» » » » Валентина Комарова - Конституционное право России: Вопросы и ответы


Авторские права

Валентина Комарова - Конституционное право России: Вопросы и ответы

Здесь можно купить и скачать "Валентина Комарова - Конституционное право России: Вопросы и ответы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентДиректмедиа1db06f2b-6c1b-11e5-921d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Комарова - Конституционное право России: Вопросы и ответы
Рейтинг:
Название:
Конституционное право России: Вопросы и ответы
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-4475-0428-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Конституционное право России: Вопросы и ответы"

Описание и краткое содержание "Конституционное право России: Вопросы и ответы" читать бесплатно онлайн.



Настоящее издание содержит краткие ответы на основные вопросы учебного курса «Конституционное право России». Пособие дает возможность при подготовке к экзамену в сжатые сроки систематизировать и конкретизировать знания, полученные в процессе изучения дисциплины. Для студентов юридических вузов.






Объектом большинства конституционно-правовых отношений является государственная власть. Государственная власть в Российской Федерации осуществляется ее народом через выражающие его волю органы государственной власти. Такими органами согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 11) являются Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации, а в субъектах Федерации – образуемые ими органы государственной власти.

Формой власти народа служит местное самоуправление. Конституция РФ (ст. 12) признает и гарантирует местное самоуправление. В ней устанавливается (ч. 2 ст. 130), что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Нормы, содержащиеся в федеральных законах «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и ряде других, а также в законах субъектов Федерации регулируют взаимоотношения в процессе осуществления местной власти.

Объектом конституционно-правовых отношений могут быть различные имущественные и неимущественные блага. Например, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2 ст. 7 Конституции), признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 8). Статья 98 Конституции устанавливает, что члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий, что служит ярким примером нематериальных благ.

Действия как объекты конституционно-правовых отношений имеют важное значение в конституционном праве, поскольку именно посредством действия как объекта правоотношения реализуется народовластие в различных его формах. Объектом большинства конституционно-правовых отношений является поведение их субъектов, т.е. действие или бездействие, с которым норма права связывает права и обязанности участников правоотношения. Например, в правоотношении, возникающем в связи со вступлением в российское гражданство, объектом прав и обязанностей является заявление о приеме в гражданство. Лицо, подавшее заявление, вправе требовать его рассмотрения, а Президент РФ обязан рассмотреть такое заявление.

Источники конституционного права как отрасли

Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Они делятся: в зависимости от юридической силы на законы и подзаконные акты, по территории действия на действующие на всей территории РФ, на территории субъекта РФ, на территории административно-территориальной единицы, муниципального образования.

К числу федеральных источников конституционного права России относятся: Конституция, а также содержащие конституционно-правовые нормы федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и другие нормативные правовые акты Президента, нормативные постановления палат Федерального Собрания и Правительства, нормативные акты Центральной избирательной комиссии, некоторые законы бывшего Союза ССР, международные договоры Российской Федерации.

Среди федеральных источников конституционного права особое место занимает Конституция. Она является основным источником конституционного права в силу следующего.

В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.

Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.

Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).

В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативно-правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.

Значение Конституции как основного источника в том, что она – форма воплощения государственной воли народа.

По юридической силе после Конституции РФ следует группа федеральных конституционных законов, принятие которых предусмотрено самим текстом Конституции (см. ст. 56, 66, 70, 87, 137 и др.). Например, федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской федерации»; «О референдуме Российской Федерации»; «О судебной системе Российской Федерации»; «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; «О Правительстве Российской Федерации»; «О Государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации»; «О чрезвычайном положении»; «О военном положении»; «О принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта» и другие.

Группа федеральных законов, являющихся источниками отрасли, многочисленна. В качестве примера можно привести Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии» и другие.

К источникам конституционного права относятся и законы Российской Федерации о поправках к Конституции. Их важной особенностью является временный характер собственно регулирующего воздействия. Оно прекращается с внесением поправки в Конституцию.

Отдельную группу источников составляют законы, принятые в СССР и в РСФСР, и действующие в рамках их непротиворечия действующей Конституции. В этой группе особое место занимают Основы законодательства РФ: Основы законодательства РФ об архивном фонде Российской Федерации и архивах (1993 г.); Основы законодательства РФ о культуре (1992 г.); Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (1993 г.); Основы законодательства РФ о нотариате (1993 г.).

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации. В их число входят: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., принятая I Съездом народных депутатов РСФСР; Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., принятая Верховным Советом РСФСР; Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., принятая постановлением Верховного Совета РСФСР.

Важным источником конституционного права являются акты, принимаемые Президентом РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 90) Президент РФ издает указы и распоряжения.

Среди источников конституционного права важное место занимают акты палат Федерального Собрания, содержащие конституционно-правовые нормы. Особую роль играют утвержденные их постановлениями Регламенты Государственной Думы и Совета Федерации.

В число источников конституционного права входят правовые акты Правительства РФ. На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения (ст. 115 Конституции).

Нормативные акты ЦИК РФ также являются источниками отрасли.

Согласно Конституции РФ (п. 4 ст. 15) составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Это означает, что упомянутые акты, содержащие нормы конституционного права, относятся к числу источников этой отрасли права. В связи с образованием Союза Беларуси и России источником конституционного права стал и Устав Союза Беларуси и России, подписанный 23 мая 1997 г. Президентами данных стран и ратифицированный их парламентами.

Одним из видов источников конституционного права являются договоры. Можно назвать Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

По аналогичным вопросам существуют и договоры с конкретными субъектами Федерации (республикой, областью и т.д.), в которых пределы разграничения полномочий определяются с учетом особенностей каждого данного субъекта. Одной из наиболее широко используемых форм договорного регулирования федеральных отношений являются соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Они обычно посвящены вопросам разграничения предметов ведения и полномочий в определенной сфере деятельности; передаче части полномочий; сотрудничеству, взаимодействию в тех или иных областях работы и т.п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Конституционное право России: Вопросы и ответы"

Книги похожие на "Конституционное право России: Вопросы и ответы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Комарова

Валентина Комарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Комарова - Конституционное право России: Вопросы и ответы"

Отзывы читателей о книге "Конституционное право России: Вопросы и ответы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.