» » » Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция


Авторские права

Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Гуманитарный Центр “СпАрт” РГАФК, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Рейтинг:
Название:
Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-89022-105-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Описание и краткое содержание "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать бесплатно онлайн.



Основная цель работы ввести читателя в мир социологии физической культуры и спорта: охарактеризовать объекты, изучаемые этой наукой, те проблемы, которые она при этом ставит и пытается решить, т. е. се предмет, место этой науки в системе социологических дисциплин и наук о физической культуре и спорте, ее значение и историю развития По всем этим вопросам приведена обширная библиография отечественных и зарубежных публикаций

Вместе с тем в работе изложена оригинальная авторская концепция социологии физической культуры и спорта, на основе которой дана новая трактовка широкого круга проблем этой науки.

Автор работы около тридцати лет занимается разработкой проблем социологии физической культуры и спорта В течение многих лет он был руководителем научных исследований этих проблем в нашей стране, возглавлял международную группу философов и социологов спорта, был членом Бюро Международного комитета социологии спорта. По его программе и под его руководством проведен ряд международных социологических исследований в области физической культуры и спорта.






• институциональную подсистему соответствующих социальных институтов;

• подсистему социальных отношений, связанных с данной сферой культуры.

В той мере, в какой упомянутые компоненты соматической культуры присущи отдельному человеку, социально-демографической группе, обществу в целом, имеет место соответственно соматическая культура отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Основными показателями и компонентами соматической культуры личности являются:

✓ отношение к своему телу как к ценности;

✓ характер этого отношения (только декларативное или также и реальное отношение, предполагающее сознательную, целенаправленную деятельность с целью поддержания в норме и совершенствования своего физического состояния, различных его параметров – здоровья, телосложения, физических качеств и двигательных способностей);

✓ многообразие используемых для этой цели средств;

✓ умение эффективно применять их;

✓ уровень знаний об организме, о физическом состоянии, о средствах воздействия на него и методике их применения;

✓ какие ценности личность связывает с телом, одобряемые и реализуемые ею на практике идеалы, нормы, образцы поведения, связанные с заботой о физическом состоянии;

✓ степень ориентации на эту заботу;

✓ стремление оказать помощь другим людям в их оздоровлении, физическом совершенствовании и наличие для этого соответствующих знаний, умений, ценностных ориентаций и т. д.

Соматическая культура определенной социальной группы и общества в целом охватывает и те социальные институты, а также отношения, которые обеспечивают социальную модификацию в нужном направлении физического состояния людей, отношения их к своему физическому состоянию и соответствующей системы знаний.

Такова в кратком изложении авторская концепция соматической (физической) культуры, на которую мы опираемся в дальнейшем анализе. Эта концепция изложена во многих наших работах [570, 573, 575, 576, 585, 586, 591, 609, 623 и др.].

Особенности и значение авторской концепции соматической культуры. Связь физической культуры с социально-культурным преобразованием тела человека, его физического состояния, нередко подчеркивается в литературе.

Как мы уже отмечали, такую концепцию физической культуры развивает в своих работах известный польский философ и социолог спорта 3. Кравчик [943–956]. Физическая культура рассматривается им как “относительно интегрированная и закрепленная система поведения, связанного с заботой о физическом развитии, двигательной функциональности, красоте, физическом совершенстве и экспрессии человека и протекающей в данной совокупности по принятым образцам, а также результаты данного поведения” [955, S. 114]. Аналогичным образом эту культуру понимает И.М. Быховская. По ее мнению, это – “область культуры, регулирующая деятельность человека (ее направленность, способы, результаты), связанную с формированием, сохранением и использованием телесно-двигательных качеств человека на основе представлений о нормах и идеалах их функциональности, коммуникативности, экспрессивности и красоты” [69, С. 14; см. также 67, с. 67; 70, с. 27; 10, с. 92][8].

В.М. Выдрин и Ю.М. Николаев так характеризуют физическую культуру; “это творческая деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и ее социально-значимые результаты” [106, с. 10; см. также: 102–105, 364, 365]. Н.А. Пономарев рассматривает физическую культуру как “социально организуемую и сознательно управляемую деятельность по формированию и поддержанию общественно необходимых физических возможностей людей, классов, населения в целом”. Он отличает этот элемент культуры “от стихийного формирования и поддержания физических качеств людей в процессе бытовой и трудовой физической деятельности, как и от других видов культуры” [432, с. 5; см. также 431]. М.С. Каган отмечает, что "физическая культура по праву называется культурой, поскольку она является способом и результатом преобразования человеком его собственной природной данности” [209, с. 201]. Л.Н. Коган выделяет физическую культуру как особую форму культуры, направленную на преобразование физического облика человека (укрепление его здоровья, физическое совершенствование), в отличие от материально-преобразующей, духовно преобразующей и общественно преобразующей форм культуры [222, с. 136].

Выше были указаны и другие ученые, придерживающиеся аналогичных взглядов.

Однако изложенная выше авторская концепция "соматической (физической) культуры" имеет ряд важных особенностей. Отметим основные из них.

