» » » » Виталий Черкашин - Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие


Авторские права

Виталий Черкашин - Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие

Здесь можно купить и скачать "Виталий Черкашин - Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Спорт, издательство ЛитагентСпорт8adbf3cf-e880-11e6-9b47-0cc47a5203ba, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виталий Черкашин - Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие
Рейтинг:
Название:
Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-906839-21-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие"

Описание и краткое содержание "Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 49.04.03 – Спорт и предназначено для подготовки магистров по образовательной программе «Спорт высших достижений и система подготовки спортсменов» (по циклу профессиональных дисциплин).

Может быть использовано в процессе подготовки аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих работников и других специалистов в области физической культуры и спорта.






Рис. 1.2. Социальные функции спорта


К специфическим функциям спорта специалисты относят прежде всего соревновательную. В самом деле, социальный феномен соревнований выступает ядром спорта, характеризует его как форму интенсивной социальной активности. В ней воплощен ряд важнейших аспектов, связанных и с творческой активностью спортсменов, создаются условия для самореализации личности. Будучи исходной формой спортивных отношений, всякое состязание для человека представляет собой борьбу, требующую предельного напряжения всех сил и способностей. При этом поиск предела человеческих возможностей неизменно направляет спортсмена по пути постоянного развития и прогресса физических и духовных сил. В процессе соревнований демонстрируются и сопоставляются самые разнообразные достиженческие возможности человека, выступающие конкретизированным выражением систематических тренировок и самосовершенствования. Кроме того, в соревнованиях осуществляется общественное признание отдельных спортсменов и команд. Иначе говоря, в соревновательной деятельности реализуются: соревновательно-эталонная, соревновательно-эвристическая и спортивно-престижная функции.

Соревновательно-эталонная функция спорта заключается в том, что в условиях соревновательной деятельности вырабатываются и закрепляются определенные нормы двигательной активности, имеющие регламентирующее и оценочное значение. При этом разнообразные классификационные нормативы и фиксируемые рекорды приобретают широкое признание и служат своеобразными индикаторами индивидуальных и общечеловеческих возможностей. Важно то, что спортивные эталоны постоянно меняются, прогрессируют, стимулируя мобилизацию усилий для самосовершенствования, а также стимулируют людей к занятиям спортом. Это имеет существенное значение как для спорта высших достижений, где устанавливаются новые спортивные достижения и рекорды общечеловеческого масштаба, связанные с потребностями самоопределения и самоутверждения личности через гуманные формы честного соперничества и демонстрацию общественно значимых спортивных результатов, так и для массового спорта, в котором доступные нормативы оценки подготовленности привлекают в эту сферу большее количество занимающихся и стимулируют их к совершенствованию.

Соревновательно-эвристическая функция заключается в поисковой деятельности, сопряженной с познанием человеком своих возможностей и нахождением способов их максимальной реализации. На соревнованиях и при подготовке к ним организм спортсмена подвергается воздействию различных факторов, попадая в экстремальные условия функционирования, что обеспечивает познание его резервных возможностей. Социальная значимость спортивной деятельности заключается именно в том, что она стимулирует стремление к демонстрации новых достижений, являясь действенным фактором спортивного совершенствования.

Очень важным при подготовке к участию в соревнованиях является познание характера реагирования функциональных систем организма на экстремальную физическую нагрузку, особенности адаптации к нагрузке разной величины и направленности, оптимального сочетания нагрузки и отдыха для достижения максимальных спортивных результатов. Спорт может быть важным инструментом познания не только закономерностей функционирования, но и закономерностей управления человеческим организмом для совершенствования в том или ином направлении. Добываемые на пути к спортивным достижениям познавательные данные приобретают вполне научное значение.

Спортивно-престижная функция заключается в том, что достижения в спорте являются важным фактором самоутверждения личности в обществе, а также поднятия престижа той организации или территории, представителем которых является спортсмен, международного престижа страны. Правила спорта, его принципы – такие, например, как равенство шансов, – как раз и определяют соответствующее отношение к людям, добившимся больших успехов среди равных.

