» » » » Владимир Бакулин - Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения


Авторские права

Владимир Бакулин - Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения

Здесь можно купить и скачать "Владимир Бакулин - Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Бакулин - Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения
Рейтинг:
Название:
Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения
Издательство:
неизвестно
Год:
2011
ISBN:
5813
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения"

Описание и краткое содержание "Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии в доступной форме рассматриваются основные разделы спортивной медицины, которые изложены и структурированы с учетом особенностей заочного формы обучения студентов ВУЗах физкультурной и спортивной направленности.






II.5 Наследственность

Наследственность – присущая всем организмам способность сохранять и передавать признаки строения, развития, особенности функционирования, обмена веществ от предков потомству.

Материальной основой наследственности являются хромосомы, расположенные в ядрах клеток. У человека имеется 46 хромосом, из них 22 пары одинаковые для мужчин и женщин, 23 пара хромосом – половые (XX – у женщин, XY – у мужчин). Единицей наследственности является ген, определенный участок молекул ДНК. Каждый ген контролирует строго определенный процесс. Вся совокупность наследственного материала называется геном – это программа, по которой пойдет развитие и деятельность организма. Программа, записанная в геноме, реализуется в конкретных условиях существования (питание, условия жизни, занятия физической культурой, экология и т.д.). В настоящее время имеется достаточно данных, полученных спортивными генетиками, о том, что среди морфологических признаков, передаваемых по наследству, доминирует длина тела (рост), продольные размеры тела (рост сидя, длина верхних и нижних конечностей).

Генетические исследования показали, что наследственные факторы в значительной степени определяют энергообеспечение мышечной деятельности, причем это относится как к аэробному, так и к анаэробному механизмам обеспечения энергией мышечной работы.

Наследственность, как эндогенный этиологический фактор, означает, что дефекты структуры и функции организма, т.е. болезни, передаются потомству от родителей. По наследству могут передаваться сформированные дефекты структуры и функции, а также предрасположения к болезням.

Таким образом, конституциональные особенности человека, формирующиеся на основе наследственных и приобретенных признаков, определяют особенности его реактивности.

II.6 Реактивность

II.6.1 Определение понятий: реактивность, иммунитет, аллергия

Реактивность – способность организма определенным образом отвечать на воздействие обычных и болезнетворных раздражителей. Реактивность организма является проявлением способности адаптироваться к внешней среде и сформировалась в процессе эволюции живых существ. Реактивность определяет сопротивляемость организма к воздействию болезнетворных агентов, вероятность развития заболевания при попадании в него инфекции, тяжесть течения болезни, наличие осложнений, быстроту выздоровления и т.п.

На состояние реактивности организма влияет целый ряд факторов: возраст, характер питания, уровень физической активности, закаливание, сезонные и суточные биоритмы, температура окружающей среды, лучистая энергия, состояние высших отделов нервной системы, расстройства функции эндокринных желез и т.д. Рациональные физические нагрузки нормализуют реактивность, обычно понижая ее, что рассматривается как проявление принципа экономизации жизнедеятельности организма, в результате повышается его сопротивляемость. С другой стороны, на пике спортивной формы организм спортсменов отличается повышенной чувствительностью к неблагоприятным факторам внешней среды (переохлаждение, инфекция), что связано с изменением его реактивности под воздействием физического и эмоционального перенапряжения.

Различают неспецифическую и специфическую реактивность. Неспецифическая реактивность организма проявляется в более или менее однотипных ответах организма (защитного и патологического характера) на многие болезнетворные раздражители. К ним, в частности, относятся: общий адаптационный синдром (ОАС), шок, лихорадку, воспаление и т.д.

Автор понятия общий адаптационный синдром канадский ученый Г.Селье, который описал устойчивый комплекс неспецифических изменений, возникающих в организме под влиянием стрессорных факторов, чрезвычайных раздражителей, затрагивающих жизненные интересы организма – жизнедеятельность и жизнестойкость. Такими раздражителями могут быть холод и голод, тяжелые травмы, возбудители инфекционных болезней, интоксикации, патологически протекающая беременность, психические потрясения, чрезмерные физические и эмоциональные нагрузки в современном спорте (при нарушении медицинских и педагогических основ тренировочного процесса). При ОАС возникает триада симптомов:

1) активизация гормональных систем организма;

2) инволюция (обратное развитие) тимико-лимфатической системы;

3) язвы желудочно-кишечного тракта.

