Авторские права

Наталья Пугачева - Философия

Здесь можно купить и скачать "Наталья Пугачева - Философия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия"

Описание и краткое содержание "Философия" читать бесплатно онлайн.



Учебно-методическое пособие предназначено для аудиторной и самостоятельной работы студентов-бакалавров Пензенской ГСХА по дисциплине «философия». В нем приводится краткий теоретический материал по основным разделам курса. Пособие снабжено заданиями для контрольных работ, тестами и вопросами для контроля знаний. Ввиду небольшого количества аудиторных часов на заочном отделении, пособие содержит материалы и задания для эффективной самостоятельной подготовки студентов в рамках компетентностного подхода.






В свою очередь философское мировоззрение представлено материализмом и идеализмом. В основе данного разделения – основной вопрос философии: что первично – материя или сознание? Материализм за основу бытия принимает материальное (физическое, телесное) начало. Идеализм в качестве первоосновы полагает духовное, не материальное начало (Бога, душу, разум, дух и т.д.). Промежуточное положение занимает дуализм, признающий равноправие двух начал – материального и духовного (например, материя и форма у Аристотеля).

2.1.4 Основные разделы теоретической и практической философии

Основы разделения на теорию и практику заложил Аристотель, выделивший этику как практическую философию. Разделы практической философии, как правило, возникают на стыке различных отраслей знания – философия техники, философия науки, экономическая философия и т.д. Помимо этики, сюда включается эстетика – наука о прекрасном. Главными разделами теоретической философии являются следующие: онтология – учение о бытии, гносеология – теория познания, аксиология – наука о ценностях, логика – наука о правильном мышлении.


Структура философского знания


Ценности – вещи и явления, имеющие существенное значение для человека и общества. Они обладают способностью удовлетворять определенные потребности человека, отвечают его интересам, соответствуют традициям общества и тех социальных групп, в которые включен человек.

2.2 История философии

2.2.1 Древняя философия

Традиционно говорят о трех центрах происхождения философии: Древней Индии, Древнем Китае и Древней Греции (Древний Рим унаследовал идеи греческой философии). Условно древнюю философию ограничивают VII-VI вв. до н.э. и V-VI вв. н.э.



Общими чертами двух типов древней философии являются:

1. Учение о первоэлементах (стихиях): в ранней греческой философии: земля, вода, огонь, воздух, эфир; в древнекитайской философии: металл, земля, вода, дерево, огонь; в древнеиндийской – вода, огонь, ветер, земля.

2. Поиски первоначала: в индийской, как правило – одно (брахман); в китайской – два (инь и ян), в античной – одно (Милетская школа), два (Аристотель) или несколько.

Главным отличием является понимание человека и его места в бытии:

1. Античная философия, начиная с Сократа, поставила человека в центр (антропоцентризм). Этика стала практической философией.

2. В древневосточной философии человек вписан в общую структуру Вселенной и подчинен ее законам: карма (индийская философия), дао (китайская), жизнь человека строго определяется социальным положением.

Как правило, философия, равно как и религия, соответствовали духу времени и отражали существующий социальный порядок. Так, в Древней Индии существовало 4 варны (касты): жрецы, воины, земледельцы и слуги. И философия поддерживала этот строй, а сама была уделом высших каст.

Первым источником, содержащим идеи о происхождении мира и человека, были Веды – сборники священных текстов. Авторитет их был очень высок, поэтому философские школы делили на: 1) ортодоксальные (традиционные, основанные на Ведах) – брахманизм, веданта, йога и др.; 2) неортодоксальные (отвергающие Веды) – буддизм, джайнизм, локаята.

Следствием идеи реинкарнации (перерождения бессмертной души) является понятие ахимсы – неповреждения жизни.

Основные понятия индийской философии:

Брахман – вечная и невыразимая божественная основа (субстанция), душа мира. Карма – «закон воздаяния» в ряду бесконечных перерождений души. Сансара – повторные рождения в новой телесной оболочке после распада предыдущей, в соответствии с качествами (грехами) предшествующего существования. Нирвана – вечное блаженство, освобождение от колеса Сансары.

