» » » » Н. Чесноков - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1


Авторские права

Н. Чесноков - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1

Здесь можно скачать бесплатно "Н. Чесноков - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Физическая культура, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1
Автор:
Издательство:
Физическая культура
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1"

Описание и краткое содержание "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1" читать бесплатно онлайн.



Хрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов.

Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта.






Спорт и социология тела

Печается с сокращениями по изданию: Heinemann K. Sport and the Sociology of the Body // Int. Review of Sport Sociology. – 1980. – v. 3–4 (15). – рр. 41–57. Переводчик – В. И. Столяров.


Спорт – это специфическая организация управления телом, телодвижением, контроля тела, техники тела, обхождения с телом и т. д. Спорт преимущественно ссылается на физические процессы; это находит выражение в напряжении, контакте тела, в работе до седьмого пота в травмах и заболеваниях; это – специфический способ демонстрации тела; он отличает внешнее проявление тела от собственно сознания тела. (…). Социология спорта – часть социологии тела, которая имеет своим объектом все ценностные системы, интерпретации, правила и стандарты, связывающие человеческое тело.

Ни обращение с телом, управление и контроль за его функциями, ни наше отношение к нему не являются «естественными», универсальными и постоянными. Более того, общества сделали из тела как физической структуры совершенно различные вещи. А именно, потребность есть и пить, способность плакать и смеяться, необходимость переносить боль и болезни остаются постоянными, однако их биологические предпосылки в различных культурах окрашены различным социальным оттенком. Идеалы красоты, оценки интеллектуальной и физической силы, чувство стыда и стеснения, разделение физических и умственных состояний на здоровые или нездоровые, контроль состояния аффекта – все это не считается «основными признаками» человека, а только некоторыми примерами высокой общественной изменчивости отношений к телу.

Наше тело всегда представляет собой «социальную структуру» («soziales Gebilde») [Douglas, 1974, p. 99 и далее]. Оно является выражением существующих социальных условий, которые определяют то, как мы воспринимаем и контролируем наше физическое «я», как используем наше тело в качестве экспрессивного средства выражения, как мы обращаемся с нашим телом и контролируем его, как пользуемся нашим телом, располагаем им и относимся к нему.

Если говорить о теле как о социальной структуре, то нужно иметь в виду следующие четыре аспекта, а именно: а) «технику тела», т. е. вид и способ традиционного осуществления в данном обществе процессов, связанных с движением (например, ходьба, бег, прыжки, плавание); б) «экспрессивные движения тела», т. е. положения тела, жесты, выражение лица и т. д., которые служат в качестве символических форм выражения, самовыражения и коммуникации, т. е. «язык тела»; в) «этос тела», или отношение к собственному телу, отвечающее личной и социальной идентификации (например, чувство стыдливости, стеснения, идеалы красоты); г) контроль инстинктов и потребностей.

Каждое общество признает и также обычно дифференцирует в зависимости от принадлежности к социальному слою и полу для каждой из этих категорий тела норму, которая устанавливает технику тела, экспрессивные движения тела, этику тела и контроль структур инстинктов и потребностей. Это наглядно проявляется на примере экспрессивного контроля тела. Известно, что в некоторых обществах разговор сопровождается жестами, в других же коммуникация производится вообще без движения; у нас, например, плач на людях как способ выражения чувств считается недопустимым, по крайней мере, для мужчин, – тогда как еще два столетия назад, особенно в Греции во времена Гомера, это воспринималось как нормальное и естественное явление.

Такие нормы применяются ко всем движениям тела и к контролю над структурой инстинктов и потребностей, а, следовательно, также и к спорту. С помощью таких социальных норм и правил, которые определяют тело как социальную структуру, устанавливается «возможное» и «невозможное» в спорте, что особенно важно в вопросах нагрузки тела, овладения телом, положений тела, какое представление тела должно быть, например, для мужчин и женщин, молодых и старых, представителей нижних и верхних социальных слоев.

Необходимо более подробно изучить эти зависимости. Для этого необходимо: 1) выяснить антропологические предпосылки социологии тела; 2) охарактеризовать отдельные компоненты тела как социальной структуры, которые мы до сих пор только обозначили, и расположить их в соответствии с их социокультурной дифференциацией – в зависимости от принадлежности к социальному слою и полу. 3) обсудить специфическую зависимость тела как социальной структуры от общественного развития.

