» » » » Татьяна Минакова - Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка


Авторские права

Татьяна Минакова - Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Минакова - Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка"

Описание и краткое содержание "Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка" читать бесплатно онлайн.



В монографии представлены результаты изучения проблемы развития познавательной самостоятельности студента университета в процессе изучения иностранного языка.






– потребность в знаниях;

– потребность в самореализации;

– желание глубже познать не только усваиваемые знания, но и способы овладения ими;

– критический подход к изучаемому материалу, суждениям других людей;

– желание высказать свою собственную точку зрения;

– умение самостоятельно мыслить;

– умение самостоятельно приобретать новые знания и использовать их для дальнейшего самообразования и практической деятельности.

Анализ научных работ показывает, что в педагогической науке уже определились различные подходы к познавательной самостоятельности обучающихся. Так, И.И. Махмутов [49] разработал подход к познавательной самостоятельности, основанный на интеллектуальных способностях обучаемого и его умениях, позволяющих самостоятельно учиться, добывать знания.

Т.И. Шамова [20] видит путь становления познавательной самостоятельности в сочетании стремления своими силами овладеть знаниями и одновременно способами деятельности, адекватными этому процессу. Н.А. Половникова [50] рассматривает познавательную самостоятельность как готовность и стремление учащегося своими силами продвигаться в овладении знаниями.

Ряд учёных считает, что познавательная самостоятельность проявляется в умении решать учебные задачи, полагая, что учащийся, владеющий приёмами познавательной деятельности, способен на самостоятельность в познании [51, 22, 23, 52]. П.Я. Гальперин и Н.Ф. Талызина в основу познавательной активности кладут обобщённые знания, составляющие основу ориентировочной деятельности [18, 15]. П.И. Пидкасистый [29] основу самостоятельности видит во введении методологических знаний и самоконтроля.

Познавательная самостоятельность рассматривается как качество личности, выражающееся в способности обучаемого самому организовывать свою познавательную деятельность для решения новой познавательной проблемы (И.Я. Лернер), как потребность и умение овладевать знаниями и способами деятельности, готовность решать познавательные задачи без непосредственной посторонней помощи, определять цели деятельности и своевременно их корректировать (Г.Н. Кулагина).

Г.Я. Шишмаренкова [44] рассматривает познавательную самостоятельность учащихся на основе взаимодействия интегративности свойств личности и целенаправленной деятельности преподавателя в личностно-ориентированном обучении.

Познавательная самостоятельность- это, прежде всего, процесс познавательной деятельности, которая сосредотачивается не на самой деятельности, а на результатах, определяющих качественно новое развитие личности. Эта мысль находит свое обоснование в трудах А.Н. Леонтьева [6] и С.Л. Рубинштейна [1].

Учёный-дидакт М.А. Данилов [48], характеризуя познавательную самостоятельность как качество личности, раскрывает его на основе следующих признаков:

– стремление и умение самостоятельно мыслить;

– способность ориентироваться в новой ситуации, найти свой подход к новой задаче;

– желание не только понять усваиваемые знания, но и способы их добывания;

– критический подход к суждению других;

– независимость собственных суждений.

Различные подходы учёных к познавательной самостоятельности представлены в таблице 1.


Таблица 1 – Научные подходы к познавательной самостоятельности обучающихся



На основе анализа различных научных подходов к проблеме познавательной самостоятельности можно сделать вывод, что познавательная самостоятельность – это качество личности, основу которого составляют интеллектуальные способности и умения, готовность и стремление к самостоятельности, корректировка деятельности, владение приёмами познавательной деятельности, обобщённые методологические знания, самоконтроль. Итоговым результатом проявления самостоятельности в образовательном процессе служит степень осознания студентом значимости учения, умение учиться, формирование индивидуального стиля познавательной деятельности.

Прежде всего, эффективный процесс обучения ориентирован на личностное развитие обучаемого, его достижения и самовыражение. Самовыражение, самоактуализация и самосовершенствование составляют «самость» личности.

Познавательная самостоятельность как педагогический феномен характеризуется различными уровнями усвоения знаний:

– знания – знакомства;

– знания – копии;

– знания – умения;

– знания – трансформации.

