» » » Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)


Авторские права

Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Издательство «Физическая культура», год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)"

Описание и краткое содержание "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)" читать бесплатно онлайн.



«К числу важных социально-философских проблем относятся вопросы о взаимосвязи ФКС с другими социальными явлениями: существует ли спорт независимо от политики, идеологии, социально – классовой структуры, системы экономических отношений общества или же он неразрывно связан с ними, о зависимости функций физической культуры, физкультурно-спортивной деятельности, спортивного и олимпийского движения от той социальной системы, в рамках которой они функционируют и развиваются, о влиянии спорта и олимпийского движения на систему международных отношений и т. д…»






Такие принципы методологического подхода к решению обсуждаемой проблемы позволяют не только избежать указанных выше ошибок, но и дать комплексную оценку гуманистического значения детского спорта. Один из важнейших аспектов такой оценки – факторный анализ гуманистического значения детского спорта.

Факторный анализ гуманистического значения детского спорта.

Под факторным анализом гуманистического значения детского спорта в данном случае понимается выяснение тех факторов, которые определяют социальную направленность, социальные функции, степень и характер реализации гуманистического потенциала детского спорта, его позитивное или негативное влияние на личность и социальные отношения детей. /21/ Такой анализ предполагает, что будут поставлены и проанализированы как минимум следующие вопросы: какие факторы влияют на реализацию гуманистического потенциала детского спорта, содействуют или, напротив, препятствуют полной и эффективной его реализации, содействуют или препятствуют дисфункциональным проявлениям в сфере спорта, определяют направление и характер его использования, а значит, и реальную гуманистическую ценность детского спорта? Следует отметить слабую научную разработанность этих вопросов. Их анализ в данной работе опирается на предыдущие публикации автора [см.: Столяров, 1998а, б, г, з, 2004в, 2007б и др.].

К числу обсуждаемых факторов, как правило, относят субъективные факторы, связанные с тем, какие задачи ставят перед собой, на что ориентируются участники спортивной деятельности, что для них является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, как, каким образом и для каких целей они используют спорт и т. п. Еще основатель современного олимпийского движения Кубертен, обращая внимание на все возрастающее значение спорта, на то, что «его роль в современном мире такая же большая, какой она была в античности» и что новые виды спорта «интернациональны и демократичны и, следовательно, соответствуют идеалам и потребностям нашего времени», вместе с тем подчеркивал, что «сегодня, как и в прошлом, их влияние может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития» [Кубертен, 1997, С. 22].

Общепризнано, что огромное влияние на социальную значимость занятий спортом для спортсменов, особенно юных, оказывают цели и задачи, которые ставят и пытаются решить в детском спорте тренеры, спортивные функционеры, а также государственные деятели, определяющие общее направление, стратегию социальной политики в области детского спорта и спорта в целом. Совершенно справедливо ряд исследователей указывает на то, что если спортивная программа не формируется организаторами с ярко выраженной целью внести позитивные изменения в моральные суждения, ценностные ориентации спортсменов, то спортивные мероприятия будут приводить к уменьшению просоциального поведения и к увеличению антисоциального и агрессивного поведения [см.: Coakley, 1993а, b; Giebink, McKenzie, 1985; Kleiber, Roberts, 1981]. Существенное влияние на социальную направленность, социальное значение и социальные функции спортивных соревнований оказывает также поведение самих спортсменов, а также зрителей: их одобрение или неодобрение тех или иных поступков спортсменов и тренеров (агрессивных, недружелюбных действий или, наоборот, высоконравственного поведения).

К сожалению, как показывает анализ, у многих субъектов деятельности в сфере детского спорта слабо выражена, а иногда и совсем отсутствует ориентация на духовно – нравственные и другие гуманистические ценности. Социологические исследования показывают и слабый уровень их подготовленности к такой деятельности, которая содействует полной и эффективной реализации гуманистических ценностей в детском спорте и посредством этого спорта.

