» » » Василий Терехов - Эзотерика творчества, или Сумма очевидного


Авторские права

Василий Терехов - Эзотерика творчества, или Сумма очевидного

Здесь можно купить и скачать "Василий Терехов - Эзотерика творчества, или Сумма очевидного" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Эзотерика творчества, или Сумма очевидного
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Эзотерика творчества, или Сумма очевидного"

Описание и краткое содержание "Эзотерика творчества, или Сумма очевидного" читать бесплатно онлайн.



«Эзотерика творчества» в названии объявляет тему эвристики и психологии творчества, «сумма очевидного» – тему системологии и моделирования. Автор предлагает новую системологию, психоанализ и кибернетико-психологическую модель мышления, интуиции и сознания (искусственный интеллект), «метаанализ» как генератор парадигм. Теория дополняет Общую теорию систем, ТРИЗ и кибернетику. Рассматриваются метасистемная картина мира, исключение наблюдателя, аксиомы моделирования.






Что касается устойчивого словосочетания «функции, параметры и свойства», особенно широко распространённые в технических текстах, то в нём также есть скрытая декларация: декларация всеобщности (категориальности) времени. Слово «функция» связывается с представлением о функционировании как процессе. При исследовании нединамических систем такое представление – потенциальный источник заблуждений, замаскированный капкан для творческой мысли.

Любой элемент системы может параллельно относиться к различным субструктурам. Это в частности хорошо всем известна многофункциональность узлов и деталей в машиностроительных конструкциях. То же самое можно сказать о функциях человека на производстве.

Элементы параструктуры могут быть параллельны составляющим её параструктурам, как бы областью наложения различных параллельных параструктур. Чёрный ящик можно воспринимать или исследовать с разных сторон. Параструктура, исследуемая в каждом аспекте, является субмодулем параструктуры, а элемент параструктуры параллельно относиться к разным её модулям.

Глава 3. Династия Динозавров

Лягушки, крокодилы, динозавры и прочие пресмыкающиеся не видят неподвижные предметы. Так устроено их зрение. Их можно было бы считать в сравнении с человеком гораздо менее совершенными существами, – да они даже и не животные.

Динозавры и прочие древнейшие пресмыкающиеся были крупными существами, но, видимо, в силу некоторого, скажем так, несовершенства и других, до конца ещё не изученных наукой причин, – вымерли. И вот, спустя миллионы лет, человек исследует своих вымерших предшественников по эволюции в биосфере планеты Земля. Он может гордиться своим преимуществом перед ними, ведь он – победитель. Его видение мира принципиально отличается от восприятия динозавра: он видит всё, – как движущиеся, так и неподвижные предметы. Как строение организма человека достигло такого совершенства? И вот тут, если рассмотреть физиологические подробности, можно отметить интересное.

Эволюция шла постепенно. Не было никакой революционной смены одной системы зрения другой, принципиально отличной и поэтому более совершенной. Зрительный аппарат человека конструктивно можно считать усовершенствованием, модификацией системы зрения динозавров, сохраняющей определённую преемственность. Глаз человека не способен воспринимать неподвижное изображение на сетчатке. (см. В. Ф. Турчин «Эволюция науки. Кибернетический подход к эволюции», глава «Мир глазами лягушки». )

Конструктивное решение природы отличается последовательностью и остроумием. Глаза человека находятся в постоянном движении. Пусть, например, человек сидит или стоит неподвижно, и, неподвижно держа голову, смотрит в одну точку, но даже в этом случае его глаза находятся в постоянном движении, совершая десятки микродвижений в секунду. Эти микродвижения не воспринимаются самим человеком и незаметны со стороны невооружённым глазом. Они не контролируются сознанием. Они незаметны как дыхание. Их нельзя по своей воле остановить, так же как биение сердца. Способ видения человека не менее удивителен, чем особенности зрения лягушки!

Вы – потомок динозавров!

Не правда ли любопытно? Но какое отношение этот общеизвестный научный факт может иметь к проблемам мировоззрения, или методикам развития и повышения творческого потенциала, или методам решения эвристических задач?

Зрение даёт человеку около 80% всей чувственной информации. А как же остальные 20%? Они тоже связаны с движением или изменением.

Зрение – функция мозга. Часто глаза называют частью мозга, вынесенной на периферию. Теперь, может быть, вы уже догадываетесь, что особенности зрения не могут не быть связаны с высшей функцией мозга – мышлением. И это нетрудно обнаружить. Достаточно чуть-чуть наблюдательности и даже не потребуются дорогостоящее оборудование и изощрённые эксперименты.

