» » » » Мария Кротова - Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века


Авторские права

Мария Кротова - Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века

Здесь можно купить и скачать "Мария Кротова - Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века"

Описание и краткое содержание "Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века" читать бесплатно онлайн.



Здесь собраны дневники и воспоминания последних лет Марии Кротовой, работавшей в школах, детдомах, пионерлагерях. Тридцатые годы, военное время, эвакуация в Новосибирск, работа в туберкулёзном санатории, послевоенные десятилетия, а также размышления о воспитании, множество педагогических ситуаций и приёмов, честный взгляд на свою жизнь – всё это делает книгу выразительной и самобытной. Сплетение неторопливого ритма повседневности с яркими картинами прошлого создаёт особую интригу повествования.






Однажды я пошла со своим другом-студентом в ресторан «Москва». Нас пригласил ужинать его родственник, депутат Верховного Совета, приехавший из Дагестана. Мне было 19 лет. И вот я, желая произвести наилучшее впечатление, нарядилась: чудесное шифоновое лёгкое платье с сиреневыми разводами, всё в оборках (до меня его лет тридцать носила мама); выпросила у сестры её новую шикарную шляпу с огромными полями – нежно-розовую. А на ноги за неимением туфель надела белые парусиновые тапочки и белые носочки. Вдобавок тапочки были с дырками на пальцах. Я думала, что их не заметят.

Шляпу я в ресторане не сняла, но зато сняла очки! Вид у меня был, вероятно, комичный до предела. Вдобавок я ничего не видела за столом (всё-таки 7 диоптрий), тыкала вилкой наугад, подцепляя нечто странное, а потом уставилась на что-то белое в бокале и поинтересовалась: какие это цветы? Увы! Это были бумажные салфетки в бокале.

Всю жизнь я мечтала о бархатном платье – сначала о вишнёвом, потом о чёрном. Лет семь-восемь назад мне подарили дешёвый чёрный бархат, купленный по случаю. Но в ателье я не выбралась, портнихи у меня, понятное дело, не было. Бархат лежал до тех пор, пока из него не были сшиты юбки – сначала одна, потом другая – для более молодого поколения. Да и куда бы я могла сейчас пойти в этом платье?

К одежде и обуви у меня было главное требование: удобство и наличие кармана для носового платка. Идеальным оказался костюм немецкого производства с «труакаром» – жилетом до колен с большими карманами. В нём я и проходила все шесть последних лет школьной работы. Только блузки меняла.

Один раз у меня были модные туфли. Мне сшил их частный сапожник. Это были чудесные чёрные «лодочки» на среднем каблучке с маленьким бантиком. Первый раз я их надела сразу же, как получила от мастера, так как мы с сестрой спешили в Большой театр на оперу «Руслан и Людмила». Добравшись с трудом до пятого яруса («галёрки»), я с ужасом поняла, что «лодочки» безумно жмут в пальцах. Промучилась весь вечер. Вернувшись, хромая, в общежитие, я рассмотрела туфли и увидела, что забыла вынуть из носков туфель бумажные комки. Их засунули для сохранения формы. «Вот балда», – сказала мне моя сестра Дея. Кстати, в этих туфлях (с галошами) я уехала в Сибирь: мне их сшили как раз перед войной.

Когда я приехала семнадцатилетней в Москву и стала учиться в институте, я поняла, что одета хуже всех. Меня это не особенно огорчило – я была младшая, меня просто не баловали. Мои родители одевались скромно, хотя и добротно. В общем, для меня «тряпки» были самым последним пунктом в списке ценностей жизни, хотя, стоя перед зеркалом, я понимаю, как меняет одежда человека.

А сейчас, в деревне, да и в городе, зачем мне это? Я работаю на огороде в брюках (мужских) не потому, что модно, а из-за удобства. Хотела как-то купить модные джинсовые брюки, померила в примерочной, а они не сходятся на животе на ладонь (52 размер, между прочим). Плюнула я и решила, что образ мыслей менять мне поздно. Так мы с модой и не встретились.

Сегодня был ужасный случай

15.2.83

До чего же весело было с Витюшкой: жалко, что ему надо было уезжать сегодня. Хоть немного поговорили.

Сегодня был ужасный случай.

Уже давно по ночам у меня под ухом, за обоями, скреблась мышь. Постучу в стенку – она затихнет, а потом опять скребётся. А сегодня ночью она даже стала попискивать – переговаривалась с кем-то. Прямо слышно, как она грызет бумагу и отрывает ее полосками. Наглость какая! Наконец я попросила Витю снять со стены панно со сказкой. Он приподнял край панно – за ним зияла дыра с блюдце величиной. Из дыры вывалилась мышь и удрала под кровать. Мурзилка бросилась за ней, но не догнала. Витя забил в паз между бревнами гвозди и напихал моток медной проволоки.

Сейчас я пишу, а мышь опять шуршит за обоями. Вот она добралась до места, где устроила гнездо. Неужели опять будет грызть? Затихла. Значит, буду укладываться.

Мои друзья

17.2.83

Взяла на ночь кошку в дом и легла головой в другую сторону, чтобы мышь не прыгнула на меня. А то и инфаркт получить нетрудно.

Ночь прошла спокойно. Неужели эту мышку съели кошки?

Письмо от Деи и от Марии Андреевны.

