» » » Любовь Пахомова - Школьный компонент географического образования


Авторские права

Любовь Пахомова - Школьный компонент географического образования

Здесь можно купить и скачать "Любовь Пахомова - Школьный компонент географического образования" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: География, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Любовь Пахомова - Школьный компонент географического образования
Рейтинг:
Название:
Школьный компонент географического образования
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-2860-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Школьный компонент географического образования"

Описание и краткое содержание "Школьный компонент географического образования" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются теоретические основы школьного компонента географического образования. Развитие географии с дореволюционного до современного времени рассмотрено в контексте краеведческих принципов образования. Концепция и дидактическая модель курса «Родной край» способствуют разработке вариантов краеведческого курса. Рассмотрены методические условия и методические приемы реализации авторского курса «Якутск – город мой» («Люди и природа») для учащихся 5 класса, который является вариантом курса «Родной край» на локальном уровне. Предназначена для учителей естественно-научных предметов, студентам и работникам образования, интересующихся вопросами школьного компонента образования и его разработкой.






Педагогическая деятельность В. Г. Короленко в Амгинской школе сыграла немалую роль в развитии школьной географии. В 1882 году он открыл начальную школу. На своих уроках он руководствовался дидактическими принципами К. Д. Ушинского, Н. Ф. Бунакова, учил детей по «Родному слову», пользовался журналами «Родник» и «Детское чтение», обучал истории и географии.

В отчете П. Гадзяцкого и Н. Преловского (1893 г.) указываются недостатки школьного образования в министерских школах Якутии. В школах того времени все пользовались централизованными программами, которые не были научно обоснованы, не обеспечивали достаточный объем прохождения учащимися основ научных дисциплин, не учитывали индивидуальные и возрастные особенности развития детей. Кроме того, с самого начала существования начальной школы в Якутии, была проблема языкового обучения якутских детей, так как обучение было на русском языке [29]. В известном письме «Якутской интеллигенции» якутский философ-писатель А. Е. Кулаковский отмечает: «…программы для школ чужды, не приложимы к нашей жизни. Начальные церковные школы вредны нам, нужно общее развитие детей на понятном языке. Нужны хоть по одной школе с программой, соответствующей потребностям нашей жизни. Должна быть якутская письменность, переводы с русского языка на якутский» [95, c.46]. Данные высказывания касаются и географии, которая была на русском языке и непонятна якутским детям.

Третий этап (1900 – 1917 гг.)внедрение родиноведческих принципов, а также практической географии. На этом этапе интересен (по отношению к школьной географии) Указ распоряжений Министерства народного просвещения за 1904–1905 учебный год, напечатанных в циркуляре по ВосточноСибирским учебным заведениям, где имеется требование о проведении экскурсий учителями. В Указе рекомендовалось проводить обучение естественно-научным знаниям на примере местного материала [29]. Отмечен факт, что впервые, в учебных планах школ города Якутска география как учебный предмет появилась в 1808 г., когда география была введена в третий класс уездных училищ России. И таким образом, учащиеся пропедевтические естественнонаучные знания и умения, необходимые в дальнейшей жизни, в том числе географические, получали в начальной школе [5].

В начале XX в. город Якутск, стал центром краеведческого изучения окружающей природы и его производственных объектов. Известны факты организации общеобразовательных выездных экскурсий в природу и на производственные объекты города Якутска не только для учащихся города Якутска, но и школьников из пригородных сел, близлежащих улусов: пригородной Мархи и города Олекминска. Учащихся знакомили с электростанцией, телеграфом, свечным заводом, показывали пароходы [5, 70]. Эти экскурсии, беседы и сбор краеведческих материалов способствовал познанию школьниками своего родного края, улуса и деревни, обычаи и традиции своего народа.

Анализ развития школьной географии показал, что период (1739–1917 гг.) характеризуется следующими особенностями:

1. Становление школьной географии в Якутии было связано c государственной необходимостью, а развитие связано с педагогической деятельностью политссыльных.

2. Родиноведческий принцип сыграл положительную роль в развитии практического направления школьной географии (изучение ближайшего окружения ученика, использование местного материала, организация учебных экскурсий).

3. В начальных школах Якутии география в школах преподавалась в зависимости от знаний, творческого подхода и личной инициативы учителя, от условий и материального обеспечения школы.

1.3. Советский период становления школьной географии в Якутской АССР (1919— 1991 гг.)

