» » » » Азамат Тлисов - Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации


Авторские права

Азамат Тлисов - Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации

Здесь можно купить и скачать "Азамат Тлисов - Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Экономика, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Азамат Тлисов - Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации
Рейтинг:
Название:
Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-1287-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации"

Описание и краткое содержание "Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуется сущность и роль налогов в экономической системе общества, обосновывается единство функций и принципов налогообложения прибыли, уточняются особенности формирования прибыли как результата хозяйственной деятельности и как источника налогообложения, отражается влияние налогообложения прибыли на финансовые решения предприятий. Раскрывается специфика конструирования налога на прибыль в 1991– 2001 гг., выявляются особенности современного этапа налогообложения прибыли организаций. Предлагаются направления модернизации механизма налогообложения прибыли организаций. Рекомендовано для специалистов в области теории и практики налогообложения, преподавателей, аспирантов, студентов.






Исследователи Н. Иванова, Д. Черник, Т. Юткина уверены в нецелесообразности чрезмерной дифференциации в классификации налоговых функций, выделяя шесть основных (с учетом их взаимопроникновения): фискальную, распределительную (перераспределительную), регулирующую, стимулирующую, социальную и контрольную36.

Большинство исследователей, особо уделявших внимание изучению функций налогов на разных этапах реформирования налоговой системы, считают главной и основной функцией фискальную, суть которой заключается в обеспечении поступлений части средств в разноуровневые бюджеты для покрытия обоснованных государственных расходов. Благодаря этому, собственно, и создаются необходимые материальные условия и возможности для жизнедеятельности государства. Доля налоговых поступлений в доходах бюджета России, как и большинства государств, является преобладающей.

Так, анализ структуры поступлений в 2010 г. доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральной налоговой службой России по видам налогов, показал, что основная доля доходов сформировалась за счет поступлений именно налога на добычу полезных ископаемых – 43 % (1376,6 млрд. руб.) и налога на добавленную стоимость – 41 % (1328,7 млрд. руб.).

Доля налога на прибыль организаций в федеральный бюджет РФ в 2010 г. составила 8% (255 млрд. руб.), что по сравнению с 2009 г. было больше на 30 %, но относительно уровня 2008 г. – меньше в 3 раза. Это объясняется снижением с 01.01.2009 г. налоговой ставки по налогу на прибыль в федеральный бюджет с 6,5 до 2% 37.

Удельный вес налога на прибыль организаций в консолидированном бюджете РФ в 2010 г. определен в размере 1774,4 млрд. руб. (или 23,06 % всех налоговых доходов государства)38.

Практика показывает, что значение фискальной функции с развитием и совершенствованием производственных отношений лишь возрастает.

В свою очередь, обобществление части валового внутреннего продукта посредством налогов создает объективные предпосылки для реализации государством регулирующих функций. Поэтому сама фискальная функция налога в значительной мере связана с реализацией другой базовой функций – регулирующей (стимулирующей), цель которой – смягчение цикличности производства, обеспечение его равномерного и поступательного развития.

Регулирующая функция налогов – особый механизм влияния на экономические и социальные процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе, и только при его грамотном использовании можно формировать необходимые качественные и количественные характеристики этих процессов.

И если под фискальной функцией в основном понимается один и тот же смысл (отчуждение части дохода, имущества субъекта в виде налога в пользу государства), то в регулирующей функции каждый автор имеет свое видение, расширяя регулирующую роль налога до стимулирующей, дестимулирующей, воспроизводственной и т. п.

Существуют прямые и обратные связи между реализацией регулирующей и финансовой функцией налогов. Ее сущность состоит в ослаблении отчуждающей роли государства ради достижения стратегических целей: обеспечение условий для обеспечения более высоких темпов экономического роста, чему во многом может способствовать мобилизация налогового режима.

Стимулирующая функция налогов является, по мнению авторов, самой труднореализуемой, поскольку непосредственно связана с экономическими интересами хозяйствующих субъектов. Она проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, реализующихся через систему налоговых льгот, исключений, преференций. Это приводит к изменению объекта налогообложения, уменьшению налогооблагаемой базы, понижению налоговой ставки и т. п., что необходимо для стимулирования, в первую очередь, экономической деятельности предприятий различных отраслей промышленности.