Сегодня была у Маши, смотрела по телевизору фильм «Покровские ворота». Очень смешной, отлично играл Броневой и молодой актер – фамилию забыла. Просто обаятельный. Остроумно в конце фильма показали актёров: фамилия – и фото актёра в детстве. Маша очень мешала смотреть своими репликами, но тут уж ничего не поделаешь.

В два приема чистила снег. Солнышко, работать – одно удовольствие. Расчистила поленницу. Завтра закончу площадку перед ней, если не очень устану от поездки в Боровск.

Лёня Ольшанский

Мы с ним учились на одном курсе, но он был в немецкой группе. Не помню, как мы подружились. Леня был лет на пять старше меня. Собственно говоря, он был Иосиф, уменьшительное – Ёня, потом – Лёня. Мы часто гуляли в Сокольниках и в Останкино, где он жил с отцом и сестрой. Старый домишко, маленькие комнатки. Перед войной отец умер, мы ездили хоронить его ранней весной, везде снег и вода – очень замёрзли. Потом сестра вышла замуж, жила где-то на Краснопрудной.

Лёня был чудак. Говорили о стихах, музыке. Он свистел все мелодии. Был невероятно близорук – хуже меня. Рассказывал мне о девушке, которую любил. Её звали Лида. Мы ходили её встречать на вокзал. Потом она как-то исчезла, появилась другая – Тамара, москвичка. Но это уже после войны.

Когда началась война, Леня был в войсках ПВО. Он пришёл ко мне в форме, стрижен «под нулек», в пилоточке – очень смешной. Уж очень он был штатский. Потом я эвакуировалась, и в Сибири получила от него письмо (наверно, папа мой дал ему адрес). Он жил в Томске. Мы переписывались. Он писал мне стихи, прислал очень сильную свою поэму «Последние дни Чехова».

В Москве, куда мы вернулись примерно в одно и то же время (1943 год), мы часто встречались, он бывал у меня на Клинической, иногда читал стихи так долго, что наступал комендантский час и ему приходилось оставаться ночевать. (Примечание: наши отношения всегда были чисто дружескими.)

Однажды в 1944 году приехал Ганя (мы ещё не были женаты), мы пошли с ним в кино. Вернулись – у нашей двери стоит Лёня: не было света, звонок не работал. Он обрадовался, как обычно, поцеловал меня в щеку. Это взбесило Ганю, но он сдержался. Сидели вместе при самодельной карбидной лампе. Лёня читал свои стихи. Прочёл чудесную пародию на популярное стихотворение Симонова «Жди меня»: Ганю это доконало (Симонов был в армии выше всякого смеха), он встал и ушёл.

Лёня пробовал поступать в ГИТИС на режиссерский факультет, но его не взяли. Пробовал сниматься в фильме в роли Сальери, но неудачно. Стал писать пьесы. Одну из них читал у меня на Клинической, куда приезжал с женой Ниной, очень славной женщиной. Приглашал меня на премьеру в Сокольники, но Ганя был против, и я не пошла – это было позже, уже у меня был Витя. Вероятно, в 1948 году. Витюшка очень понравился Лёне, и он нарисовал его карандашный портрет с фотографии, где Вите полгода. Он долго у нас висел.

Последний раз мы виделись в 1957 году. В Парке Культуры по случаю фестиваля была выставка картин. У одной картины вдруг Лёня взял меня под руку и сказал, как будто мы только вчера расстались: «Пойдём покажу кое-что». И показал картину «Возвращение Эммануила Канта». Там был огромный карандаш на синем фоне. Больше ничего. Мы походили по выставке, вышли. На лавочке сидел Ганя с коляской (в ней был Максим), мы с Лёней и Ниной шли до выхода. Это была последняя встреча, так как после 1958 года я старалась ни с кем не видеться по понятным причинам.

У меня есть сильное подозрение, что драматург и сценарист И.Г.Ольшанский (его фильм «Дом, в котором я живу» получил первое место на конкурсе) – это и есть Лёня, но я с ним об этом не говорила, постеснялась. Однако видела ряд его спектаклей, телефильмов (в соавторстве с Ниной Рудневой, его женой). Несколько лет тому назад в газете прочитала объявление о смерти Нины.

Мне иногда очень хочется узнать его телефон и адрес и встретиться с ним, но не решаюсь. Вряд ли он вспомнит меня и узнает, да и зачем ему это? Он старик, а я тем более. Он кем-то стал, а я – да что говорить. Я не стала профессором, как Витя Панков и Вася Кулешов, и даже доцентом, как Лида Кузнецова (она читала лекции по истории русского языка в Заочном институте, где я училась в 1961—63 годах, сдавала ей экзамен!) или Ляля Василенко. Не стала начальником музея Советской Армии, как Коля Немиров, генерал в отставке (он мне «по блату» прислал на сбор дружины шесть знамен из музея со знаменосцами – вот был эффект!). Не стала литературоведом и критиком, как Лёня Кондратович и даже преподавателем в Университете им. Патриса Лумумбы, как Геля Пшонская. Профессия моя непрестижная, а мои «строчки» не накопили мне и рубля. У меня нет «связей», «знакомств» – словом, никто из моих сокурсников в своих мемуарах меня никак не вспомнит так, как я их сейчас вспоминаю.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века"

Книги похожие на "Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Кротова

Мария Кротова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Кротова - Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века"

Отзывы читателей о книге "Бавыкинский дневник. Воспоминания двадцатого века", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.