» » » » Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2


Авторские права

Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2

Здесь можно купить и скачать "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство Физическая культура, год 2005. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Описание и краткое содержание "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать бесплатно онлайн.



Хрестоматия составлена применительно к программе курса социологии физической культуры и спорта. Тексты представляют собой отрывки и извлечения из трудов ведущих отечественных и зарубежных социологов.

Хрестоматия предназначена для преподавателей, студентов, магистрантов и аспирантов вузов физической культуры. Издание может быть полезно для всех, кто изучает социологию физической культуры и спорта.






5. Опасности для спортивного духа (sportsmanship). (…) Многие исследования [Gardner, 1961; Fraleigh, 1984; Feezell, 1986; Paddick, 1990; Schaller, 1990] показывают, что победа является самой главной целью спортсмена и появляется у него, поскольку он полагает, что общество как целое и в словах его тренеров, менеджеров и фанатов, требует от него именно этого. Ради того, чтобы достичь этой цели, игрок осуществляет действия, не соответствующие спортивному духу. (…) Исследование, проведенное среди нескольких сотен спортсменов шести основных видов спорта, с целью выяснить, в какой степени различные спортивные группы склонны к философии «победа любой ценой», показало, что нет различий в установках среди спортсменов, в зависимости от вида спорта, которым они занимаются, или принадлежности спортивной организации. Все из них выступают приверженцами философии «победа любой ценой» [Lakie, 1964]. (…)

Победа обычно означает окончание игры. Это, вероятно, характерно для игры в любое время и место. Даже в древней Греции мы обнаруживаем подобный результат игры. «Единственной целью всех атлетических соревнований в Греции, что ясно из этимологии (от athlon – приз), победа. Не было награды за второе место, фактически поражение рассматривалось как позор.». «В древности победитель Олимпийских игр мог выиграть всего лишь одну схватку, но по возвращении в свой родной город он получал множество даров и обычно получал денежное пожизненное содержание» [Segal, 1967]. Положение «главное не победа, а участие» (предложенное Кубертеном) не является точкой зрения древних [Segal, 1967]. (…)

6. Опасность политики и конфликта. Хотя участники Олимпийских игр несмотря на национальные различия уделяют большое внимание проявлению взаимного уважения и восхищению всеобщими достижениями, страны, которые они представляют, используют их скорее в политических целях. Политика и Олимпийские игры тесно связаны между собой. Предполагается, что нация, которая выигрывает наибольшее количество медалей на Олимпийских играх, является величайшей нацией и в других областях. (…)

Несомненно, история мирового спорта и Олимпийских игр предоставляет многие примеры, когда функцией спорта становится установление дружественных связей между различными странами. Но можно предоставить много противоположных фактов. «Мировой спорт часто играл свою роль в создании противоречий, конфликтов или даже разрыве отношений между двумя государствами» [Heinilä, 1966]. (…)

В соревновании есть только один победитель и множество проигравших. По самой своей природе соревнование может явиться достаточной причиной для конфликта. В международном спорте конфликт может возникнуть из-за сильной групповой идентификации. Ощущение принадлежности к национальной сборной может стать шовинистическим по своей природе и привести к конфликту между командами, принадлежащими к разным государствам. У зрителей, а иногда и у самих игроков, может возникать сильное чувство противопоставления «своей страны» и «врага». Ставка здесь – национальный престиж, победа уже не является успехом команды, которая играет лучше, чем другие, а становится национальной победой и основой для национального единения. (…)

Поскольку успех в международном спорте является результатом полного использования ресурсов нации, его, без сомнения, достигают более богатые и влиятельные государства. Сегодня отсутствуют равные условия в международном спорте, что ясно видно на примере Олимпийских игр. Это также угрожает существованию спортивного идеала равных условий. Таким образом, обязанность международных спортивных властей, миссия которых возглавлять спортивное сообщество, обратить на эту ситуацию особое внимание. Нужны новые правила, которые соответствуют требованиям социальной справедливости.

Парадоксы и противоречия в спорте

Bugeja Lino. The Paradox and Contradictions in Sport: The Paper presented at the 4th Joint International Session for Educationists and Staff of Higher Institutes of Physical Education, 28 May – 3 June 1999, Ancient Olympia, Greece. Печатается с сокращениями. Переводчик – Е. В. Стопникова


(…) Прошло время, когда было необходимо подвергать критике парадоксы и противоречия в спорте. Мы были свидетелями событий, пронесенных через этот век, где спорт имел свои великие победы, не менее знаменитые, чем достижения в науке и технике. С очень скромного начинания в начале века, благодаря деятельности основателей олимпийского движения современный спорт преобразился в очень сильное и популярное движение. (…) Сейчас спорт стал наиболее могущественной силой во многих формах: как элитный спорт со своей кульминацией в виде Олимпийских игр, так и занятия на досуге для масс. Кроме того, сила спорта заключается в гуманных целях, которые усиливают качество жизни, делая ее богаче.

