Авторские права

Г. Гаязова - Культура речи

Здесь можно купить и скачать "Г. Гаязова - Культура речи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Г. Гаязова - Культура речи
Рейтинг:
Название:
Культура речи
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-7882-1432-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культура речи"

Описание и краткое содержание "Культура речи" читать бесплатно онлайн.



Приведен необходимый теоретический материал, направленный на формирование коммуникативной компетенции: основные вопросы,связанные с организацией и эффективностью речевого общения; нормативный и коммуникативный, этический аспекты речевой культуры; основы мастерства публичного выступления; особенности официально-деловой письменной речи. Значительное место в пособии занимают практикум, задания для самостоятельной работы, а также приложения с таблицами и схемами. Пособие составлено в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования и требованиями к уровню подготовки по дисциплине «Культура речи»






Деловой взгляд концентрируется в воображаемом треугольнике на лбу партнёра по общению и создает деловую атмосферу.

Социальный взгляд направлен на треугольник на уровне глаз и подбородка, его не следует использовать при решении деловых вопросов, особенно в работе с подчинёнными.

Интимный взгляд направлен прямо в глаза собеседнику и в среде деловых партнеров тоже не может быть использован, так как вас могут неправильно понять. (см. табл.2).

Источником информации о состоянии и намерениях партнёра по общению является и тело человека, его статическое или динамическое состояние.

Поза (фр. pose – положение тела) – вид более или менее устойчивого пространственного положения человека. Насчитывают около тысячи таких положений, приемлемость или неприемлемость которых зависит от национальности, пола, возраста, культурных и религиозных особенностей людей. Главное смысловое содержание позы как средства общения – выражение открытости, готовности к общению или закрытости, т.е неготовности к нему (В. Шюбц).

Важным кинесическим средством общения является жестикуляция. Обычно, говоря о жестах, имеют в виду только движения руками». Действительно, они бывают очень выразительны и первым делом бросаются в глаза. Однако к жестикуляции необходимо отнести любое телодвижение человека, которое используется в качестве способа подчеркнуть значение произносимых слов. Жестикуляция издавна осознавалась как важнейший элемент ораторской практики, и когда Демосфена спрашивали о том, что такое хороший оратор, он отвечал: «Жесты, жесты, жесты!»

Жестикуляция как кинесическое средство общения обладает своими особенностями. Во-первых, ее количественные и качественные характеристики зависят от национальности. На протяжении часового разговора мексиканец использует жесты 180 раз, француз – 120, итальянец – 80, а финн – всего один раз. Русские традиционно считаются народом с весьма сдержанной жестикуляцией, и человек, размахивающий во время разговора руками, показывающий на что-либо пальцем, считается невоспитанным.

В связи с тем, что до 80 % информации о мире человек получает через зрение, основная функция жеста – зрительно способствовать лучшему восприятию речи. Дополнительные – уточнение и оживление мысли, усиление ее эмоционального звучания в сочетании со словами.

В зависимости от выполняемой функции жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, символические, указательные, изобразительные.

Кинесическим средством общения является и стиль передвижения человека, его походка. Исследования психологов показывают, что то или иное эмоциональное состояние влияет на походку человека, и, следовательно, можно, даже не приближаясь к партнёру, оценить потенциальную эффективность общения. Гнев придает стилю передвижения особую тяжесть, радость выражается в «легкой», даже «летящей» походке. Вялая и угнетённая походка – свидетельство переживаемых страданий.

К невербальным средствам общения относятся просодические и экстралингвистические средства. Просодика (от греч. prosoidia – ударение, припев) – ритмико-интонационные особенности речи: высота и громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения. Индивидуальные особенности просодики человек получает от природы, но многое можно скорректировать систематической работой. Тесно связаны с просодическими средствами средства экстралингвистические (лат, extra – вне, сверх, лат. lingua – язык) – включенные в речь психофизиологические проявления. Это паузы, вздохи, кашель, смех, плач и проч. Просодические и экстралингвистические средства регулируют поток речи, с их помощью экономятся языковые средства общения, они дополняют, замещают и предвосхищают речевые высказывания, выражают эмоциональные состояния.

Следующая группа невербальных средств общения – средства такесические (лат, taktus – прикосновение, ощущение). Это динамические прикосновения в форме рукопожатий, похлопываний по плечу, колену, спине, поцелуи, прикосновения телом.