Каждому индивидууму нужны знания всех уровней: об одних он должен иметь представления, другие – прочно усвоить, третьи – уметь использовать в других областях.

Л.Г. Вяткин [53] и П.И. Пидкасистый [29] называют показателем мастерства учителя сформированность у учеников такого качества личности, как самостоятельность. П.И. Пидкасистый указывает, что не столь важно передавать знания, сколько формировать у учеников умение работать и потребность учиться, использовать различные источники знаний, т.е. обучать их ставить адекватные цели и добиваться их достижения [29, c.9]. Отсюда следует, что первоосновой в самостоятельности являются знания и интеллектуальные умения.

Таким образом, исходя из анализа исследований, посвященных проблеме развития познавательной самостоятельности, очевидно, что познавательная самостоятельность базируется на знаниях, воспроизводстве этих знаний и их творческом использовании. Если у студентов достаточно развиты интеллектуальные умения (анализ, синтез, классификация, систематизация и т.д.), то он быстро продвигается в поиске нового, т.е. поднимается на творческий уровень деятельности. Задача педагога – создать студенту ситуацию успеха. Результатом таких действий явятся обобщенные знания, именно они и будут фундаментом будущей познавательной самостоятельности.

В основе творческой деятельности всегда лежит исследовательский поиск, который в учебной работе может выступать как научный поиск и как поиск, внешне сходный с исследовательским. Тогда он носит чисто учебный характер, и новизна его результатов носит субъективный характер.

Процесс познавательной деятельности требует значительной затраты умственных сил и напряжения, поэтому проблема усвоения составляет не только овладение знаниями, но и процесс устойчивого внимания, волевых усилий. В связи с этим важнейшим условием успешной познавательной деятельности является необходимость согласовывать внешнюю и внутреннюю стороны обучения.

Преподаватель может не только осуществлять систематическое и целеустремленное руководство познавательной деятельностью учащихся, но и специально готовить их к творческому способу усвоения научной информации. В этой подготовке он предварительно вооружает учащихся методами изучаемой науки, конечно, теми, которые доступны им.

В процессе творческого усвоения теоретического материала перед учащимися возникают две последовательные задачи:

1) распознать явление, объект, его признаки, связи и отношения, алгоритмы преобразования;

2) описать его, объяснить причину или способ существования, сформулировать правило на предмет преобразования.

При решении первой задачи учащиеся пользуются такими методами, как: а) распознавание существенных, достаточных и необходимых признаков и свойств явлений, лежащих на поверхности и не требующих доказательств, с помощью наблюдения, пробных преобразований, анализа, синтеза, сравнения, аналогии, противопоставления, отвлечения; б) распознавание закономерных связей и отношений с помощью наблюдения, пробных преобразований, схем, ключевых идей и принципов, индукции и дедукции, восхождения от конкретного к абстрактному, построение идеальных объектов и примерка их к эмпирическим; в) распознавание правил и алгоритмов преобразования явления с помощью наблюдения, пробных преобразований и нахождения ключа алгоритма.

Вторая задача – конструирование, изложение и развертывание знаний требует уже других методов: а) описания распознанных признаков явлений с помощью определений и повествования; б) объяснения распознанных связей и отношений с помощью формулирования утверждений, тезисов, принципов, раскрывающих связи и отношения, и с помощью обоснования и доказательств закономерного характера связей и отношений; в) выведение предписаний с помощью формулирования правил, алгоритмов, рекомендаций и применение их на практике с помощью самых различных способов, в том числе по образцу, аналогии и т.п. Области применения этих методов – описание, объяснение, выведение предписаний и применение их на практике.

Репродуцируемая информация – это учебный материал, который усваивается обучаемым в готовом виде. Он в своем сознании фиксирует поступающую информацию и затем воспроизводит ее в речевой практике. Прогнозируемая же информация – это учебный материал, который воссоздается учеником на основе опережения его поступления. Обучаемый конструирует знания и пути их усвоения в своем сознании и своей внешней речи, а затем сверяет их правильность с эталонными.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка"

Книги похожие на "Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Минакова

Татьяна Минакова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Минакова - Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка"

Отзывы читателей о книге "Развитие познавательной самостоятельности студентов университета в процессе изучения иностранного языка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.