Артур Александров - Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений"
Описание и краткое содержание "Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии рассматривается краткосрочная модель патогенетической психотерапии, сочетающая каузальный и феноменологический подходы – «аналитико-катартическая терапия Александрова» (АКТА). Модель разработана автором на основе многолетнего практического опыта, осмысленного с позиций современной психотерапии. Психогенетический анализ жизни пациента, его личности и патогенной ситуации дополняется использованием технологий, основанных на катарсисе. АКТА – это диалогический метод, включающий элементы психодрамы, гештальт-терапии и личностно-центрированной терапии К. Роджерса. Рассказы пациента о конфликтных ситуациях трансформируются в действие с непосредственным переживанием «здесь и сейчас». Метод используется как для лечения неврозов, так и для анализа конфликтных отношений здоровых лиц, отягощенных личностными проблемами.
Учебное пособие предназначено для психотерапевтов, клинических психологов, студентов медицинских и психологических факультетов.
Таким образом, несмотря на концептуальные различия, цели патогенетической психотерапии и гештальт-терапии частично совпадают: главная задача патогенетической психотерапии – осознание интрапсихического конфликта – решается в гештальт-терапии опосредованно, через осознание подавленных эмоций, «незавершенных ситуаций» (осколков и фрагментов прошлых неразрешенных конфликтов), интеграции «полярностей».
Разработанный нами метод, аналитико-катартическая терапия, сочетает в себе два подхода: психогенетический (каузальный) и феноменологический. Благодаря такому сочетанию преодолеваются недостатки того и другого. Патогенетическому анализу недостает непосредственности переживания, спонтанного выражения и вербализации чувств в ситуации «сейчас». Переживания пациента, опутанные сетью защит, самооправданий, замешанные на чувстве вины, зажатые в тисках сопротивления, вращаются по кругу, не находя выхода. Требуется много времени и затрат на логическое распутывание этого «клубка противоречий», на преодоление сопротивления. Известно, что далеко не каждый пациент с легкостью отказывается от своих установок, эгоистические интересы подчас оказываются сильнее логики. Явный перевес логико-рационального компонента в работе с пациентом над эмоционально-катартическим можно расценивать как относительный недостаток патогенетической психотерапии.
С другой стороны, и феноменологический подход не безупречен. Ф. Перлза часто упрекают в том, что он уделял непомерное внимание переживанию в ущерб рациональности. Сиюминутные «проблески осознания» на высоте переживания «здесь и сейчас», не подкрепленные серьезной работой ума, глубокими размышлениями и критическим анализом своих отношений, подчас так и остаются «проблесками», не освещая ум светом разума. Неразрывная связь рационального, эмоционального и поведенческого, иначе – триединство разума, чувств и воли, закреплена В. Н. Мясищевым в понятии отношения. Реконструкция нарушенного отношения учитывает все три его плоскости. В практическом же преломлении в патогенетической психотерапии когнитивное осознание превалирует над эмоциональным.
Поскольку невроз, согласно концепции Ф. Перлза, является признаком задержки роста, то в качестве лекарства предлагаются «упражнения», предназначенные для «расширения осознания». Эти «упражнения», или «игры» не предназначены для осознания тех конкретных конфликтных отношений, которые выявляются терапевтом (в тесном сотрудничестве с пациентом) в процессе патогенетической терапии. Это своеобразный тренинг наподобие тренинга ассертивного поведения, с той разницей, что здесь обучают не самоуверенности, а способности «жить в настоящем» – «здесь и сейчас». Задача психотерапевта – привлечь внимание пациента к его поведению, чувствам, переживаниям, не давая им интерпретации. При этом важно не столько содержание неосознанного материала, сколько осознание того, как пациент сопротивляется осознанию незавершенных ситуаций.
В процессе «расширения осознания» пациент постепенно освобождает свои подавленные эмоции, завершает «незаконченные дела», становится более осознанным, спонтанным и аутентичным. Такая тактика полностью отвечает базовым теоретическим концептам феноменологического подхода. Техника осознания в действительности является техникой концентрации, иногда называемой фокальным осознанием. С помощью этой техники клиенты учатся переживать каждое «теперь» и осознавать каждую свою потребность, а также то, как их чувства и поведение, имеющие отношение к одной области, связаны с чувствами и поведением, имеющими отношение к другим областям.
