» » » » Дмитрий Герасимов - Мир без ценности. Дискурс отрицания


Авторские права

Дмитрий Герасимов - Мир без ценности. Дискурс отрицания

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Герасимов - Мир без ценности. Дискурс отрицания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Мир без ценности. Дискурс отрицания
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мир без ценности. Дискурс отрицания"

Описание и краткое содержание "Мир без ценности. Дискурс отрицания" читать бесплатно онлайн.



Вторая из двух книг (первая – «В поисках себя: Утраченная идентичность»), объединенных общим замыслом погружения в темные стороны исторического христианства и попыткой найти выход к светлой его стороне. Вторую книгу составила одна большая работа с приложениями, посвященная философскому исследованию феномена «иудео-христианства» и его ценностно-смысловых составляющих.






Яхвист отрицает не столько человека «природного» как такого (как «добродетельного» дикаря античных циников, Ж.-Ж. Руссо или Л. Н. Толстого), а лишь то, что человек делает сам – по своей природе и «от себя» («без Яхве») – в силу той переживаемой самоценности природы, которая и составляет ее <независимую от смысла> сущность! Для правоверного последователя Яхве такое «естественное» (по самоценности как непосредственности переживания) отношение к природе уже само по себе является страшным грехом, настоящим богохульством и святотатством (отрицанием Яхве). Ибо «в отличие от греческой философии… для Израиля совершенство есть эсхатологическое представление», человеческому «же совершенству в историческом процессе места нет»33.

Снова повторим: важно не что мы мыслим или о чем говорим, а важно как мы это делаем – каков способ мысли, стоящий за нашими воззрениями и вытекающими из них суждениями. Способ мысли первичен (априорен) и по отношению к общим мыслительным конструкциям и по отношению к словам как индивидуализирующим понятиям. А способ мысли, в свою очередь, задается ценностями – каковы наши ценности, таков и «склад ума». Если в основе наших суждений так или иначе лежит отрицательная ценность природы (отсутствие непосредственной связи с природой в переживании), то на словах будь мы хоть трижды «язычниками» или защитниками природы по формально утверждаемым нами рациональным смыслам – глубинный (более фундаментальный по отношению к миру и жизни, определяющий наше положение в мире) способ нашей мысли все равно останется чуждым природе, противоприродным, прямо означающим наше фатальное (до всякой мысли) выпадение из мира в ничто. Возникнет столь часто встречающийся в современности феномен «двоящихся мыслей» (Н. А. Бердяев о русских «символистах» начала ХХ века34), когда по смыслу близкие нам суждения оказываются одновременно ценностно неприемлемыми – по ценности вызывающими острое неприятие и отвращение (так называемый конфликт ценности и смысла). Таково, к примеру, учение о третьем эоне, Эре Духа (наступающей вслед за первыми двумя – Эрой Отца и Эрой Сына) – предшественник современной New Age, развитое в рамках русского религиозно-философского ренессанса рубежа веков, известного под названием «новое религиозное сознание». «Сверхэстетическое» революционное стремление «подправить» христианство язычеством, нашедшее свое закономерное разрешение в мистических учениях Рерихов и Е. П. Блаватской, несомненно, манифестирует то крайнее направление мысли, в которое фатально впадает всякий природный «античеловек», диалектически приходящий к самоотрицанию в имманентном стремлении «вернуться назад, к природе», т.е. обратить свой способ мысли, перенести его из «интеллектуального ничто» в «чувственный мир». Ничего, кроме гипнотически-символической масонской идеологии, теософии, антропософии, оккультизма и «магии», или на худой конец «дзен-буддизма», здесь получиться не может – противоприродная ментальность накладывает непреодолимые ограничения. Но такова же, к примеру, псевдосовременная и псевдонаучная, выправленная в соответствии с противоприродным мышлением (и незаметная с точки зрения смысла!), «либерально-правовая» интерпретация семьи (духовной родины каждого человека, обладающей конкретным чувственным содержанием) в качестве места, в котором сходятся двое (причем неважно, какого пола!), чтобы воспитывать детей. Что называется, почувствуй разницу…