У меня на столе сейчас лежит математический справочник. Автор этого замечательного справочника – Марк Яковлевич Выгодский, а называется он – «Справочник по элементарной математике».

Если, например, открыть в этом справочнике раздел В, параграф 8 «Конус», то можно прочесть такое определение конической поверхности:


«Конической поверхностью называется поверхность, образуемая движением прямой (АВ на фиг. …), проходящей всё время через неподвижную точку (S) и пересекающую данную линию (MN).

Линия MN называется направляющей; прямые лини, соответствующие различным положения АВ, называются образующими конической поверхности; точка S – её вершиной…»


Описание конической поверхности даётся как описание мысленного процесса её построения. Это описание можно назвать алгоритмом, или квазиалгоритмом, такого мысленного процесса. Но геометрические тела и системы существуют вне времени: они не имеют параметров, которые можно было бы выразить в единицах времени. Они не темпоральны, понятие время к ним не применимо. Эти объекты и системы – нединамические. В тексте же присутствуют глаголы и отглагольные слова, связанные с представлением о времени и движением: образуемая, движением, проходящей, неподвижную, пересекающую, направляющей, образующими.

(Более того, в середине первого предложения, как эмфаза (логический акцент) есть слова «всё время». Обратите на это внимание.

В рассматриваемом примере геометрические нетемпоральные системы и объекты представлены путём описания динамического процесса их построения.

Можно найти аналогию между особенностью зрения и особенностью мышления человека: подобно тому, как глаз совершает микродвижения, чтобы рассмотреть не движущиеся объекты, мышление использует квазиалгоритмические модели для исследования нединамических объектов и систем.


Человек – царь планеты Земля, этот царь – из династии Динозавров.


Эта особенность мышления человека здесь названа динамическим (квазидинамическим) мышлением. В мышлении характерен параллелизм вербально-логических и идеомоторных форм моделирования, поименования и трансляции. «Динамическое» мышление – это создание динамических моделей, описание динамических процессов.

Чтобы проиллюстрировать динамическое мышление как характерную особенность мышления можно даже не углубляться в исследование математических трактатов. Динамическое мышление всегда присутствует в мышлении человека. Собственно сам язык как средство мышления и общения, тот язык, которым человек пользуется ежедневно, и даже не замечает его так же, как не замечает он своего собственного дыхания, этот самый язык – основной инструмент динамического мышления. Ведь любой не динамический объект любой человек опишет на своём языке, представляющим собой, – если иметь в виду сам процесс речи, письма или чтения, – последовательность семантических объектов: существительных, глаголов и т. д.

Структура любого описания представляет собой алгоритм или мысленный процесс. Да ведь сама речь – динамический процесс! Не правда ли удивительное наблюдение самой тривиальной вещи?

Но вот что может показаться ещё более удивительным: хотя речь, чтение и письмо и являются динамическими процессами, информация, передаваемая в речи на самом деле совсем не тождественна этому процессу. Информация параллельна процессу передачи или восприятия описания и не является динамической (темпоральной) системой.

Если рассмотреть подробнее описания, с которыми обычно оперирует интеллект уровня человека, то следует уточнить, что они очень редко являются строго алгоритмическими. Их правильнее назвать квазиалгоритмическими, потому что они не описывают алгоритмическую последовательность подробно и точно, они содержат, так сказать, купюры: пробелы, которые дополняет сам интеллект во время операций с ними. Кроме того, описания не обязательны для исполнения, как компьютерные исходные тексты. Высокоразвитый интеллект, в отличие от компьютера, никогда не зависает. Природа квазиалгоритмов такова, что интеллект может выйти из них, даже если в них не предусмотрена алгоритмическая точка выхода.

Человек оперирует квазидинамическими моделями, под которыми здесь понимаются интеллектуальные статические (информационные) модели-описания или схемы динамических систем как целостные интеллектуальные модули.

Квазидинамическая модель может быть любой (вариантной) схемой любой динамической системы, даже упрощённой схемой изменения и эволюции динамических моделей, и даже моделью самой себя! Но квазидинамическая модель не может быть адекватной моделью неиерархических, сложных систем, она всегда – простая система.


Описание не может содержать в себе полное описание самого себя.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Эзотерика творчества, или Сумма очевидного"

Книги похожие на "Эзотерика творчества, или Сумма очевидного" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Василий Терехов

Василий Терехов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Василий Терехов - Эзотерика творчества, или Сумма очевидного"

Отзывы читателей о книге "Эзотерика творчества, или Сумма очевидного", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.