» » » » Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры


Авторские права

Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры"

Описание и краткое содержание "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры" читать бесплатно онлайн.



«В последние годы все большее внимание ученых привлекают философские проблемы физической культуры и спорта. Они активно обсуждались, например, на международных научных конгрессах, проходивших в 1972 г. (Мюнхен, ФРГ), в 1976 г. (Квебек, Канада), в 1980 г. (Тбилиси, СССР) и в 1984 г. (Юджин, США) перед Олимпийскими играми, на Всесоюзной научно-практической конференции (Москва, 1986 г.), специально посвященной обсуждению философских и социальных проблем физической культуры и спорта и т. д. В настоящее время наметился целый ряд направлений философского осмысления физической культуры и спорта – выяснение их социальных сущности и функций (в этом плане философский анализ физической культуры и спорта тесно смыкается с их социологическим исследованием), анализ эстетических и нравственных проблем физкультурно-спортивной деятельности, изучение гносеологических и логико-методологических проблем познания физической культуры и спорта, анализ их практики и т. д.

Важное место в рамках философского исследования физической культуры занимает ее осмысление как определенного явления человеческой культуры, т. е. ее философско-культурологический анализ. Он важен не только для построения целостной теории культуры, охватывающей все области и сферы культуры, но и для решения целого ряда практических задач коммунистического строительства…»






Проделанный выше анализ в первую очередь побуждает нас еще раз вернуться к вопросу о понятии «культура».

2. Понятие «культура»

В основе марксистской концепции культуры лежит, как известно, ряд положений, которые разделяются всеми ее сторонниками, несмотря на некоторые разногласия между ними в понимании культуры. К ним относится прежде всего положение о том, что культура характеризует ту специфическую социальную реальность, которая связана с обществом, и отличается от природной, естественной, биологически заданной, и что вместе с тем они не отделены друг от друга пропастью – культура есть «природное, продолженное и преобразованное человеческой деятельностью»[7]. В настоящее время общепринято также связывать культуру с активной деятельностью человека.

Разногласия в основном начинаются тогда, когда ставится и решается вопрос о том, что именно из области явлений, связанных с человеческой деятельностью, да и вообще из сферы социальных явлений, относится к области культуры. В ряде случаев в нее включают все социальные явления, а иногда – только некоторые из них (например, только те, которые имеют прогрессивное значение, или только те, которые относятся к сфере духовной жизни и т. д.). Иногда к культуре относят всякую деятельность и всю ее в целом. Но чаще к ней причисляют лишь отдельные компоненты деятельности (например, только ее результаты или только средства деятельности, или только ее мотивационные, регулятивные компоненты-нормы, образцы поведения и т. д.) или некоторые ее формы (например, только творческую деятельность)[8].

В связи с этой дискуссией нам представляется очень важным положение, сформулированное еще К. Марксом, о том, что центральным элементом культуры являются «сущностные силы человека», его «субъективные способности», «физические и духовные способности»[9]. «…Для того, чтобы пользоваться множеством вещей, – писал К. Маркс, – человек должен быть способен к пользованию ими, т. е. он должен быть в высокой степени культурным человеком…»[10]. Под способностями человека при этом имеются в виду социально формируемые у него умения и навыки выполнять разнообразную деятельность, создавая и используя для этих целей соответствующие средства. В ходе этой деятельности способности человека проявляются и опредмечиваются. Важно учитывать также, что они формируются, функционируют и развиваются в рамках определенных социальных отношений, на основе некоторых знаний, под воздействием социальных потребностей. Все эти компоненты социальной реальности в данном отношении также включаются в культуру.

Культура охватывает, следовательно, всю социальную реальность, самые разнообразные ее элементы: не только способности – умения и навыки человека, а также его знания, потребности, нормы, образцы поведения, социальные институты, социальные отношения и т. д. но лишь в той мере, в какой они обеспечивают формирование, функционирование и развитие «сущностных сил человека» или являются результатом их реализации, «опредмечивания». Культура выступает как «культивирование всех свойств общественного человека и производство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потому и потребностями – производство человека как возможно более целостного и универсального продукта общества…»[11].

В рамках таким образом понимаемой культуры мы различаем те входящие в нее социальные явления, которые на дан ном этапе исторического развития имеют прогрессивное значение («прогрессивная культура») и те, которые играют реакционную роль («реакционная культура»).

