» » » » Ирина Мурзина - Теория и практика культурологических исследований


Авторские права

Ирина Мурзина - Теория и практика культурологических исследований

Здесь можно купить и скачать "Ирина Мурзина - Теория и практика культурологических исследований" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Мурзина - Теория и практика культурологических исследований
Рейтинг:
Название:
Теория и практика культурологических исследований
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4475-3615-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория и практика культурологических исследований"

Описание и краткое содержание "Теория и практика культурологических исследований" читать бесплатно онлайн.



В представленном сборнике собраны статьи автора, посвященные актуальным проблемам современных культурологических исследований: методология и методы исследований региональной культуры и аспекты изучения культурологии повседневности. Автор обосновывает такое научное направление, как внутренняя регионалистика и предлагает исследование вопросов историко-культурного развития Урала в ее контексте. Книга адресована студентам, аспирантам, преподавателям культурологии.






Для того, чтобы в конкретной территории сложилась своя региональная культура, «материнская» культура должна пройти через несколько этапов. Первый – это включение данного географического пространства в поле освоения «материнской» культуры (ситуация «открытия» в той или иной степени характерна для многих регионов России: осваиваются Урал, Сибирь, Дальний Восток, Юг России, в более позднее время – территория Восточной Пруссии – Калининградская область). Вторая – это освоение новой родины переселенцами (миграция населения из Центральной России и Русского Севера на Урал и дальше в Сибирь, освоение южнорусских земель казаками, украинцами, белорусами). На этом этапе происходит «символическое включение» территории в состав России. Появляется представление о роли, которую призвана играть данная территория в судьбе страны (быть «кладовой» природных богатств, как Урал или Сибирь, выполнять функцию охраны рубежей, южных, восточных или западных). Жители из разных областей страны, являясь носителями, с одной стороны, «материнской культуры», с другой, привнесенных в нее особенностей, связанных с местом прежнего проживания (это лучше всего представить на примере языка, существующего как единый, общий для всех носителей, и диалектный, характерный для данной местности), стремятся адаптироваться к конкретным формам существования, однако сохраняют в различных культурных формах (от одежды и жилища до языка и обрядности) черты прежней жизни.

На следующем этапе начинает осознаваться «связь с местом», выражающаяся в определенных способах хозяйствования, в организации социальной жизни. Вступая в межкультурную коммуникация с коренными народами и переселенцами из других регионов, люди начинают осознавать собственную идентичность именно как людей, живущих в данном географическом пространстве. На этом этапе формы жизни еще несут особенные черты тех мест, из которых переселились люди.

Четвертый этап отличается тем, что люди, живущие в конкретной территории, воспринимают ее как свою родину. Характер производства и социальной жизни, осознание собственной особенности и значимости в судьбе страны, сформировавшийся этос и нашедшие свое воплощение эстетические ценности – все это дает право называть культуру жителей конкретного региона региональной.

Интересно, что не всякий регион продуцирует свою, региональную культуру. Так, можно говорить о региональной культуре применительно к Уралу, Сибири, Югу России. Однако области центральной России не могут быть рассмотрены как феномены региональной культуры, они находятся в рамках «материнской» русской культуры7. Отдельной территорией нужно назвать Русский Север, который воспринимается как квинтэссенция русской культуры, поскольку исторически связан с другим древнерусским центром – Новгородом и достаточно длительный период на протяжении двадцатого века являлся «хранителем» национальной культуры.

Таким образом, мы можем утверждать, что региональная культура является интегрирующим началом жизни в конкретной территории, определяемая условиями существования людей (географическими) и определяющая формы существования.

Региональная культура носит наднациональный характер. В ее поле этнически разнородные элементы входят как значимые, ценностные и необходимые составляющие. Платоновское выражение «без меня народ неполный» выражает, на наш взгляд, наиболее объемно представление, что региональная культура существует как поликультурное единство, обеспечивая в рамках локальной территории возможность межкультурного и межэтнического взаимодействия8.

Рассматривая региональную культуру как поле межкультурного взаимодействия, необходимо учесть, что это взаимодействие идет как «по горизонтали» – между народами, живущими на данной территории, так и «по вертикали», объединяя страну в единую общность (применительно к нашей стране можно было бы использовать название «Россия регионов»). И это единство обладает несколько иными очертаниями, чем традиционное административное районирование. Можно выделить как отдельные этнокультурные общности, обладающие при единстве территории государственным статусом (национальные республики в составе страны – Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа), так и региональные культурные сообщества (Урал, Сибирь, Юг России, Дальний Восток), объединяющим началом которых служит исторически сложившийся способ жизни на данной территории. Вероятно, такой образ России мог бы существенно облегчить решение многих в том числе политико-экономических проблем сегодняшнего дня.