Наиболее знакомой ортодоксальной школой является йога благодаря технике своеобразных духовно-телесных упражнений. В буддизме, ставшем мировой религией (основатель – Будда), главным мотивом является «благородная истина» о страдании и пути освобождения от страдания («восьмеричный путь»). В основе джайнизма – строгий аскетизм (отказ от всех удовольствий, жесткое вегетарианство). Полностью отрицала религию материалистическая локаята (чарвака), считающая душу смертной, распадающейся на элементы, а удовольствие – главным принципом жизни.

Для китайской философии характерна ориентация на социально-этические проблемы и жесткая привязка к идеалам государства – Поднебесной (Китайской империи). Император считался сыном Неба, его авторитет был непререкаем. Главным источником философских идей была «Книга перемен».

В основе большинства философских направлений лежат следующие понятия. Инь и ян – два противоположных начала: темное и светлое, женское и мужское. Дао – «путь неба», единое, вечное, совершенное начало, первопричина мира. Путь человека должен был строго соответствовать пути Неба. Сын императора должен быть императором, сын ремесленника – ремесленником и т. д. Ритуал – средство достижения гармонии человека и природы. Почитание старших, следование долгу – основы социальной жизни индивида. Добродетель – свойство, отличающее нравственную личность, благородного мужа (в конфуцианстве); «жэнь» – человечность.

Основными направлениями были: даосизм (основатель – Лао-Цзы); конфуцианство (Конфуций). Даосизм ориентировался на естественное (космическое), конфуцианство – на социальное, государственное.

Античность называют «колыбелью западноевропейской цивилизации». Многие современные философские направления и науки зарождались в античности. Например, материализм и идеализм известны как «линия Демокрита» и «линия Платона».

Главными чертами античной философии являются:

– космоцентризм (космос – центр бытия и познания), понимание мира и человека как единого, гармонично связанного целого;

– поиск первоосновы бытия (архэ);

– стремление к универсализму и совершенству.

Выделяют следующие периоды в развитии античной философии.

1. Философия досократиков (космоцентризм, поиски первоначала), формирование греческой мысли (VII-V вв. до н.э.).


«Из чего все произошло?»


2. Период высокой классики (Сократ; Платон, Аристотель), расцвет античной философии (V-IV вв. до н.э.).

Сократ осуществил первый поворот философии к человеку; известен своим искусством вести диалог. Знаменитые тезисы Сократа: «Познай себя», «Я знаю, что ничего не знаю». Согласно Сократу, добродетель есть знание; т.е. человек совершает зло, поскольку не знает, что есть добро. Его смерть (к которой Сократа приговорил афинский суд) стала символом героической гибели философа за свои взгляды.

Платон – основатель объективного идеализма (учения о мире идей, эйдосов – вечных совершенных образцов, и вещей – несовершенных копий идей) и утопии об идеальном государстве (Атлантиде) – аристократии, т.е. власти лучших. Познание, по Платону, – воспоминания бессмертной души.

Аристотель – великий ученый-энциклопедист, систематизатор науки, автор этики и логики. Создал учение о двух равноправных первоначалах бытия – материи (пассивном) и форме (активном). Известно его выражение: «Человек – политическое животное». По Аристотелю, высшая цель человеческих стремлений – Счастье, а добродетель – золотая середина между избытком и недостатком (пороком).

3. Эллинистическая (греко-римская) философия периода от завоеваний Александра Македонского до падения Римской империи, закат античной философии (IV в до н.э. – VI в. н.э.).

Центральным понятием стала атараксия – невозмутимость духа. Повышается интерес к этике и проблеме смысла человеческой жизни. Человек – центральная философская проблема. В качестве главных направлений выделяют:

кинизм утверждал принцип близости к природе (Диоген, «что естественно – то не безобразно»);

скептицизм предписывал воздерживаться от суждений (Пиррон) и сомневаться в истинности знания;

эпикуреизм представил основной принцип этики – удовольствие: нельзя жить приятно, не живя разумно (Эпикур);

стоицизм утверждал идеал внутренней свободы, свободы от страстей; (Сенека, Марк Аврелий);

неоплатонизм систематизировал идеи Платона, в центре учения – триада «единое – ум – душа» (Плотин).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия"

Книги похожие на "Философия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Наталья Пугачева

Наталья Пугачева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Наталья Пугачева - Философия"

Отзывы читателей о книге "Философия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.