Антропологические предпосылки социологии тела. Задачи и возможность человека подвергнуть свое тело социальному контролю и упорядочению вытекает из уже обсуждаемого выше биологического особого положения человека. Каждый индивидуум ощущает себя не только как некто, который идентичен со своим телом, но и одновременно как умеющий располагать своим телом; человек, по терминологии Г. Плесснера, с одной стороны, является телом, а, с другой, – имеет тело. «С этой двойной ролью должен смириться каждый человек со дня своего рождения. Каждое его действие: хватать, приспосабливать дистанции поля зрения возможности хватать, стоять, бегать и т. д. происходит на основе и в рамках этой двойной роли. Рамки эти никогда не раздвигаются. Человек всегда одновременно представляет собой организм (голова, туловище, внутренние органы и все, что в них есть) – даже если он верит в существующую где-то внутри бессмертную душу – и имеет этот организм как свое тело» [Plessner, 1970, р. 43].

Самопознание человека колеблется между понятиями «быть телом» и «иметь тело» – т. е. быть идентичным со своим телом и иметь возможность распоряжаться своим телом. Человек может по отношению к себе самому, т. е. по отношению к своему телу, вести себя как посторонний, управлять собой, отражаться через себя и понимать себя. Эта двойная роль человека как тела и в теле связана с определенными трудностями. Между телом как социальной структурой и телом как физической структурой стоят различные смысловые содержания и требования, часто возникают такие разногласия между структурой переживаний и потребностей, с одной стороны, и духовно-интеллектуальными или социально окрашенными желаниями и сложностями их исполнения, с другой стороны, которые постоянно заново должны быть «сбалансированы». (…) Победа над страхом и победа над утомлением свидетельствуют о том, как сопротивляется биологический субстрат и как он побеждается человеком посредством ощущения себя как социального «я». Кто из нас не знает о многочисленных намного более мелких победах в повседневной жизни и о многих больших и малых поражениях [Berger, Luckman, 1971, р. 195].

Мы знаем, как легко из-за нашего тела мы можем попасть в неприятное положение, например из-за дрожи, заикания, из-за наготы тела, из-за нескладного положения тела, из-за покраснения, насморка, кашля в какой-либо неподходящий момент, и наоборот, мы знаем также, как наше тело по требованию, исходящему от нас самих или от окружающей среды, функционально реагирует в форме беспокойства или жалобы. Это примеры того, как тесно переплетены влияния окружающей среды, социальной идентичности, личной идентичности, индивидуального представления о своем теле и организме. Разумеется, эти переплетения не представляют собой нечто закрепленное раз и навсегда, они меняются в динамическом и культурном отношениях, в зависимости от принадлежности к тому или иному социальному слою и полу. (…)

Тело как социальная структура. (…) То, что тело представляет собой социальную структуру, видно уже на примере различных видов техники тела, например, способа ходьбы (движение тела в вертикальном положении и бедер, ритм шагов, положение ног и коленей, движение рук и плеч), бега (положение ног, рук, дыхание, выносливость), метания (например, вид и способ держания в руках объекта метания), плавание (стиль, дыхание, использование дополнительных средств), которые даются не в естественном виде, а передаются из общества к обществу, а также от одного социального слоя к другому в качестве различных способов поведения.

Маус приводит множество примеров этих различных видов техники тела: «Раньше учили нырять после того, как научат плавать. И когда нас учили нырять, нам говорили, чтобы закрывать глаза, а потом в воде открывать их. Сегодня же техника обратная… Кроме того, отошли от привычки глотать воду и затем выплевывать ее… Положение рук, плеч во время ходьбы представляют собой социальную особенность и не являются просто продуктом чисто индивидуальных и исключительно физически обусловленных действий и механизмов… Существуют правильные и неправильные способы держания рук во время еды. Поэтому мы можем с уверенностью сказать, что если ребенок сидит за столом с локтями, прижатыми к телу и – если он не ест – с руками, положенными на колени, то речь идет об английском ребенке… Что касается бега, то можете себе представить, что мой тренер, который был одним из лучших бегунов периода 1860 г. в Джонвилле / Joinville/, учил меня бежать с сжатыми кулаками… Определенная форма сухожилий и даже костей – это ничто иное, как следствие определенного способа двигаться и сидеть…» [Mauss, 1972, р. 363].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1"

Книги похожие на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Чесноков

Н. Чесноков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Чесноков - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1"

Отзывы читателей о книге "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 1", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.