Александр Шамардин - Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II"
Описание и краткое содержание "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемый Энциклопедический словарь является справочным изданием, в котором даны определения, характеризующие конкретные социальные и связанные с ними экономические явления и процессы.В Словаре содержатся управленческие, маркетинговые и экономические термины и категории, имеющие как общеэкономическое содержание, так и носящие сугубо рыночный характер. Исходя из этого, мы пришли к выводу подготовить настоящее издание с тем, чтобы дать возможность читателю ознакомиться с управленческими и экономическими терминами, которые находят все более широкое применение в многоукладной экономике России. В отличие от опубликованных в последние годы справочников, словарей, в которых содержатся только термины рыночной экономики, данное издание имеет свои отличительные особенности и своё «лицо». Во-первых, большое внимание уделено раскрытию экономического содержания общеэкономических категорий. Во-вторых, изложение терминов и категорий сочетается с их практической значимостью. В-третьих, трактовка многих терминов и категорий по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству осуществлена не только с точки зрения российской действительности, но и зарубежной практики. При подготовке издания были использованы энциклопедические и экономические словари на русском и иностранных языках, периодическая печать, собственные труды авторов. Авторы Словаря не претендуют на исчерпывающее и окончательное определение содержания терминов, по которым продолжаются научные дискуссии, и выражают надежду, что читатель с пониманием отнесётся к трудностям, которые пришлось разработчикам преодолеть в ходе подготовки такого издания.
НАСЛЕДОВАНИЕ ЦЕННЫХ БУМАГ – переход ценных бумаг после смерти владельца к его наследникам.
НАСЛЕДСТВО (англ. inheritance) – переход имущества умершего (наследователя) к его наследникам. Различают Н. по закону (когда в законе указаны лица, которые являются наследниками, и очередность признания их к Н.) и по завещанию. Н. по закону обычно имеет место при отсутствии завещания.
НАСЫЩЕНИЕ СПРОСА – существенное уменьшение или прекращение спроса на определенные товары и услуги при стабильном уровне доходов и цен; накопление запасов данных товаров и услуг.
НАСЛЕДСТВО КОЛЛАТЕРАЛЬНОЕ – наследство, достающееся родственникам боковых линий.
НАСТАВЛЕНИЕ – 1) руководство, инструкция, которая, как правило, дается перед началом работы ответственным лицом одному или нескольким исполнителям; 2) наименование некоторых руководящих документов.
НАСТАВНИК – высококвалифицированный специалист или опытный работник, у которого другие работники могут получить совет или поддержку.
НАСТАВНИЧЕСТВО – одна из форм профессиональной подготовки молодых работников опытными квалифицированными специалистами.
НАСЫЩЕНИЕ – 1) наполнение, снабжение в изобилии; 2) наполнение в большом количестве до предела.
НАСЫЩЕНИЕ СПРОСА – существенное уменьшение или прекращение спроса на определенные товары и услуги при стабильном уровне доходов и цен; накопление запасов данных товаров и услуг.
НАСЫЩЕННОСТЬ РЫНКА – 1) показатель, характеризующий наличие товаров у потребителей. Н. р. определяется по данным специальных обследований потребителей, а также балансовым путем: наличие на конец периода равняется наличию на начало периода плюс поступление минус выбытие в результате износа (физического и морального);
2) наличие товаров в торговле по ассортиментному перечню.
НАТУРАЛИЗАЦИЯ (фр. naturalisation от лат. naturalis – подлинный, законный) – приобретение иностранцем прав гражданства (подданства) данного государства.
НАТУРАЛЬНАЯ ОПЛАТА (англ. payment in kind) – часть оплаты труда, выдаваемая работнику в виде продуктов, вещей или бесплатных услуг. Различают явную и формально скрытую Н. о. Формы первой охватывают небольшую часть заработка, при этом налицо непосредственная, безденежная связь меры труда и меры потребления (таковы, например, натуральные премии, бесплатные выдачи продуктов рабочим и т. п.). Формы второй возникают при реализации части денежной оплаты по твердым ценам в условиях нормированного распределения благ (пайковое довольствие, карточная система и т. п.), при котором работнику гарантировано получение определенного количества продуктов, вещей и услуг. На Западе Н. о. была широко распространена в XIX в. в Великобритании, например, Законы об оплате труда товарами 1831 г. были приняты против предпринимателей, стремившихся оплачивать труд своих работников не наличными деньгами, а товарами, поскольку зачастую денежная стоимость товаров, купленных предпринимателем оптом, была для него гораздо ниже, чем их стоимость для работников. Н. о. на Западе принимает форму льгот и скидок, например, льготные транспортные тарифы для служащих авиакомпании «Бритиш Эруэйз» (Великобритания), льготные цены на продукты питания для служащих супермаркетов.