Внутренняя регионалистика: научный статус интегрированного знания

Интерес к описанию отдельных локально-территориальных, региональных общностей, выходящий за пределы анализа их природно-географической и экономической специфичности, в современном гуманитарном знании носит актуальный характер. Во многом причиной тому служат происходящие процессы глобализации, стремящиеся к стиранию различий между государствами, культурами, сообществами, и, как реакция, желание отдельных государств и культурных образований противостоять всеобщей унификации. Одним из свидетельств непростой ситуации в современном мире видится противопоставление интересов глобальных региональным и локальным.

Очевиден тот факт, что пренебрежение интересами отдельных регионов, местных сообществ не только не ведет к единству мира, но, напротив, вызывает вполне естественную реакцию – стремление сохранить свою уникальность, подчеркнуть самодостаточность, вплоть до максимальной изоляции от мировых процессов. По сути, мир столкнулся с реальной проблемой существования множественности в единстве, с осознанием ценности разнообразных путей и способов существования различных социальных систем.

Изучение противоречивого единства глобальных тенденций и стремления к обособленности ведется сегодняшними исследователями региональной проблематики. Единицей анализа в этом случае становится понятие региона. Отождествление понятий «регион» и «территория» позволяет обратиться прежде всего к проблемам управления отдельными частями отдельных стран (или странами в целом, если речь идет о макросистемах), возникающими в русле более общих процессов либерализации. Другой научный вектор – введение вместо понятия «регион» понятие «историко-культурной зоны», подчеркивая гуманитарные основания для выделения той или иной общности, сформировавшейся на конкретной территории, обращает внимание на исторически сложившуюся мультикультурность. Оба направления сосуществуют уже достаточно давно, и актуализируются в ситуации перехода или трансформации общественных отношений, как это происходит, к примеру, в современной России.

Говоря о регионалистике (или – регионоведении) как о самостоятельной дисциплине, необходимо различать сформировавшиеся на сегодня два направления – это регионалистика зарубежных стран и внутренняя регионалистика. Объем исследований по ним не сопоставим, но именно второе направление, во многом благодаря не до конца определившейся социально-политической ситуации в самой России и тем новым реалиям, с которыми страна и ее регионы столкнулись на протяжении последних десятилетий, приобретает особую значимость. И если изучение зарубежных стран ведется как с учетом территориально-природных, политико-экономических, культурно-исторических реалий, при изучении ситуации в России преобладает в основном политико-экономическая составляющая. По сути, регионалистика России сегодня – поле прикладной политологии.

Однако, как бы ни были важны проблемы политического устройства страны, они носят врем́енный и временной ́характер. Более того нерешенность многих региональных проблем в политической плоскости лишь свидетельство того, что в этой логике они в принципе решены быть не могут (если не учитывать всегда сохраняющееся и постоянно доминирующее желание все проблемы решать волевым путем). Вероятно, региональная аналитика сегодня столкнулась с тем, что исследования носят либо характер констатации наличной ситуации, либо описывают внешнюю сторону происходящих процессов.

Назрела необходимость сочетания в анализе внешних характеристик региона с глубокой саморефлексией. По сути, речь должна идти о региональной герменевтике (термин предложен В. Каганским), постижении культурных, идеологических и политических контекстов и смыслов, столь разнообразно представленных в современном мире. Попытки анализа такого типа делались и раньше.

К примеру, исследование региона в краеведческих исследованиях, активно развивавшихся на протяжении всего XIX в., велось в логике описания природно-географической, этнической, хозяйственной структур, обращения к его истории и культуре, подчеркивая уникальность и своеобразие отдельных территорий. Особую роль в изучении российских регионов сыграли созданные в пореформенной России XIX в. губернские ученые архивные комиссии, деятельность местных краеведов. Достаточно вспомнить, какую роль в изучении Урала сыграло организованное в 1870 г. Уральское общество любителей естествознания, в издаваемых «Записках» которого собран огромный материал по различным сферам жизни края. Или работы сибирских «областников», активно развивавших идеи культурной уникальности Сибири и на этой основе обосновывавших специфику политического устройства и экономической жизни региона. Однако, это был лишь первый шаг к созданию объемного образа собственной страны. В советское время краеведческая проблематика в силу известных причин приобрела узконаправленный характер, прежде всего связанный с проблемами экономического районирования (Н.Н. Баранский).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория и практика культурологических исследований"

Книги похожие на "Теория и практика культурологических исследований" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Мурзина

Ирина Мурзина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Мурзина - Теория и практика культурологических исследований"

Отзывы читателей о книге "Теория и практика культурологических исследований", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.