Разработанные Ф. Перлзом и последователями техники улучшения осознания («упражнения») чаще всего используются в группах личностного роста (гештальт-группах), где они систематически применяются (в виде тренинга) и дают, по литературным данным, хороший, но медленный эффект. Эти техники не пригодны для ассимиляции в метод патогенетической психотерапии, имеющий иные цели и задачи. Наша задача не обучать вниманию, а «распутывать клубок противоречий». В связи с этим мы используем техники и приемы, часть которых была заимствована гештальт-терапией из психодрамы, в целях ускорения процесса лечения. Это монодрама, работа с фантазией, воображением, проигрывание сновидений – методы, включающие различные драматические приемы.
2.4. Значение концепции незавершенных действий
Источником этой концепции, оказавшей большое влияние на формирование и развитие идей гештальт-терапии, послужили исследования М. Овсянкиной (M. Richers-Ovsiankina) и Б. Зeйгарник. Работы, выполненные ими под руководством Курта Левина в Берлинском университете в 1927 году, основывались на концепции К. Левина об устойчивых («истинных») потребностях и квази-потребностях (потребностях, возникающих в данный конкретный момент, «актуальных»). Актуальные потребности определялись как «динамическая напряженная система, стремящ аяся к реализации» (Зейгарник Б. В., 1981, цит. по: Мазур Е. С., 1996). Исследования М. Овсянкиной показали, что в экспериментальной ситуации незавершенная деятельность создает напряженную заряженную систему, стремящуюся к реализации путем завершения этой деятельности. Б. Зейгарник продолжила эти эксперименты и верифицировала гипотезу К. Левина о влиянии квазипотребности на память.
Б. Зейгарник провела серию экспериментов, цель которых состояла в сравнении запоминания завершенных и незавершенных действий. В своих экспериментах Б. Зейгарник предлагала испытуемым 18 – 20 заданий, половину из которых им разрешалось завершать, а другая половина прерывалась ею. После завершения последнего задания испытуемых просили вспомнить все задания, которые они выполняли. Процесс воспроизведения заданий проходил спонтанно. В результате оказалось, что прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершенные. Этот эффект был назван эффектом Зейгарник. Б. Зейгарник пришла также к очень важному заключению, что напряженно-заряженная система, созданная незавершенными действиями, влияет не только на поведение и память, но и на целостную интрапсихическую сферу личности. Эффект Зейгарник продемонстрировал, что личность стремится к завершению, и эта работа стала экспериментальным доказательством гештальт-принципа завершения.
Выводы из работы Б. Зейгарник о тенденции возвращения к незавершенным действиям, о напряжении, которое создается ими, о влиянии незавершенных действий на память и на целостную внутрипсихическую сферу личности легли в основу гештальт-терапии. Исходя из этих гипотез, гештальт-терапия разработала новые представления: о тенденции к избеганию завершения; о механизмах, блокирующих потребностный цикл; о путях завершения и терапии незавершенных ситуаций. В гештальт-терапии понятие «завершение» означает, что люди всегда стремятся завершить незавершенный гештальт. Ф. Перлз полагал, что личности обладают сильной тенденцией к завершению незавершенных ситуаций и достижению чувства целостности и наполненности. Чувство завершенности уникально, и оно может быть понято только как целостное переживание личности (Перлз Ф., цит. по: Гингер С., Гингер А., 2001).
Следует подчеркнуть, что Б. Зейгарник открыла новые возможности для использования гештальт-психологического принципа завершенности, применив его к реальному поведению и действиям, а гештальт-терапия развила его дальше, распространив его на эмоции, чувства и реальные жизненные события личности (Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С., 1989). В гештальт-терапии «незавершенные ситуации» содержат неудовлетворенные потребности, возникающие в результате «прерывания потребностного цикла». Развивая идею Б. Зейгарник о прерывании, гештальт-терапия утверждает, что существуют не только внешние пути прерывания социальными факторами, но также внутренние пути, за счет паттернов когнитивного контроля. Когнитивный контроль блокирует «цикл завершения гештальта», противостоит подлинному выражению потребностей и нарушает саморегуляцию, не позволяя личности двигаться к завершенности и целостности и удерживая ее в состоянии постоянной незавершенности (Korb M. [et al.]., 1989, цит. по: Мазур Е. С., 1996).
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений"
Книги похожие на "Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Артур Александров - Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений"
Отзывы читателей о книге "Аналитико-катартическая терапия эмоциональных нарушений", комментарии и мнения людей о произведении.