К сожалению, можно отметить, что спорт стал жертвой своих собственных успехов. (…) Невинность в спорте давно прошла, на нас дует ветер цинизма и затмевает облаками нашу веру в самую благородную деятельность на земле. Ценность, которую мы связываем со спортом, получилась слишком аномальной и парадоксальной в высшем спорте. Однако дайте нам утешиться мыслью, что на протяжении всей истории человечество никогда не следовало за правилами морали… и спорт не исключение. Но всегда будет несколько индивидов, которые несмотря на соблазны, не переступят черты. Несмотря на все обвинения, направленные против спорта, с гордостью повторю слова русского поэта Евтушенко:

«Оттого, что грязные руки держат флагшток – это не значит, что надпись на флаге неправильна».

Природа спорта. Природа спорта заключается в его контрастах, противоречиях, парадоксах, которые лучше всего выражены в терминах «агония и наслаждение», «красавица и чудовище», «ангел и дьявол». Э. Снидер и Э. Спрайтцер выявили эту двойственность, когда заострили внимание на положительных и отрицательных аспектах спорта для индивида и общества в целом. (…) «Спорт полон и ненависти, и нежности, радости и отчаяния, красоты и безобразия, порядка и беспорядка. Экстаз от твоего достижения нужно применить с осознанием того, что рано или поздно ты станешь „козлом отпущения“. За приветствиями неизбежно последует освистание, за сладким вином побед последует горечь поражения» [Snyder, Spreitzer, 1978]. Напомню и крылатые слова Говарда Слюшера: «Спортсмен и жесткий и нежный, и свободен и подчинен воли других, живет полагаясь на судьбу и как захочет сам, он озабочен своими личными проблемами и проблемами других» [Slusher, 1967].

Мы постоянно должны помнить об этом дуализме, потому что «спорт может быть наилучшей и наихудшей из вещей», о чем предупреждал еще Пьер де Кубертен в своих мемуарах «Общее уважение» («Le Respect Mutuel»): «Спорт может вызвать и самые благородные чувства и самые подлые; он может развить в человеке и беспристрастность и чувство гордости, как любовь к победе; спорт может быть и рыцарским и продажным, подлым и скотским; можно использовать его для борьбы за мир или для подготовки к войне». (…)

Мы так привязаны к спорту, что принимаем это как само собой разумеющееся. Мы потеряли из вида тот факт, что спорт очень деликатный инструмент, и подобно всем инструментам изобретенным человечеством, его можно использовать и для добра, и для зла. Алдус Хаксли (Aldous Huxley) писал: «Правильно используемый спорт может научить нас терпению и мужеству, чувству справедливой игры и уважению к правилам, координированным усилиям и подчинению личным интересам и интересам команды». А затем добавил: «А если его использовать неверно, он может вызвать личное тщеславие, жадное желание победы и ненависть к сопернику…» [Huxley, 1937]. (…)

Так это или нет, но спорт – это дешевый предмет потребления, не освобожденный от эксплуатации. Мы предлагаем слишком охотное «хлеб и зрелище» и маскируем за ним деградацию человеческого чувства достоинства. Эксплуатация в спорте все еще продолжает существовать, в то время как его популярность достигает новых пиков по сравнению со скромным началом на заре этого века. С другой стороны, мы слишком склонны считать современный спорт лекарством от всех болезней в мире. История показала нам, до какой степени бессовестные лидеры готовы использовать спорт. (…)

Чувство противоречия, выраженное в терминах «красавица и чудовище», наблюдается во многих видах спорта сегодняшних дней, где красота представления великих артистических высот, грации и элегантных движений сводится к нулю из-за применения допинга и насилия. Эта двойственность двигает сегодняшний спорт по направлению к «чудовищу». Льюис Мамфред, в своей работе «Техника и цивилизация», сделал такую ремарку: «действительно успешный герой спорта, который может удовлетворить потребности масс, должен быть где-то посередине между сводником и проституткой».

Может быть это и есть тот парадокс, который помогает объяснить, почему спорт привлекателен всем классам общества.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Книги похожие на "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владислав Столяров

Владислав Столяров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владислав Столяров - Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2"

Отзывы читателей о книге "Хрестоматия по социологии физической культуры и спорта. Часть 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.