Вместе с тем спортивное соперничество за престиж может привести и к негативным последствиям. Сильная ориентация на успех, погоня за высокими результатами, рекордами, стремление любой ценой добиться победы могут играть отрицательную роль в системе социальных отношений, содействовать возникновению конфликтных ситуаций, приводить к нарушению нравственных норм и принципов. Более того, в рамках спортивного соперничества допускается проявление агрессии, злости, враждебности, порой доходящей до жестокости, которые впоследствии, при определенных условиях, могут привести к формированию привычки к такому поведению, вне зависимости от того, о какой ситуации идет речь.

Поскольку спорт является органической частью культуры общества, то ему присущи общекультурные функции, которые порождаются объективными закономерностями влияния спорта на формирование и прогрессивное развитие гуманистических социокультурных ценностей, находя конкретное проявление в решении задач совершенствования личности и всего общества. При этом правомерно говорить о функциональных связях (отношениях), объединяющих спорт с другими сферами или сторонами социальной реальности. По мнению Л. П. Матвеева (1999), только при условии органической включенности в целостную отлаженную социально-педагогическую систему спорт служит чрезвычайно действенным средством и методом многогранной воспитательной практики, осуществляет оздоровительно-рекреативную, экономическую, социализирующую и ряд других функций.

Поскольку общекультурные функции зависят не только и часто не столько от непосредственной спортивной деятельности, а более всего – от системы межличностных отношений, складывающихся в сфере спорта и вокруг него, их относят к неспецифическим. Л. П. Матвеев (1999) считает, что данные функции проявляются не только в среде непосредственно приобщенных к спорту (спортсмены, тренеры, спортивные функционеры и т. д.), но и в околоспортивной среде (болельщики, спортивные обозреватели, спонсоры и т. п.). Причем совокупность функциональных отношений в структуре спорта становится регулируемой лишь при условии соответственно направленной деятельности определенных социальных институтов, призванных оптимизировать спортивную практику в обществе в соответствии с принятыми в нем принципами и нормами.

Оздоровительно-рекреационная функция проявляется в положительном влиянии занятий спортом на состояние и функциональные возможности организма человека. Особенно ярко это выражено в детском и юношеском спорте, где благоприятное влияние спортивных занятий на формирующийся и развивающийся организм просто неоценимо. Именно в этом возрасте посредством адекватной двигательной активности закладываются основы здоровья, прививаются навыки систематических занятий физическими упражнениями, формируются привычки соблюдения правил личной и общественной гигиены. Большая роль массовому, кондиционно-оптимизирующему и рекреативному спорту отводится в работе с взрослым населением. Он является средством оздоровления, защиты от неблагоприятных последствий сокращения двигательной активности в трудовой деятельности и в быту, связанной с техническим прогрессом.

Здоровье человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами и имеет так называемую «двойную детерминацию». С одной стороны, спорт способствует профилактике и снижению значительного количества заболеваний, с другой – является одной из популярнейших форм организации здорового досуга, отдыха и развлечений. Он представляет собой неиссякаемый источник положительных эмоций, оптимизирует психическое состояние, позволяет снимать умственную усталость и т. д.

Вместе с тем не следует забывать, что в современном спорте существует множество факторов риска, способных привести к серьезным отклонениям в состоянии здоровья. Нагрузки, реализуемые в спорте высших достижений, практически подошли к пределу человеческих возможностей. Для такой деятельности характерны повышенный травматизм, различного рода профессиональные заболевания, перенапряжения, представляющие угрозу для здоровья спортсменов.

В настоящее время принимаются достаточно эффективные меры по охране здоровья спортсменов и обеспечению безопасности их участия в соревнованиях. Организация системы профилактических мероприятий, таких как: оптимальное регулирование тренировочных и соревновательных нагрузок, регулярный медицинский контроль здоровья занимающихся, предоставление специализированных медицинских услуг (физиотерапия, консультации по вопросам спортивной медицины, питанию и т. д.), развитие и осуществление системы восстановительных мероприятий (массаж, сауна и т. п.), привлечение квалифицированного медицинского персонала (врачи, физиотерапевты, медицинские сестры), – позволит спортсменам сохранить спортивную форму и добиться высоких результатов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие"

Книги похожие на "Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виталий Черкашин

Виталий Черкашин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виталий Черкашин - Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие"

Отзывы читателей о книге "Теоретико-методические аспекты практики спорта. Учебное пособие", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.