» » » Ростислав Туровский - Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса


Авторские права

Ростислав Туровский - Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса

Здесь можно купить и скачать "Ростислав Туровский - Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания, издательство научныхизданийАгентствоbd983e80-db63-11e3-8865-0025905a069a, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ростислав Туровский - Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса
Рейтинг:
Название:
Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
2011-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса"

Описание и краткое содержание "Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса" читать бесплатно онлайн.



Представлены современные подходы к исследованию регионального измерения общенациональных политических процессов и федеративных отношений. Рассматриваются возможности и ограничения формирования российской модели федерализма. Анализируются особенности региональных политических процессов, региональных политических систем. Особое внимание уделено электоральной географии в России.

Предназначено для исследователей-политологов, преподавателей и студентов вузов.






Дискуссии о реализации заявленного Президентом курса на модернизацию неизбежно ведут к вопросу о том, какие субъекты (институты, общественные группы, экономические агенты и т.д.) в краткосрочной и среднесрочной перспективе могут быть наиболее заинтересованы в модернизации и, соответственно, выступать ее агентами. По этому вопросу часто сталкиваются две кардинально противоположные точки зрения о соотношении роли государства и бизнеса в создании инновационной экономики. Сторонники одной позиции утверждают, что «государство должно быть движущей силой процесса», поскольку интересы бизнеса сиюминутны и не могут служить опорой для долгосрочных планов. Их оппоненты, напротив, считают, что российское государство неповоротливо, неэффективно и консервативно, поэтому движущей силой в процессе инновации российской экономики должен стать бизнес.

Еще в 2001 г. Евгений Ясин подчеркивал: «Суть дела в том, что, будучи предоставлена исключительно частной инициативе и рыночным силам, экономика России будет с большой вероятностью склоняться к топливно-сырьевой ориентации. Можно себе представить, какой она будет в этом случае, причем не худшем варианте, через 15 лет: сельское хозяйство и пищевая промышленность более или менее обеспечивают внутренний рынок; экспорт нефти, газа, металлов и леса позволяет импортировать все остальные продукты. Мы пользуемся достижениями мировой цивилизации – компьютерами, информационными системами, средствами телекоммуникаций и т.п. в той мере, в какой доходы от сырьевого экспорта позволяют нам все это закупать. Или отчасти собирать в России из компонентов, произведенных за рубежом. В лучшем случае мы сохраняем способность производить вооружения и оборудование в основном для внутреннего потребления. В сущности, примерно такой выглядит Россия уже сегодня и, с поправкой на технический прогресс, выглядела в начале века. Только вместо нефти экспортировала зерно» [Ясин, 2001].

В свете вышесказанного, не удивляет то, что ко времени проведения Ярославского политического форума осенью 2010 г. среди практиков и экспертов сложился консенсус в пользу признания активной роли государства в качестве императива успеха модернизационного проекта. Не случайно и то, что основная секция Форума была названа «Государство как инструмент технологической модернизации». Иными словами, российское государство сегодня представляется главной (но, безусловно, не единственной) движущей силой развития процессов в стране, способных «поломать» статус-кво сырьевой ориентации бизнеса и экономики в целом. Однако любые практические меры по модернизации существующего государства в России потребуют значительных усилий и времени. Кроме того, для территориальной целостности такой многообразной и огромной страны, как Россия, попытки модернизации государства сопряжены со значительными рисками для политической стабильности.

В своей нынешней форме российское государство неэффективно, неподотчетно и слабо предсказуемо. Государственная коррупция стала системным явлением. Государство, что не менее важно, не в состоянии гарантировать соблюдение прав собственности. Таким образом, российское государство является одновременно и основным препятствием для модернизации, и своего рода «мотором» для политической и экономической трансформации и технологического прорыва. Но – не в нынешней форме. А потому основная задача заключается в изменении самого государства.

В некоторых странах государство настолько слабо, коррумпировано, неэффективно и нацелено на обслуживание узких «специальных интересов», что любая попытка политических лидеров изменить ситуацию в лучшую сторону ведет лишь к напрасной трате ресурсов и еще большей коррупции. Отсюда возможный вывод для России: любые, даже самые «благонамеренные», действия властей обречены на весьма ограниченный успех в том случае, если не модернизировано само государство – более эффективное, менее коррумпированное, стимулирующее конкуренцию, обслуживающее более широкие общественные интересы. Однако – и в этом одна из основных трудностей перехода – существующая в России модель «центр – периферия» поддерживает как раз существующее «плохое» государство, поскольку:

– не поощряет, а препятствует развитию конкуренции между регионами и городами;

– фиксирует особое «центральное» место столицы как производителя инноваций;

– не создает стимулов для эндогенного развития регионов, поскольку они ожидают получения дотаций из центра в обмен на политическую лояльность.