По мнению авторов, вопрос классификации налоговых функций не столь принципиален, поскольку степень теоретической и практической их диверсификации зависит как от конкретных задач исследования, так и от совершенства налоговой системы, структуры конкретного налога на том или ином историческом этапе.

Поэтому, выделяя в качестве базовых функций налога фискальную и регулирующую, следует полагать все остальные производными, реализация которых определяется их оптимальной комбинацией.

Реализация базовых функций налогов одновременно возможна, во-первых, при достижении определенной резонансности часто противоречивых экономических интересов государства, суверенных товаропроизводителей и домохозяйств, поскольку любой налог как экономическое отношение отчуждения в конечном итоге выражает связь единичного и всеобщего в субъектно-объектной структуре рыночного хозяйства, и, во-вторых, требует ориентации на определенные принципы.

Следует подчеркнуть, что в экономической литературе по проблемам налогообложения принципы и функции рассматривались чаще всего несколько обособленно. По мнению же авторов, принципы налогообложения необходимо обсуждать именно в контексте приоритетности тех или иных функций налога на данном этапе. Общая совокупность принципов, которым должна отвечать эффективная налоговая система, обширна и достаточно разработана экономической наукой.

Эволюция налоговых принципов – емкое самостоятельное научное исследование, поэтому воспользуемся известной системой оптимальных налоговых критериев, сгруппировав их именно в контексте выполняемых функций, предварительно рассмотрев важнейшие принципы налогообложения на основе эволюционного подхода.

Пять основных экономических принципов налогообложения были сформулированы А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.)39:

1. Принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, который особенно необходим в государствах с демократическим образом правления. Если население относится с полным доверием к своему государству, то и налоги платятся без принуждения, добровольно и добросовестно. Субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые декларируются законодательно. Сам же процесс взимания налогов не должен нарушать основные политические права и не «стеснять» хозяйственную деятельность налогоплательщика.

2. Принцип справедливости. «Подданные государства должны по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, то есть соответственно доходу, каким они пользуются, под покровительством и защитой государства». Этому принципу соответствует пропорциональность налогообложения.

3. Принцип определенности. «Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику».

4. Принцип удобности. Налогообложение должно осуществляться тогда и так (тем способом), когда и как плательщику удобнее всего платить его. «Желательно взимать налог как раз в то время, когда у плательщика скорее всего будут деньги для уплаты».

5. Принцип экономии. «Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит государственному казначейству»40.

По оценке М. Фридмана, «второй принцип носит этический характер, а остальные могут быть отнесены к отделу техники взимания или организации обложения». Таким образом, в конструкции А. Смита главный принцип налогообложения – равномерность, а, следовательно, справедливость по отношению к налогоплательщику («нужно щадить народное и частное имущество»)41.

Н. Тургенев, разделяя и пропагандируя идеи А. Смита, обращал внимание о необходимости сбалансированности фискальных интересов государства и рядовых налогоплательщиков. В его труде «Опыт теории налогов» (1818 г.) указывалось, что «подданные государства, каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам, удобным для плательщика, должны давать средства к достижению цели общества или государства»42.

В XIX в. А. Вагнер, применив постулаты теории коллективных потребностей к системе принципов налогообложения А. Смита, несколько усовершенствовал ее, предложив девять основных правил, сгруппировав их в четыре группы.

1. Финансовые принципы организации обложения:

1) принцип достаточности;

2) принцип эластичности (подвижности) обложения.

2. Народнохозяйственные принципы:

3) принцип надлежащего выбора источника обложения;

4) принцип правильной комбинации различных налогов.

3. Этические принципы (принципы справедливости):

5) принцип всеобщности обложения;

6) принцип равномерности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации"

Книги похожие на "Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Азамат Тлисов

Азамат Тлисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Азамат Тлисов - Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации"

Отзывы читателей о книге "Налогообложение прибыли хозяйствующих субъектов: потенциал модернизации", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.