Как известно, система знаний, умений, навыков, а также ценностных ориентаций человека в первую очередь формируется посредством педагогической деятельности. /22/ Поэтому ее также следует отнести к числу важных субъективных факторов, определяющих социальное значение и социальные функции детского спорта. Для формирования ориентации субъектов спортивной деятельности на гуманистические ценности особенно важное значение имеет спортивно – гуманистическое воспитание. Внедрение в сознание субъектов спорта принципов «fair play» («честная игра»), других гуманистических идеалов и ценностей, ориентирующих на нравственное поведение детей в спортивном соперничестве, призвано снизить дисфункциональное влияние такого фактора, как культ успеха, победы, высоких достижений в спорте. Многочисленные исследования свидетельствуют, однако, о том, что в организации работы по спортивно— гуманистическому воспитанию имеются существенные недостатки. До сих пор не создана достаточно эффективная система средств, форм и методов такой работы.

Таковы в кратком изложении основные субъективные факторы, определяющие социальную направленность детского спорта, его социальные функции, степень и характер реализации гуманистического потенциала спорта, его позитивное или негативное влияние на личность и социальные отношения детей.

В факторном анализе гуманистического значения детского спорта, как и спорта в целом, широко распространена одна методологическая ошибка. А именно, учитывая их зависимость от сознательной, целенаправленной деятельности тех, кто использует спорт в тех или иных целях, абсолютизируют эту зависимость, преувеличивают ее роль и значение. Полагают, что социальный эффект спортивной деятельности связан не с особенностями самого спорта, а лишь с тем, как к нему относятся и как его используют. Считают, что сам по себе, по своей «природе» спорт якобы «хороший» (по крайней мере, – «не плохой», не содержит в себе ничего негативного, отрицательного), а вот использовать его могут как в «хороших», так и в «плохих» целях. Яркой иллюстрацией такого подхода являются слова А. Гексли [Huxley, 1937]: «Спорт, как и всякое другое орудие, изобретенное человеком, может использоваться для добрых или плохих целей. Хорошо используемый, он может учить стойкости и мужеству, чувству fair play и уважению правил, совместным усилиям и подчинению личных интересов групповым. Используемый плохо, он может формировать личное и групповое тщеславие, острое желание победы и ненависти к соперникам, дух нетерпимости и презрения к народам, которые выносятся за произвольно выбираемую границу» [цит. по: Fleming, 1973, Р. 82] и президента Международного Совета спорта и физического воспитания Р. Баннистера: «Спорт, как и многое другое в жизни, сам по себе ни хорош, ни плох, но мы, люди, можем использовать его либо для хороших, либо для плохих целей» [Вannister, 1984, Р. 368].

Такие взгляды упрощают проблему и искажают реальную ситуацию. Прежде всего, они не учитывают диалектически-противоречивый характер «природы» спорта, его потенциала. Одно из проявлений этой противоречивости состоит в том, /23/ что спортивное соревнование представляет собой диалектическое единство интегративных и конфликтных элементов, своеобразную «антагонистическую кооперацию», если использовать термин, который ввели A. Хитанен и Варис [Hietanen, Varis, 1984, P. 215], или, как писал Г. Зиммель [Simmel, 1908], «единство в борьбе» («Einheit im Kampf»): «объединяются, чтобы бороться, и борются на основе взаимно признаваемой власти норм и правил». Спортивное соревнование – состязание, а такая социальная система как соперничество весьма подвержена антагонизмам и конфликтам. Как показали еще К. Шериф и М. Шериф [Sherif, 1973, 1976, 1958], в рамках этой системы каждая из соревнующихся сторон склонна к тому, чтобы в первую очередь пестовать свой интерес, а не общее благо. Конфликт, заложенный в спортивном соревновании, имеет специфические особенности: он представляет собой «искусственно конструируемый и символизированный конфликт» [Güldenpfennig, 1981, S. 32]. Но все же это – конфликт. А вместе с тем спорт способен выполнять важные интегративные и другие гуманистически ориентированные функции. Значит, спорт предоставляет возможности и для гуманистического, и для антигуманного использования. В нем заключены возможности, как для позитивного, так и для негативного влияния на личность, отношения людей и т. д. В этом смысле он не только «хороший», но и «плохой». Т. Адорно писал об этом: «Спорт – двусмысленен /equivocal/: с одной стороны, он может иметь антиварварский и антисадистский эффект благодаря fair play, рыцарству, вниманию к слабому. С другой стороны, многие его формы и правила способны усиливать агрессию, грубость и садизм, особенно у тех лиц, кто активно не занимается спортом» [Adorno, 1970, P. 99].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)"

Книги похожие на "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)"

Отзывы читателей о книге "Философия науки. Часть IV. Введение в философию физической культуры и спорта (продолжение)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.