К сожалению, до сих пор при обсуждении федеральной властью возможных и необходимых улучшений существующих практик управления речь не идет ни о каких изменениях политической системы. Так что, если верить официальным заявлениям российского руководства, значимые улучшения управления возможны без риска политического реформирования. Так, в марте 2009 г. президент Медведев подписал указ о реформировании системы государственной службы – в рамках антикоррупционной кампании. Цель принятия указа состоит в использовании более эффективных технологий и современных методов деятельности для увеличения эффективности и профессионализма государственных служащих. В президентском послании в ноябре 2010 г. Медведев практически ничего не сказал о необходимости политических реформ для модернизации страны. «Близкие к Кремлю» комментаторы объяснили это тем, что фокус внимания президента сместился в сторону социальных вопросов и проблем оптимизации управления. К концу 2010 г. руководители федеральной исполнительной власти уже говорили о том, что с условиями для экономического роста и прорыва к инновационной экономике все обстоит благополучно – не хватает только хорошего управления (good governance).

Однако не секрет, что результаты «политики косметического ремонта» федерального центра остаются более чем скромными, достаточно сказать, что инновационная экономика в России не работает, а инновации не создаются даже «по принуждению». Надежды на модернизацию в стране обречены на несостоятельность без реальных политических реформ, которые смогут создать эффективное управление в России и – что очень важно – повысить доверие к государству со стороны бизнеса и общества [Rogov, 2011].

Таким образом, практики управления меняются и будут меняться, но роль государства в защите прав собственности и создании системы стимулов и гарантий для политических и экономических агентов неизменно остается решающей. Государство может быть «большим» или «маленьким» – главное, чтобы оно было способно и желало играть проактивную роль в обеспечении условий для хорошего управления и было достаточно компетентным для выдвижения эффективных и достижимых экономических целей и приоритетов.

Каким должно быть государство?

Одним из центральных вопросов, стоящих перед молодыми демократиями, является вопрос о том, как совместить силу государства, необходимую для реализации сложных экономических реформ, с необходимостью подотчетности и ограничений деятельности правительства.

Политические инкумбенты в России с точки зрения поддержания силы государства находятся в сложном положении. Теоретически способность государства к принятию и реализации решений может иметь два источника: контроль сверху (здесь преимущество имеют авторитарные режимы в силу выстроенной иерархии и системы репрессий) и контроль снизу, где более эффективны демократии – в силу сочетания электоральной и социальной подотчетности, свободы прессы и институциональных сдержек и противовесов для обеспечения горизонтальной подотчетности. Наиболее «неспособными» оказываются гибридные политические режимы: в них разрушена жесткая система контроля сверху – вниз, но при этом не развиты, или, по крайней мере, недостаточно развиты системы демократического контроля [Baeck, Hadenius, 2008]. Этот как раз и есть случай России.

Экономисты уже давно эмпирически подтвердили тезис о том, что во многих странах политики ушли из-под контроля общества, действуя в пользу «специальных интересов», в частности тех, которые работали на сохранение их правящих позиций и финансовых привилегий [Przeworski, 1995]. А если государство находится под контролем «специальных интересов», то его вмешательство в экономику будет неизбежно создавать дисбалансы с точки зрения интереса «общего». Именно поэтому, как утверждает Пшеворски, улучшение экономики требует политических реформ. Однако эти реформы не должны состоять в сокращении экономической роли государства. Улучшение экономики должно стать результатом «улучшения демократии», когда не «специальные интересы», но граждане имеют эффективные рычаги воздействия на государство, а оно подотчетно гражданам [Przeworski, 1995]. Здесь следует помнить о том, что «крайне редко те, кто находятся у власти, не подотчетны никому, важно, кому они подотчетны, насколько и по каким вопросам» [Fox, 2007, p. 8]. Таким образом, на практике неподотчетность государства означает только то, что оно является инструментом каких-либо узких групп и специальных интересов, не обслуживая более широкие общественные интересы, т.е. государство «приватизировано».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса"

Книги похожие на "Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ростислав Туровский

Ростислав Туровский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ростислав Туровский - Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса"

Отзывы читателей о книге "Политическая наука №4/2011 г. Региональное измерение политического процесса", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.