Второй периодсоветский (с 19191991 гг.). Время с 1919 по 1922 гг. относится к началу строительства советской школы в России. В эти годы и курс краеведения был введен в программу учебных заведений по всей стране. Возникла необходимость изучения Якутского края и в связи с этим в учительской семинарии ввели курс краеведения, создан музей наглядных пособий. Этот период был сложным, так как шла гражданская война. Но конкретно, советский период развития школьной географии в Якутии начинается с 1923 года, с первой программы по географии, которая была составлена в наркомпросе Якутской АССР [152].

Этап становления советской школьной географии (1923–1933 гг.) Народным комиссариатом Якутской АССР в 1922/23 учебном году был составлен и утвержден первый учебный план, который действовал до 1924/25 учебного года [5]. В учебном плане естественнонаучные предметы распределены таким образом:


Таблица 1

Естественнонаучные предметы на 1922/23 учебный год в Якутской АССР

(по В. Ф. Афанасьеву, 1967)


Мироведение составляло 11, 2%, география – 6,2% учебной нагрузки, вместе – география с мироведением составляли 17,4%. К примеру, на русский язык распределено 33,6% учебной нагрузки, на арифметику – 18,2%, на якутский язык – 5,9%. Краеведческий курс не включен в программу.

Для школы 1 ступени была составлена программа по географии (автор И. Павлов). В объяснительной записке к «Программе по предметам преподавания в трудовой советской школе 1-й ступени 1923 года», даются следующие рекомендации: «Преподавание географии на первых ступенях должно производиться путем наблюдений над характером Земли и Вселенной. Демонстрации и опыт касательно механических процессов в сложениях земли желательны. Особенно рекомендуется лепка, где ученики отлично научаются географии. Инициатива и изобретательность учителя в этом случае могут быть настолько разнообразны, что предусматривать все даже излишне и может быть, вредно. Разумеется, что без карты или глобуса проходить географию бесполезно» [152, с.41–43].

Программа была составлена по концентрическому типу. Естественнонаучные предметы были распределены в такой последовательности: в 1 концентре занимались по предмету «Мироведение», которая соответствует современным курсам «Природоведение» и «Окружающий мир». Во 2 концентре эта программа соответствует курсу «Естествознание» и количество часов составляло 19 часов. Преподавание географии начиналась с 4 года обучения во 2 концентре: всего выделялось 11 часов в неделю: 4 группа –2 часа, 5 группа – 3 часа, 6 группа – 3 часа, 7 группа – 3 часа.

В школах Якутской АССР в 1931–1932 гг. был введен всеобуч по начальному образованию. Согласно, плана всеобуча, в этом учебном году в 3 классе начальной школы была введена география (на основе программы Д. Н. Анучина с 1921 года). По принятой программе, преподавание географии предусматривалось начинать с изучения своего региона в виде краеведческого курса физической географии России. Курс примечателен тем, что в начальной школе он способствовал формированию первоначальных географических знаний и краеведческому изучению ближайшего окружения ученика [5].

В 1932 году в РСФСР, в том числе и Якутской АССР ввели новый учебный план, где география распределилась следующим образом:

3 класс – география своего края, начала физической географии СССР.

4 класс – элементарный курс географии СССР.

5 класс элементы общего землеведения, краткий обзор частей света.

6 класс – география СССР.

7 класс – экономическая география капиталистических стран.

8 класс – экономическая география СССР.

Данная программа примечательна тем, что в начальной школе способствовал формированию пропедевтических географических знаний и краеведческому изучению ближайшего окружения ученика [196 ].

Этап практического краеведения (1934–1945 гг.) характеризуется внедрением всеобуча, ликвидацией безграмотности в Якутии. В Постановлении ЦК ВКП (б) и СНК СССР «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» (1934 г.) отразилась в необходимость усиления преподавания краеведения, как одной из составляющих географии. Как следствие выполнения этого Постановления в школах Якутии усилилось преподавание географии и сбор краеведческих материалов. Учителям географии предписывалось использовать на уроках географии краеведческий и наглядный материалы, тесно связывая их с практикой ведения народного хозяйства, а также широко изучать природу родного края.

В предвоенные и в годы Великой Отечественной войны впервые стали проявлять внимание на прикладное значение школьной географии и применение географических знаний в практической деятельности. Война усилила у школьников интерес и особую любознательность к географическим наукам. Географическое краеведение способствовало изучению местности, ознакомлению с особенностями природы и хозяйства родного края, поэтому этот этап назван «практическим краеведением».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Школьный компонент географического образования"

Книги похожие на "Школьный компонент географического образования" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Любовь Пахомова

Любовь Пахомова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Любовь Пахомова - Школьный компонент географического образования"

Отзывы читателей о книге "Школьный компонент географического образования", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.