Рассмотренная концепция культуры весьма близка взглядам на нее Л. Н. Когана, согласно которым культура – это мера и способ «реализации сущностных сил социального субъекта в его деятельности и в созданных в результате этой деятельности продуктах»[12], а также точке зрения В. М. Межуева, по мнению которого основным содержанием культуры «оказывается процесс постепенного исторического развития человеческих сил и способностей, находящий свое внешнее и непосредственное выражение во всем богатстве и многообразии создаваемой людьми предметной действительности»[13].

Однако предложенную выше концепцию культуры не следует без весьма существенных оговорок противопоставлять и другим подходам к культуре в рамках ее марксистской интерпретации. Если при их сопоставлении учитывать не только понятие культуры, фиксирующее какие-то определенные элементы социальной реальности, но и другие, связанные с ним понятия, т. е. систему понятий, в которую оно входит и которая характеризует все богатство явлений социальной реальности, то, как правило, обнаруживается, что разногласия являются лишь терминологическими, а не содержательными[14]. В ходе сравнения разнообразных концепций культуры, каждая из которых основана на выделении каких-то определенных явлений социальной реальности, не следует забывать и о том, что эти явления, отличаясь друг от друга, в определенном отношении тождественны друг другу[15]. Вместе с тем каждое из них может интерпретироваться по-разному[16].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

См.: Всемирный научный конгресс. «Спорт в современном обществе». Тбилиси, 10–15 июля 1980 г. Сборник итоговых материалов. – М.: ФиС, 1982.

2

Философско-социологическая теория физической культуры и спорта и практика коммунистического воспитания в свете решений XXVII съезда КПСС: Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции по философским и социальным проблемам физической культуры и спорта, 16–18 мая 1986 г., г. Москва – М 1986; «Sport history – sport pedagogy and sport philosophy – sport sociology» Scientific program abstracts, 1984 Olinipic scientific congress, July 19–26, University fo Oregon, Eugene, Oregon, 1984.

3

Типичным примером такого подхода к физической культуре может служить одна из последних коллективных монографий, специально посвященных изложению теории культуры: Марксистско-ленинская теория культуры. – М.: Политиздат, 1984.

4

См, например: Адамсон К В, Титма М. X, Арвисто М. А. Чесноков А. С. Физическая культура и советский образ жизни. – М.: ФиС, 1982; Гендин А. М., Майер Р. А., Сергеев М. И., Столяров В И., Фалалеев А. Н. Физическая культура в жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования). Ч I–III. – М., 1985; Очерки по теории физической культуры – М: ФиС, 1984; Столяров В И Актуальные проблемы истории и философско-социологической теории физической культуры и спорта. – М., 1984; Физическата култура и социалистическият начина на живот – София, 1982.

5

См журн.: Общественные пауки, 1980, № 3, с. 36; Введение в теорию физической культуры. – М.: ФиС, 1983, с. 12; Теория и практика физической культуры, 1974, № 4, с. 50; Пономарев Н. А. Основы социологии физической культуры (цикл лекций). – Л, 1976, с. 3, 121, 127 и др.

6

Подробнее по данному вопросу см.: Столяров В. И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. – М., 1984.

7

Давидович В. Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры – Ростов-на-Дону, 1979, с 111.

8

Обзор этих различных подходов к культуре см: Боголюбова h. Б Культура и общество, – М., 1978; Давидович В Е„Жданов Ю. А Сущность культуры – Ростов-на-Дону, 1979, с. 54–60.

9

См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 42, с. 122; т. 23, с. 178.

10

См.: Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 46, ч. I, с. 386.

11

См.: Маркс К. и Энгельс Ф Соч., т. 46, ч. I, с. 386.

12

См.: Коган Л. Н. Материальная культура социализма. Известия Северно-Кавказского научного центра высшей школы. – Общественные науки, 1978, № 1, с. 16.

13

См.: Межуев В. М. О понятии культуры: Ученые записки, вып. 14. – М.: Моск. гос. институт культуры, 1967, с. 27. См. также: Марксистско-ленинская теория культуры – М.: Политиздат, 1984, с. 21.

14

Подробнее см.: Столяров В. И. Методологические принципы определения понятий в процессе научного исследования физической культуры и спорта. – М., 1984.

15

В определенном отношении самые различные социальные явления выступают, например, как способ («технология») деятельности. Это подробно показано в книге Э. С. Маркаряна: Теория культуры и современная наука, – М.: Мысль, 1983.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры"

Книги похожие на "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры"

Отзывы читателей о книге "Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.