Важное значение в общении имеет его пространственная организация. Дистанция между людьми во время общения – одно из невербальных средств коммуникации, характеризующее отношение между собеседниками. Дистанцию лучше оценивать в динамике, то есть обращать внимание на то, как изменилась дистанция в течение диалога. Выделяют четыре пространственные зоны общения:

1) интимная зона (до 30 см) – расстояние между людьми, находящимися в тесном эмоциональном контакте;

2) личная (30-120 см) – дистанция для бытового и делового общения знакомых людей;

3) социальная зона (100- 300 см) – дистанция между посторонними людьми;

4) общественная зона (от 200 см) при общении с аудиторией. Выбор оптимальной пространственной зоны общения может зависеть от национальности собеседников, характера местности (городская/сельская), темперамента, особенностей воспитания собеседников.

Невербальные средства – мощное средство речевого воздействия. Следует уметь их использовать и выявлять в случае нежелательного скрытого воздействия, попыток манипулирования вами. В устной речевой коммуникации невербальные средства передают до 80 % информации. Умелое владение ситуацией и знание особенностей употребления невербалики позволяет вступать в конструктивное общение, передавая и получая из него адекватную информацию.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные функции общения. Приведите примеры их реализации в различных ситуациях общения.

2. Как в различных словарях (толковом, психологическом, педагогическом и др.) толкуется значение слова «общение». Что общего и различного в толковании этого понятия?

3. Проанализируйте русские пословицы о языке, речи, общении. Какие постулаты общения в них сформулированы?

4. Проанализируйте характер речевого поведения окружающих в различных ситуациях. Какие стили общения проявляются в этих ситуациях?

5. Назовите стили общения.

6. В чем заключается и как проявляется гармонизирующее общение?

7. Чем речевая деятельность отличается от других видов деятельности?

8. Проанализируйте свою речевую деятельность. Развиты ли у вас основные механизмы речи (работают ли они)? В чем и как это проявляется?

9. Проанализируйте характер использования «языка внешнего вида» (жесты, мимика, телодвижения, поза и т.п.) в деятельности одного из известных людей. Определите функции жестов, которые им используются.

10. Раскройте понятие «пространственное поведение».

11. Раскройте понятие «индивидуальный стиль».

Практикум

1. Язык – это:

а) набор текстов;

б) знание правил;

в) знаковая система.

2. Речь – это:

а) сочетание знаков;

б) производство текстов;

в) умение говорить.

3. Стиль поведения в языке зависит от:

а) знания языковых правил;

б) общественных норм;

в) языкового вкуса говорящего.

4. Процесс установления и поддержания контакта между людьми с помощью речи называется:

а) обратная связь;

б) речевое взаимодействие;

в) речевая ситуация;

г) речевой контакт.

5. Роль адреса в речевом событии – это:

а) слушание и чтение;

б) говорение и письмо;

в) только слушание;

г) только говорение.

Самостоятельная работа

1. «Позвоните» на радио, представьтесь, передайте привет своим друзьям или родным и закажите для них песню.

2. Объясните принцип расположения видов диалогической речи: переговоры – беседа – собеседование – интервью – допрос.

3. Чем бытовой разговор отличается от деловой беседы?

4. Составьте план проведения переговоров на тему (по выбору).

5. Приведите речевые конструкции выражения несогласия, желания уйти от ответа, отказа.

6. Вставьте слова (кроме слова очень), которые будут усиливать выражение (подберите не менее трех синонимов).

Этот человек вас…уважает. Я вам …сочувствую.

Такие ошибки …недопустимы.

Будьте … внимательны при выполнении этого задания.

7. Вспомните пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации речевого воздействия на собеседника (например: гордым быть – глупым слыть).

ГЛАВА II. ЛИТЕРАТУРНАЯ НОРМА КАК ОСНОВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ КОММУНИКАЦИЮ

2.1. Литературный язык – высшая форма национального языка

Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах. К ним относятся: диалекты (территориальные), просторечие (речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев населения), жаргоны (речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью обособления) и литературный язык.

Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую (Русский язык. Энциклопедия. М.,1997).

Он обслуживает различные сферы человеческой деятельности: политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, бытовое общение, межнациональное общение.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культура речи"

Книги похожие на "Культура речи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Гаязова

Г. Гаязова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Гаязова - Культура речи"

Отзывы читателей о книге "Культура речи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.