проблемы и требования к личности консультанта. Дан обзор современного состояния консультирования и перспективы его развития. Автор подробно рассматривает процесс работы консультанта, его этапы и феномены, принципы организации терапевтического пространства. Как установить и поддерживать контакт с клиентом? Как избежать «ловушек консультирования»? Что делать с переносом и контрпереносом? Как обрести индивидуальный стиль консультирования? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в книге.

Особое внимание уделено нравственным проблемам, встающим перед консультантом в процессе оказания психологической помощи, а также проблемам обучения консультированию.

Книга написана образно и эмоционально, проиллюстрирована примерами из консультативной практики. В конце каждой главы приводятся творческие задания, которые способствуют обучению начинающих консультантов.

Издание адресовано практикующим психологам, психотерапевтам, а также студентам психологических факультетов вузов и всем, кто обучается или обучает консультированию.






Помощь клиенту в процессе принятия решений. Понимание клиентом того, что вся жизнь состоит из постоянного выбора, приводит к осмыслению процесса принятия решений. Для этого необходимо осознание клиентом собственной ответственности за свою жизнь. Основная задача заключается в том, чтобы клиент не просто декларировал ответственность, а действительно прочувствовал, что он сам отвечает за все, что с ним происходит. Как правило, клиенты готовы взять ответственность за свои поступки, действия, решения, но когда речь заходит о поведенческих паттернах, об эмоциональных состояниях, мешающих получать удовольствие от жизни, большинство клиентов с трудом понимают, как вообще они могут регулировать эти процессы. Научить их это делать, показать, как это возможно и как они уже это неосознанно делают, – цель психологического консультирования.

Способствование раскрытию и развитию потенциальных возможностей клиента является наиболее сложной и скрытой от поверхностного взгляда целью консультирования. По всей видимости, это не только и не столько улучшение качества жизни клиента, повышение его жизненной продуктивности. Само улучшение наступает по определенным причинам. Одна из них обозначена А. Маслоу как отношение между сущим и должным (Маслоу, 1999). Под сущим он понимает те потенции, которые клиент осознает, то, что он о себе знает. Должное же – это тот идеальный образ себя, путь развития своего потенциала, своих способностей, своей личности, к которому клиент стремится. Сокращение дистанции между сущим и должным способствует развитию целостности клиента как в восприятии своей личности, самого себя, так и в восприятии мира во всем его многообразии. И здесь важнейшую роль играет умение психотерапевта оказывать экзистенциальную поддержку своему клиенту, т. е., по сути, принимать его целостно, со всеми проблемами, противоречиями, недостатками и достоинствами, давая ему свою любовь{ Употребляя слово «любовь» (здесь и далее, когда говорим о любви терапевта к клиенту), мы опираемся, прежде всего, на общечеловеческое и философское понимание этого феномена. «Любовь» в клиент-терапевтических отношениях более всего близка к древнегреческим «филии» (любовь-дружба) и «агапэ» (безусловная любовь) и соответствует определению Аристотеля: «Любить – значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага» (Аристотель. Риторика. Книга II. Глава IV).} и поддержку безо всяких условий. Однако в процессе психотерапии изменяется не только знание клиента о себе, т. е. сущее. Экзистенциальная поддержка, безусловное принятие, несомненно, способствуют трансформации образа должного. Таким образом, постоянное стремление изменяющегося сущего достичь трансформирующегося должного обеспечивает процесс личностного развития, являющийся залогом эффективности консультирования.

Несмотря на то что некоторые авторы все же выделяют определенные различия в целях консультирования в зависимости от школы или направления психотерапии, их сущность одна и та же. Споры о целях консультирования, их содержании и различиях между ними в зависимости от направления имеют значение до тех пор, пока не начинается оценка эффективности консультации или психотерапевтической сессии, ее пользы для клиента. И тогда оказывается, что именно условия консультирования в первую очередь определяют эффективность работы консультанта, а цели так тесно переплетены в ходе работы, что все их можно смело заменить одной – просто любить своего клиента.

Поясним здесь, как, на наш взгляд, работает психотерапия, какие психологические механизмы способствуют личностным изменениям и личностному развитию. Вспомним, как развивается ребенок в онтогенезе. Ведущую роль в процессе развития всех высших психических функций играет интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности, присвоению жизненного опыта. Всякая функция человеческой психики, как указывал Л.С. Выготский, сначала появляется как внешняя, проявляясь в отношениях людей, а затем, будучи интериоризована, проявляется как внутренняя, в отношении к самому себе.

