» » » » Андрей Медушевский - Утверждение абсолютизма в России


Авторские права

Андрей Медушевский - Утверждение абсолютизма в России

Здесь можно купить и скачать "Андрей Медушевский - Утверждение абсолютизма в России" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Медушевский - Утверждение абсолютизма в России
Рейтинг:
Название:
Утверждение абсолютизма в России
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3067-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Утверждение абсолютизма в России"

Описание и краткое содержание "Утверждение абсолютизма в России" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена одному из наиболее важных и динамичных периодов русской истории – эпохе Петра I, который предстает в книге как реформатор нового времени. В отличие от всех предшествующих работ на эту тему, написанных как в нашей стране, так и за рубежом, в настоящей книге дается новая концепция петровских реформ. Рассматривая абсолютистское государство как фундамент и первый шаг на пути формирования современной тоталитарной системы, автор задается вопросом о его социальных основаниях, раскрывает значение таких институтов, как правящая элита, бюрократия и армия. Особое внимание в книге уделяется личности самого преобразователя – Петра Великого, которого автор рассматривает в ряду харизматических вождей прошлого и современности.






Реформы Просвещенного абсолютизма в Австрии, подобно другим сходным преобразованиям, имели своей целью расширение государственного вмешательства в социально- экономические отношения, что выступало одновременно и как средство преобразования. В этом отношении характерны такие мероприятия государства, как ослабление и фактическая ликвидация крепостного права (замененного обязанностью отбывать повинности помещикам), ограничение роли церкви, превращение духовенства в государственных чиновников, конфискация имущества монастырей и насаждение политики веротерпимости, реформы суда и судопроизводства за счет устранения многих традиционных феодальных норм. Своеобразным итогом преобразовательной деятельности стала кодификация права в стране.

Указанные тенденции административного и политического развития появляются в Пруссии, начиная с реформ Фридриха-Вильгельма I, который реорганизовал весь исполнительный административный аппарат на центральном, провинциальном и местном уровнях112. Как показывает анализ социальной природы административных реформ в Пруссии, они являлись здесь (как и в России) своеобразным компромиссом между властью бюрократической монархии и юнкерской аристократии, которая, составляя костяк армии и местного управления, имела значительную реальную власть и влияние. В этой двойственности природы прусского абсолютизма состоит одна из причин раскола правящей олигархии, а также военно-полицейского характера прусской государственности. В период реформ первой трети XVIII в. особенно четко выступили различия групп, составляющих правящую элиту, – старой знати, новых людей (как правило, незнатного юнкерства, претендующего, однако, на видную роль в управлении), а также иностранных специалистов, главным образом французов – гугенотов, нахлынувших в страну после отмены в 1688 г. Нантского эдикта. В рассматриваемый период представители этой группы составляли около 30 % прусских военных офицеров113. Данное обстоятельство (различные источники комплектования) вело к столкновению интересов как внутри элиты, так и за ее пределами – в государственном аппарате. Введение коллегий рассматривается в этой связи как своеобразная попытка создания регулирующего механизма, направленного на унификацию управления и сглаживание конфликтных ситуаций в нем. Известным итогом реформ административного аппарата в Пруссии стало выявление противоречивых интересов различных социальных групп и попытки их примирения в новых учреждениях. Как и в России при Петре, старый порядок социальных (точнее, сословных) рангов вступал в ощутимое противоречие с новым подразделением чиновников на профессиональные ранги и титулы (чины). Долгое время продолжали сохраняться прежние («местнические») представления о приоритете знатности и происхождения над выслугой и компетентностью. Сохранение престижности аристократического происхождения способствовало консолидации социальной психологии верхов административного здания, но в то же время препятствовало проникновению в элиту новых людей. Известное изменение этого положения происходило за счет сознательной перемены государственной политики наград и кар, поощрений и пресечений – как, например, повышений в должности и награждений за выслугу лет, дисциплинарных взысканий за некомпетентность безотносительно к происхождению и т. д. Кроме того, престижность аристократизма вела к диффузии (слиянию) аристократического статуса и бюрократической верхушки.

Реформы Просвещенного абсолютизма в Пруссии были направлены на дальнейшую модернизацию государственности – ее централизацию, унификацию и рационализацию и продолжали в основных своих линиях реформы Фридриха-Вильгельма. C целью укрепления и увеличения армии, остававшейся главной заботой прусских государей, были (уже при Фридри- хе II) произведены реформы финансового ведомства, сбора налогов, которые непрерывно росли. За счет мобилизации всех материальных и людских ресурсов создавалась одна из сильнейших в Европе армий, позволившая Фридриху превратить государство в реальную международную силу. Характерная вообще для Просвещенного абсолютизма активная социальная политика нашла в Пруссии выражение в введении (в 1763 г.) всеобщего начального образования, ослаблении, а затем и отмене крепостного права, кодификации права, росте военного и полицейского контроля над обществом.

