» » » » Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности


Авторские права

Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Издательство «Максат», год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Рейтинг:
Название:
Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2013
ISBN:
978-9967-31-033-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Описание и краткое содержание "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" читать бесплатно онлайн.



Цель данного учебника – ввести читателя в мир социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, ее предмет, т. е. проблемы, которые она ставит и пытается решить, концептуальные подходы к их решению, место этой науки в системе социологических дисциплин и других наук, ее значение и историю развития.

Учебник предназначен для учащихся средних специальных и высших физкультурно-спортивных заведений.

Содержащаяся в учебнике информация по различным проблемам социологии спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности может быть полезна также преподавателям этой учебной дисциплины, тем, кто занят ее научной разработкой и практическим работникам в сфере физической культуры и спорта.






На первый взгляд, не составляет труда дать ответ на вопрос относительно объектной области обсуждаемой социологической дисциплины.

Уже из ее названия – «социология спорта, физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности» следует, что она изучает три основных объекта – спорт, физическую культуру и физкультурно-спортивнуюдеятельность.

Все эти объекты (социальные явления) хорошо известны каждому современному человеку: миллионы людей наблюдают за различными спортивными мероприятиями; многие из них сами практически занимаются физкультурой или спортом; о необходимости физической культуры много говорят средства массовой информации и т. д.

Однако на самом деле вопрос об объектной области социологии спорта, физической культуры и физкультурно-спортивной деятельности является очень сложным и дискуссионным. По данному вопросу в научной литературе высказываются самые различные точки зрения. Часто ее основным объектом считают один объект. Причем, в качестве такового одни исследователи считают спорт, другие – физическую культуру, третьи – двигательную (физическую) активность и т. д. Вместе с тем иногда к числу основных объектов исследования социологии физической культуры и спорта помимо этих объектов причисляются и другие – например, физическое воспитание, физические упражнения, физическую рекреацию, олимпийское движение, тело человека и т. д.

Эти различные подходы к пониманию объектной области обсуждаемой социологической дисциплины проявляются и в ее названии. Чаще всего данную науку называют «социологией спорта», а также «социологией физической культуры и спорта». Встречаются и такие названия, как «социология спорта и физических упражнений», «социология физического воспитания», «социология тела» и др.[70]

Такие противоречия в понимании основных объектов исследования и названия обсуждаемой научной дисциплины во многом связаны с тем, как понимаются физическая культура и спорт.

Если брать обыденные представления людей об этих явлениях, то следует отметить, что хотя физическая культура и спорт довольно хорошо известны людям, но для обыденного сознания характерно отсутствие достаточно четкого и ясного представления о том, что они представляют собой. Обычно к ним относят широкий круг самых разнообразных явлений: определенные формы двигательной деятельности, которые чаще всего называют «физическими упражнениями»; спортивные и другие соревнования, а также подготовку к ним; физическое состояние человека и средства воздействия на него; процесс физического развития и воспитания людей; тело человека с его многочисленными характеристиками и т. д. Причем, как правило, не обосновывается, почему те или иные явления включаются в сферу физической культуры и спорта или исключаются из этой сферы, чем физическая культура отличается от других элементов культуры, а спортивные соревнования – от иных видов соревнований, и т. д.

Аморфность обыденных представлений о физической культуре и спорте проявляется и в том, что обычно смешиваются, недостаточно четко отличаются друг от друга разнообразные явления. В частности, не усматривается и не проводится достаточно четкого различия между физической культурой человека и состоянием его физического развития, между спортивными и другими видами соревнований, между пониманием физической культуры как определенными формами двигательной активности человека (занятиями физическими упражнениями) и ее пониманием как определенной культуры, связанной с телом человека, и т. д.

Все эти недостатки обыденных представлений о физической культуре и спорте побуждают ученых к серьезному научному анализу соответствующих понятий. Их анализу посвящена огромная научная литература – не только статьи, но также книги, монографии, диссертации и т. д. Понятия «физическая культура» и «спорт» обсуждались на многих научных конференциях, симпозиумах, конгрессах. В ходе всех этих обсуждений и дискуссий обнаруживаются существенные разногласия и противоречия в интерпретации данных понятий. По-разному они определяются также в словарях и тезаурусах[71].