1. В рамках данной концепции делается попытка преодолеть такую широко распространенную ошибку, когда смешивают, недостаточно четко отличают друг от друга различные интерпретации понятия “физическая культура”. И в первую очередь ставится задача четко отличить, дифференцировать понимание физической культуры, основанное на увязывании ее с процессом социализации, “окультуривания”, социокультурной модификации тела (телесности, телесного бытия) человека, от ее истолкования как определенной формы двигательной деятельности, используемой для воздействия на человека и решения широкого круга социально-педагогических и культурных задач (более подробно об этом см. ниже).

Обычно, эти два понимания физической культуры недостаточно четко различаются друг от друга (по крайней мере, их различие не фиксируется введением каких-то специальных понятий).

Возьмем, к примеру, известные работы Л.П. Матвеева [321–324] и польского философа А. Воля [1246, 1249–1252]. В этих работах предпринята попытка дать детальную, развернутую характеристику понятия (сформулировать теоретическую концепцию) физической культуры на основе целого ряда явных определений данного понятия, тогда как в большинстве других работ либо совсем отсутствуют такие определения, либо дается лишь какая-то одна из них. Однако при этом смешиваются разнообразные подходы к понятию "физическая культура", дается его неоднозначное толкование.[9] В частности, недостаточно четко различаются два совершенно различных подхода к пониманию физической культуры.

С одной стороны, физическая культура рассматривается как определенная двигательная активность человека, осуществляемая для целенаправленного воздействия на его физическое развитие и для других социально значимых целей человека [322, с. 8, 10, 12, 16, 18 и др.; 1249, рр. 167, 171–172 и др.]. Вместе с тем ей дается совсем иное истолкование, недостаточно четко отличаемое от первого. Речь идет о таком понимании физической культуры, согласно которому она включает в себя не какие-то формы двигательной деятельности человека, а деятельность, направленную на физическое совершенствование человека, все средства, используемые для целенаправленного воздействия на физическое состояние человека, а также результаты этой деятельности. Так, А. Воль считает, что "под физической культурой следует понимать всю совокупность социальных достижений в области заботы о теле, т. е. всю совокупность систематически применяемых средств, относящихся к совершенствованию, гигиене и развлечениям, влияющих на физическое развитие людей, развитие их двигательного аппарата и приспособление этого аппарата к всесторонним потребностям человеческой личности в данных условиях развития общественной жизни" [1249, р. 167]. По мнению Л.П. Матвеева, физическая культура также "охватывает всю совокупность способов и результатов деятельности, специально ориентированных на оптимизацию физического развития человека, увеличение его природных жизненных сил, его направленное физическое совершенствование” [321, с. 36; 322, с. 12].

Внимательный анализ выявляет существенное, принципиальное различие такого понимания физической культуры от первоначального, когда в физическую культуру включались определенные формы двигательной деятельности человека, используемые для его физического совершенствования и для других социально-значимых целей. В новом определении физической культуры речь идет, во-первых, не только об определенных формах двигательной деятельности, но и о других средствах целенаправленного воздействия на физическое состояние человека (использовании естественных сил природы, гигиенических средствах и др.), т. е. о всем комплексе средств такого воздействия. Во-вторых, сама двигательная деятельность рассматривается как средство воздействия лишь на физическое состояние человека в отвлечении от других возможных форм ее использования, о которых речь шла в первом истолковании физической культуры.

Смешение различных интерпретаций понятия “физическая культура”, к сожалению, встречаются и в большинстве других работ (в том числе в работах, написанных и опубликованных в последние годы), посвященных анализу физической культуры. Для иллюстрации сошлемся на несколько работ, написанных известными учеными, работающими в области физической культуры и спорта. Н.И. Пономарев в своих работах определяет физическую культуру как "социальную деятельность и ее результаты по всестороннему физическому развитию, созданию физической готовности людей к жизни" [439, с. 50]. А вместе с тем он истолковывает ее как определенную форму двигательной деятельности (как занятия физическими упражнениями), на основе чего приписывает ей такие социальные функции, как нравственное, умственное, эстетическое совершенствование человека, отдых, развлечение и др. [см. например, 438]. В работах В.М. Выдрина, в том числе в его докторской диссертации "Советская физическая культура как феномен культурной революции в СССР", физическая культура рассматривается то как деятельность, направленная на физическое совершенствование, физическую подготовку людей, то как занятия физическими упражнениями и спортивные соревнования, оказывающие воздействие не только на физический облик человека, но и на его духовные способности, нравственные качества и т. п. [ср. например, 102, с. 231, 235–259 и с. 133, 195–196, 288; см. также 103, 104]. В кандидатской диссертации С.С. Сайгановой "Физическая культура как социологическая проблема" выдвигается и обосновывается положение о том, что "физическая культура в своем обобщенном выражении представляет собой выработанный людьми способ преобразования своей физической природы", способ совершенствования физических качеств и двигательных способностей человека”. Но вместе с тем, по мнению автора диссертации, “физическую культуру следует рассматривать как процесс опосредования и преобразования наличных биологических качеств в социальные, как процесс развития и совершенствования возможностей формирования собственно человеческих способностей средствами обобщенного опыта применения двигательных действий в различных формах жизнедеятельности человека” [479, с. 45, 66–67].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Книги похожие на "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция"

Отзывы читателей о книге "Социология физической культуры и спорта. Введение в проблематику и новая концепция", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.