Все рассмотренные реформы в странах Восточной Европы были целенаправленной попыткой модернизации общества, его секуляризации и европеизации. Сравнительная постановка вопроса ставит нас перед возможностью другой интригующей параллели. Возможно ли отыскать аналоги рассмотренных реформ – перехода от традиционной к рациональной (бюрократической) организации власти и управления в современном мире, скажем, – в развивающихся странах, которые, как известно, также часто интерпретируются в контексте теории модернизации, догоняющего развития? Нам представляется, что на этот вопрос можно дать вполне положительный ответ.

При переходе от традиционных патриархальных устоев жизни к новым, порожденным индустриальной эпохой, происходит резкая ломка привычных структур, отношений, учреждений и ценностей. Наступает такой переходный период, когда общество как бы распадается на составляющие его части, сегменты, отдельные институты и идет постепенный процесс их интеграции в новые социальные отношения. Процесс этот, непосредственно связанный с модернизацией и европеизацией развивающихся стран, особенно интересен тем, что дает возможность проследить характер административных реформ в направлении рационализации. В связи с этим внимание обращается прежде всего на сам процесс трансформации цельных традиционных общественных организмов при переходе к индустриальному обществу за счет дифференциации и интеграции, расщепления общества на социальные слагаемые с последующим его воссозданием на новом уровне в более рационализированном виде114. При этом становится очевидной роль государства в проведении данной дифракции: оно может проводить политику сознательного разрушения традиционных институтов путем их взаимного расчленения и обособления и создания на их месте новых, отвечающих его (государства) потребности модернизации экономики и социальных структур. Ключевую роль в этом процессе признана играть бюрократия, которая планирует изменения, осмысливает их и осуществляет на практике.

Создание публичной администрации – решающий показатель усилий по консолидации государства в развивающихся странах. Действительно, в процессе национальной реконструкции бюрократия повсюду играет лидирующую роль. В странах, подобных Индии, где три четверти населения остается крестьянским, политическое сознание низко, а социальные отношения неразвиты, конфликты многообразны, – роль и ответственность администрации (бюрократии) особенно высока. Вообще, наблюдения, проведенные во многих развивающихся странах, показывают, что планируемые социальные изменения нуждаются в эффективной администрации, перспективном видении основных процессов и их результатов, а также в соответствующих навыках управления. В связи с этим большой самостоятельной проблемой в развивающихся странах является быстро меняющийся (в ходе реформ или революций) характер отношений административного аппарата и общества. В большинстве развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки процесс модернизации осуществляется через определенную и весьма устойчивую авторитарную власть. Ключевую роль в политике модернизации играют бюрократия и армия, которые приобретают высокую степень автономности в обществе, имея свободу маневра в условиях обострения противоречий в рядах правящих классов.

Бюрократия, как и всякая формальная организация, развивается в изменяющемся обществе: если общество имеет традиционную природу (традиционные ориентации, сословия, касты, община, семья, религия и пр.), то бюрократия (как рационально организованный слой) неизбежно вступает в конфликт с ним115. Отсюда – задача приспособления рационального аппарата к нерациональному материалу общества, вызванная этим потребность лучшего понимания ориентаций, ценностей и этики, которые определяют действия чиновничества. Этим отчасти объясняется стратификация и иерархия бюрократии, которая отражает структуру общества. Такое положение бюрократии как формальной организации в данном (традиционном) обществе определяет ее ориентацию на универсальный рационализм, формализм и обезличивание, хотя это сочетается с ориентацией данного слоя на профессиональный интерес, разделение труда, создание четкой иерархии власти и управления. Проводимые авторитарными режимами реформы административного аппарата призваны поэтому, как правило, превратить его с более эффективный инструмент социального регулирования, вмешательства в общественные отношения с целью «размягчения» традиционных структур и укрепления социальной опоры своей власти116.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Утверждение абсолютизма в России"

Книги похожие на "Утверждение абсолютизма в России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Медушевский

Андрей Медушевский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Медушевский - Утверждение абсолютизма в России"

Отзывы читателей о книге "Утверждение абсолютизма в России", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.