Эти разногласия существенно усложняют ответ на вопрос о том, какие объекты изучает обсуждаемая социологическая наука. На основе различного понимания физической культуры и спорта для социологического анализа могут быть выбраны совершенно разные объекты.

Все изложенное выше определяет актуальность проблемы объектной области социологии спорта, физической культуры и физкультурно-двигательной деятельности.

При введении понятий для характеристики объектов, изучаемых данной наукой, будут учитываться разработанные одним из авторов данного учебника логико-методологические принципы введения, оценки и унификации понятий[72].

В первую очередь речь идет о принципах, которые требуют:

1) учитывать эффективность определений;

2) разграничивать их содержательные и терминологические аспекты;

3) принимать во внимание систему понятий, которая необходима для отображения всего многообразия явлений изучаемой области.

2.2. Спорт

Одним из основных объектов исследования обсуждаемой социологической дисциплины является спорт.

В научной литературе он чаще всего связывается с отношением соперничества, соревнования, состязательности. Вот лишь несколько иллюстраций. «Соревнование предопределяет специфику спорта как особой сферы деятельности… сфера спорта – специализированная социально-организованная система, которая образовалась вокруг соревнования (соревновательных проявлений)»[73]. «Характерной особенностью спорта является то, что он не мыслим без соревнований и состязаний. Последние включены в самую его природу, внутренне присущи ему. Он утратил бы свой смысл, если бы не было соревнований»[74]. «Спорт – … соревновательная деятельность, подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения, связанные с этой деятельностью»[75]. Поэтому уточним понятие соревнования.

Соревнование. Соревнование выступает прежде всего как борьба за превосходство между двумя или несколькими противостоящими сторонами: между людьми или между человеком и какими-то природными явлениями (как одушевленными, так и неодушевленными[76].

Результаты такой «борьбы за превосходство» в определенной степени и при определенных условиях позволяют сравнивать, сопоставлять качества соперничающих сторон, оценивать их по определенным показателям. В этом случае соревнование выступает как одна из форм социальной оценки на основе сравнения, сопоставления результатов деятельности человека с определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности.

На этом основании иногда соревнование ошибочно отождествляют со процедурой сравнения способностей людей[77]. Не всякое такое сравнение является соревнованием, ибо человек, сопоставляющий себя с другими, необязательно ориентируется на то, чтобы быть лучшим по сравнению с другими, одержать победу над ними. Возможны и реально существуют другие типы ориентации (в рамках сравнения, сопоставления личностью себя с другими). Сравнивая, сопоставляя себя с другими людьми, человек может вступать не в соревнование с ними, а действовать вместе с ними, сотрудничать с ними; он может занимать и просто пассивную позицию, желая оставаться самим собой, и т. д.

Широко распространено мнение о том, что состязательное отношение является атрибутом, свойственным самой «природе» человека и присущим ему на всей протяжении человеческой истории. Например, Н. Н. Визитей считает, что «соревновательность – неотъемлемый элемент бытия человеческой сущности, обязательный аспект любых человеческих взаимоотношений»[78].

Однако социологические и культурологические исследования показывают, что в различных социально-исторических условиях, культурах соревновательность приобретает различные формы. Для греческой и всей западной культуры характерна, например, позиция, выраженная в девизе: «Быть всегда впереди, быть лучше других», который отец Ахиллеса сформулировал для своего сына. Но есть культуры, где на первом плане совсем иные ценности. М. Эллисон, бывшая в течение ряда лет президентом Международного комитета социологии спорта, приводит ряд фактов для иллюстрации этого положения. В частности, она ссылается на эстафетные забеги у индейцев Амазонки, где никто не должен выиграть. Участники действуют на пределе своих сил, но в конце они должны одновременно и все вместе прийти к цели. Индейцы навахо при игре в баскетбол и в другие спортивные игры не ориентированы на конкуренцию или агрессию. Они играют, пока не упадут от бессилия, но не допускают агрессивных действий, поскольку не охвачены стремлением победить противника. В первую очередь они борются сами с собой[79].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Книги похожие на "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности"

Отзывы читателей о книге "Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.