Под влиянием стрессорных факторов активизизуются симпатоадреналовая и гипофизарно-адрено-кортикальная гормональные системы, которые обеспечивает функциональную устойчивость организма, его способность при сохранении важнейших констант гомеостаза длительно поддерживать высокую активность жизнеобеспечивающих систем и тем самым бороться с повреждающим фактором. В первую очередь это связано с выработкой энергии: под влиянием адреналина гликоген превращается в глюкозу (основной энергетический субстрат), а под влиянием глюкокортикоидов активизируются процессы глюконеогенеза (синтез глюкозы из белка). В свою очередь это способствует структурно- материальному обеспечению всех систем и функций. Корковый слой надпочечников вырабатывает гормоны, обеспечивающие синтез белков структурных (для ремонта клеток) и ферментативных (энзимных).

Инволюция тимико-лимфатической системы сопровождается снижением количества лимфоцитов в крови, уменьшением массы лимфоидных органов: тимуса, селезенки, лимфатических узлов, что может иметь решающие последствия в виде снижения защитных сил организма (ухудшение специфической реактивности – иммунитета).

Язвы желудочно-кишечного тракта представляют собой небольшие эрозии и язвочки слизистой оболочки желудка и кишечника, сопровождаются легкой болезненностью, нарушением аппетита и исчезают после прекращения стрессорного воздействия.

Описанная триада симптомов проходит, по Г.Селье, три стадии:

1) стадия тревоги,

2) стадия резистентности или адаптации,

3) стадия истощения или срыв адаптации.

Первая стадия является частью генерализованного ответа организма и характеризуется экстренной мобилизацией многих адаптационных процессов, направленных на обеспечение активной защиты организма (возбуждение симпато-адреналовой системы, повышение обменных процессов, усиление функций системы дыхания, сердечнососудистой системы и т.д.)

Вторая стадия характеризуется повышенной сопротивляемостью к неблагоприятным воздействиям, для нее характерен высокий и стабильный уровень функции ГГАС. Она может быть очень долгой (месяцы, годы), в этот период могут развиваться экономичные и устойчивые механизмы долговременной адаптации. Для спортивной практики это означает, что физические и эмоциональные нагрузки, бывшие ранее стрессором для данного человека, становятся вполне адекватными его возросшим приспособительным возможностям, что дает основание педагогу к дальнейшему повышению тренировочных нагрузок.

Третья стадия наступает, когда стрессорный фактор по длительности и силе воздействия превышает адаптационные возможности организма, в организме начинают преобладать катаболические процессы (распад белка преобладает над синтезом), снижается образование гормонов, ферментов, замедляется рост и размножение тканей, тормозится заживление ран. В спортивной практике, когда обычные тренировочные нагрузки становятся чрезмерными и приводят к перенапряжению, срыву адаптации.

Проявлением специфической реактивности организма является иммунитет. Иммунитет – это защитная реакция организма от живых тел и веществ, несущих в себе признаки генетической чужеродности.

Главная задача иммунитета – уничтожение клеток, которые генетически отличаются от собственных. Это могут быть чужие клетки (микробы, клетки пересаженных органов) или клетки собственного тела, изменившиеся в генетическом отношении под воздействием мутагенных – факторов (радиация, химия) или заражения онковирусом.

Реализацию защитной функции иммунитета осуществляет иммунная система, которая состоит из центральных, лимфоидных органов и тканей и периферических лимфоидных органов.

К центральным органам иммунной системы относятся: вилочковая железа (тимус) и костный мозг. К периферическим – селезенка, лимфатические узлы, кровь, лимфа, лимфоидные скопления в носоглотке (миндалины), аппендиксе и других областях кишечника. Главная составляющая иммунной системы – лимфоцит. Лимфоциты входят в состав семейства лейкоцитов – белых кровяных телец. Лимфоциты осуществляют все специфические реакции иммунитета: выработку антител и реакции иммунитета клеточного типа.

Лимфоциты представляют собой небольшие клетки (6-8 микрон), почти целиком состоящие из ядра, способные проникать через стенки сосудов в ткани, межтканевые щели, в самые отдаленные участки тела, непрерывно циркулируя между тканями, лимфатическими узлами, кровью. Лимфоцит является подвижным носителем генетической информации (Ф.Бернет). Он имеет на поверхности антигенраспознающие рецепторы, с помощью которых выявляет и фиксирует признаки чужеродности белков, благодаря чему последующая борьба организма с чужеродными клетками становится более целенаправленной. Лимфоциты делятся на два типа: Т-лимфоциты и В-лимфоциты. Т-лимфоциты ответственны за клеточный иммунитет, В-лимфоциты – за гуморальный, т.е. за выработку антител.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения"

Книги похожие на "Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Бакулин

Владимир Бакулин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Бакулин - Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения"

Отзывы читателей о книге "Курс лекций по спортивной медицине для самостоятельной подготовки студентов заочной формы обучения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.