Глубинная психология утверждает, что посредством интериоризации ранние межличностные отношения формируют бессознательное, которое затем определяет структуру сознания личности. Более того, современные зарубежные исследования влияния родительского принятия и любви на биохимию и структуру мозга показывают, что «наиболее часто повторяющееся поведение родителей – и матери, и отца – будет зафиксировано в мозге ребенка в нейронных путях в качестве руководства в отношениях между людьми. Этот повторяющийся эмоциональный опыт превращается в обучение, и если говорить о нейронных путях, вовлеченных в выражение и испытывание эмоций, то речь будет идти об обучении тому, чего ожидать от других людей в рамках тесных взаимоотношений» (Герхардт, 2012). Что это значит? В самом обобщенном виде это может выглядеть так. Родители определенным образом относятся к ребенку. Тот интериоризирует это отношение, а затем переносит его и на других людей, и на себя самого. Когда ребенок вырастает, это отношение определяет сознание, а также переживания и поведение личности. Что затем происходит в клиент-терапевтических отношениях? В атмосфере безусловного принятия, тепла и поддержки психолог-консультант (в качестве родительской фигуры) транслирует своему клиенту свое отношение, которое сначала появляется во внешнем плане, а затем может быть интериоризовано клиентом и проявиться в его внутреннем мире через принятие себя, самоподдержку, интерес и, наконец, любовь к себе – такому, какой он есть. Именно этот процесс и запускает качественные изменения в жизни клиента.


Для достижения целей консультирования в ходе работы с клиентом психотерапевт решает несколько групп задач:

● диагностические;

● информативные;

● терапевтические.

Решение диагностических задач начинается со сбора необходимой информации о клиенте, его жизненной ситуации и ее анализа. Необходимо выяснить причины, источники возникновения проблем клиента, особенности развития этих проблем. На этом же этапе исследуется уровень внутренней готовности клиента к тому, чтобы решать проблемы, его восприятие меры собственной ответственности за возникновение проблем, локус жалобы клиента. Важной задачей этого этапа является выдвижение и проверка терапевтической версии, т. е. выявление тех психологических механизмов или феноменов, которые детерминируют возникающие у клиента проблемы.

Информативные задачи решаются посредством сообщения клиенту доступным языком необходимой теоретической информации о его проблеме. Это может быть, например, информация об особенностях развития отношений, о семейных и личностных кризисах, о психологических границах, о типах психологических защит и т. п. Сообщение такой информации не должно превращаться в лекцию или поучение, оно должно быть лаконичным и емким по содержанию. Здесь также можно сообщать информацию, носящую прогностический характер. Прогноз в психотерапии представляет собой в некотором смысле предостережение клиента. Это информация о том, что может произойти с клиентом и в его отношениях, если он не будет вносить в жизнь изменения. Делать прогнозы консультанту позволяют, во-первых, жизненный и профессиональный опыт, во-вторых, профессиональные знания, в-третьих, профессиональная интуиция. Психотерапевту следует обращаться с прогнозами очень и очень осторожно, понимая тончайшую грань между прогностической фрустрацией и негативной установкой.

Наконец, терапевтические (лечебные) задачи решаются в процессе оказания клиенту психологической помощи. Они могут реализовываться посредством использования специальных приемов и техник, а могут решаться в ходе клиент-терапевтического диалога. К терапевтическим задачам можно отнести: оказание психологической поддержки и экзистенциальное принятие; актуализацию собственных ресурсов клиента или помощь в их выработке при недостаточности или отсутствии; оптимизацию эмоционального состояния клиента и отработку способов его сохранения; прояснение и фокусировку потребностей, формирование и упрочение ценностно-смысловой иерархии; планомерное выявление иллюзий клиента, не отвечающих возможностям его жизни, их проработку и замену реальными целями.

В процессе консультирования постоянно происходит формулирование и переформулирование целей клиента. Этому способствуют и развивающиеся клиент-терапевтические отношения, и открытое диалогическое взаимодействие консультанта и клиента. В конечном счете цели клиента и консультанта могут совпасть, обеспечив тем самым эффективность психотерапевтической работы. Однако, заканчивая разговор о целях и задачах консультирования, следует обратить внимание еще на один аспект. Это ожидания клиентов от процесса терапии и самого консультанта. Для начинающего консультанта это – «ловушка», которую трудно или даже невозможно избежать. Для опытного консультанта – это соблазн, который необходимо постоянно преодолевать. Ожидания, которые предъявляют клиенты, могут на самом деле являться «ширмой», скрывающей реальные проблемы и потребности, или даже иллюзией самого клиента. Опытные психологи-практики рекомендуют никогда не начинать работу с клиентом, пока не выяснено, чего он ожидает от встреч с психологом, каких изменений ждет от совместной работы, по каким критериям узнáет, что эти изменения произошли. Во-первых, прояснение ожиданий клиента может рассказать многое о его мировоззренческой позиции, ценностях, смыслах, о его ответственности. Во-вторых, прояснение ожиданий является самым безопасным способом избежать тех самых «ловушек», которые расставляют консультантам клиенты. Слишком часто они приносят на терапию в завуалированном виде то, что, собственно, и осложняет их жизнь. Задача психолога – обратить внимание клиента на эти эмоциональные особенности и особенности поведения. Всегда быть более осознанным, чем твой клиент, – вот самая первая заповедь психолога-консультанта. Второе, что обязательно должен помнить консультант, – это то, что ожидания и запрос клиента не всегда соответствуют реальным проблемам, с которыми надо работать, и ориентироваться на них можно лишь частично.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Книги похожие на "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Мартынова

Елена Мартынова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Мартынова - Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение"

Отзывы читателей о книге "Индивидуальное психологическое консультирование. Теория, практика, обучение", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.