Связанное с фундаментальной человеческой недостаточностью (как способностью быть по ту сторону мысли – в «чистом переживании») отрицание самоценности (природы) мира и человека, яхвистское обращение природы против себя неизбежно распространялось на всякое бытие в мире и прежде всего – на всякую культурную, цивилизаторскую деятельность, всякое самостоятельное творчество человека, в особенности объединяемое понятием искусства (изобразительного, пластического, музыкального), в котором с наибольшей силой выражено непосредственное переживание мира. Если Платон только мечтал о том, чтобы изгнать из своего идеального (рационально организованного) греческого полиса поэтов и художников, то в еврейском обществе с самого начала такое «изгнание» целенаправленно практиковалось на всех уровнях социума, пронизанного противоприродной религиозной доктриной. Согласно библейским установкам, в силу духовной противоположности миру изображаться не должен не только Яхве, но и любые предметы этого мира, начиная, естественно, с человека, потому что он создан «по образу» Божию. Древнее иудейское иконоборчество (в своем классическом варианте означающее просто тотальный запрет на изображение) подразумевает безусловное предпочтение абстрактной идеи чувственному восприятию, тотальное пожирание чувства интеллектом («отречение от страстей»), иначе говоря, одномерное подавление всякой ценностной составляющей мышления, нарочитое обесценивание собственной мысли и целенаправленную психологическую практику такого подавления. Но «институциональное» подавление, одномерное ограничение ценности смыслом не могло бы быть реализовано, если бы прежде всякой мысли не опиралось на некие природные особенности – изначальное отсутствие внутренней («душевной», даже – за-душевной!) связи с миром, осуществляемой как раз через непосредственное переживание мира по его ценности как самоценности, независимости от смысла. «Черный квадрат» Малевича и есть такая осовремененная классическая антиикона яхвизма, классический иудейский взгляд на искусство, основу которого составляет «перевернутая», отрицательная ценность природы. Имеет значение не то, что мы непосредственно воспринимаем, а то, что мы прежде думаем о данном восприятии: понять и «пережить» черный квадрат как искусство можно только примерив на себя одномерный способ мысли иудео-христианства, в котором нет ценности (ценность редуцируется к смыслу).

Поскольку мышление выражает себя в языке и посредством языка, постольку человеческая недостаточность этого способа мысли находит свое подтверждение прежде всего в классическом еврейском языке, в котором слово «ценность» означает не что иное, как «полезность» (т.е. смысл, отрицающий ценность как такую, «в принципе»! ). На иврите для обозначения «ценности» используется слово «ערך» – «значение», «значимость» (т.е. нечто, составляющее специфическую особенность мыслительной деятельности). В отличие от греческой философии, яхвизм никогда не интересовала «природа вещей» («фюсис») – яхвизм с самого начала имел практическую направленность.

Вражда одномерного мышления к языческому «поклонению» природе, обнаруживающая себя в различных формах на протяжении всей истории существования монотеистической религии, есть несомненное следствие кардинальной, природной невозможности примириться с самоценностью мира (его эссенциалистской укорененностью в божественном), следствие психически обусловленной десублимации, непреодолимых природных наклонностей формируемого монотеизмом понижения ценности в направлении ее полной аннигиляции. Даже знаменитый «одесский юмор» в духе Ильфа и Петрова, в шутливо-игровой, сатирической форме переворачивающий и принижающий все ценности мира и человека в направлении к Ничто мира, оказывается всего лишь последовательным воплощением все тех же религиозных установок монотеизма, неизбежным следствием распространения их на повседневную жизнь.

В основе упомянутых, как и многих других аналогичных произведений, лежит до крайности одномерная (в духе «поспешного обобщения») библейская философия <грехопадения>, согласно которой всякая «религиозная действительность начинается с того, что библейская религия называет „страх Божий“, т.е. с того, что бытие от рождения до смерти делается непостижимым и тревожным, с поглощения таинственным всего казавшегося надежным»35. Мир чуждый, покинутый, оставленный ценностью – такова реальность, с необходимостью выстраиваемая обесцененным мышлением – мышлением, «осознавшим свое одиночество». Поскольку в глазах «одиночки» мир дерьмо, а люди <по своей природе> – сволочи, постольку истинная (освященная религией) добродетель заключается не в том, чтобы помогать людям (подниматься в их исторической жизни и природной человечности), а в том, чтобы, напротив, обессмысливать, высмеивать и разрушать их веру в себя, ни при каких обстоятельствах не смешивая себя с ними; одной из форм такого противопоставления является обман (имитация, подделка) как своего рода наиболее утонченное, морально-интеллектуальное бегство от мира, наивернейший способ отделить себя от «целого», противопоставить себя и миру и людям. А то что, по законам жанра, мир в конце концов обмануть не удается («избранный индивид» или гибнет или – что то же самое – сам оказывается обманут), лишний раз подтверждает, что истинная добродетель самим человеком в мире не обретается, а сосредоточивается исключительно в анти-человечестве и анти-мире – в человеческих недостатках и отбросах, среди природной ограниченности и деградации, как бы из самого мира апофатически указующих на Божественное Ничто.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мир без ценности. Дискурс отрицания"

Книги похожие на "Мир без ценности. Дискурс отрицания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Герасимов

Дмитрий Герасимов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Герасимов - Мир без ценности. Дискурс отрицания"

Отзывы читателей о книге "Мир без ценности. Дискурс отрицания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.