НАТУРАЛЬНЫЕ ДОХОДЫ (ПОСТУПЛЕНИЯ) НАСЕЛЕНИЯ – выдача в натуральной форме продуктов нуждающимся, а также используемые для потребления в натуре продукты личного подсобного сельского хозяйства, результаты охоты и рыболовства, заготовки продуктов лесопользования (ягод, грибов, орехов и т. п.). Возможна суммарная оценка этой продукции по фактическим ценам. Определение «натуральный» отражает не только натуральную форму продукта, но, прежде всего, его нетоварность, т. е. непредназначенность для продажи. В случае же продажи сельскохозяйственной продукции доходы населения должны быть учтены (отражены) в их денежной форме.
НАТУРАЛЬНЫЙ (от лат. naturalis) –1) относящийся к оплате натурой, не деньгами; 2) природный, естественный, не искусственный.
НАУКА – 1) система знаний о закономерностях развития какой-либо объективной реальности; 2) отдельная отрасль таких знаний.
НАУКА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ – наука о хозяйстве, управлении хозяйством, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающих в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукта, благ, услуг. Н. э. сочетает признаки точной и описательной наук, во многом является эмпирической, основанной на опыте, наукой, относится к общественным, гуманитарным наукам.
НАУКОЕМКОСТЬ – показатель, отражающий пропорцию между научно-технической деятельностью и производством, в виде величины затрат на науку, приходящихся на единицу продукции. Н. также может быть представлена соотношением числа занятых научной деятельностью и всеми занятыми в производстве (на предприятии, в отрасли).
НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (НОТ) – комплекс научных, организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих рациональное разделение, кооперацию и комбинирование труда, совершенствование трудовых процессов и организацию рабочих мест, рост энерго- и механовооруженности труда, создание благоприятных санитарно-гигиенических, психофизиологических и эстетических условий труда, научную обоснованность его нормирования и устойчивую мотивацию. НОТ – это процесс или система мероприятий, направленных на совершенствование методов и условий всех видов труда на основе новейших достижений науки, техники и передового опыта, позволяющих наиболее эффективно соединить технику и людей таким образом, чтобы повышение производительности труда достигалось одновременно с охраной здоровья работников, повышением качества трудовой жизни.
НАХОДКА – вещь, потерянная владельцем и кем-либо обнаруженная. Нашедший ее не становится собственником, а обязан немедленно возвратить вещь лицу, потерявшему ее, или сдать в полицию либо в административные органы. При необнаружении собственника в течение 6 недель имущество переходит в собственность государства. Лицо, возвратившее или сдавшее найденную вещь, права на какое-либо вознаграждение не имеет, но может требовать возмещения расходов, связанных с хранением и сдачей находки.
НАЦЕНКА – форма установления производителями промежуточных цен на услуги и работы для потребителей. По сути является добавленной ценой к цене предшествующего производителя, например, составная часть цен на продукцию общественного питания. В процессе изготовления продукции, ее реализации и обслуживания потребителей предприятия общественного питания несут дополнительные расходы. Поэтому посредством установления Н. формируется часть дохода, которая дает возможность возмещать эти расходы и получать соответствующую прибыль. Н. дифференцируются в зависимости от категории предприятия общественного питания и трудоемкости обработки продукции. Н. устанавливаются в процентах к розничным ценам на продовольственные товары.
НАЦЕНКА СКЛАДСКАЯ – надбавка к цене товара, являющаяся основным источником существования снабженческо-сбытовой организации. Н. с. взимается за посредничество в заключении сделок, для компенсации издержек при складировании продукции, обеспечения условий ее хранения и т. п.
НАЦЕНКА ТОРГОВАЯ – добавленная стоимость к покупной цене товара, предназначенная для возмещения торговых расходов (издержек обращения), получения прибыли и уплаты косвенных налогов.
НАЦЕНКА ЧИСТАЯ – в контексте учета запасов в розничной торговле величина первоначальной наценки за вычетом последующего сокращения цены (не превышающего величину первоначальной наценки).
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ (фр., англ. nationalisation от лат. natio – племя, народ) – отчуждение имущества у частных лиц в собственность государства, осуществляемое на основании специального акта компетентного государственного органа. Она затрагивает преимущественно отрасли и производства, требующие больших и долгосрочных вложений, либо наиболее пострадавшие от мирового кризиса и ставшие нерентабельными, предприятия в которых находятся под угрозой закрытия. К широкой практике Н. отдельных производств или отраслей промышленности прибегали многие европейские государства после Второй Мировой войны; эта мера используется и до настоящего времени. Законодательство определяет порядок Н. как проводимой в общественных интересах меры с выплатой собственнику национализируемого имущества компенсации.
НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ БАНКОВ – переход банков в собственность государства. Социально-экономическое содержание Н. б., ее методы, цели, задачи определяются общественным строем, при котором она проводится.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II"
Книги похожие на "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Шамардин - Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедический словарь терминов по менеджменту, маркетингу, экономике, предпринимательству. Том II", комментарии и мнения людей о произведении.