Дмитрий Балашов - Воля и власть
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Воля и власть"
Описание и краткое содержание "Воля и власть" читать бесплатно онлайн.
Новый роман Д. М. Балашова «Воля и власть» продолжает известный цикл «Государи московские» и повествует о событиях первой половины XV века: времени княжения в Москве Василия I, сына Дмитрия Донского, его борьбе с Великим княжеством Литовским и монголо-татарами.
И опять пожары, и опять походы, во Пскове бушует ересь стригольников, но продолжается раз за разом каменное строительство.
В 1386 году Дмитрий Иваныч, «вспомнив» поход на Низ 1366 года, подступает под Новгород, и новгородцы выплачивают ему восемь тысяч рублей (огромная сумма по тому времени!), из коих пять тысячей взяли с двинян. Новгородцы спешно ставят каменные города на рубежах, по Шелоне и Луге, свирепствует новый мор, но и вновь упорно продолжают возникать каменные храмы на Люгощей и Чудинцевой улицах и в Детинце, строятся новые монастыри в Людином и Неревском концах, и это невзирая на розмирье с новым великим князем Василием Дмитричем, на войну со Псковом, на новые пожары (1394–1396).
Война с великим князем то затихает, то разгорается вновь. Князь захватил новгородские «пригороды», новгородцы в ответ разоряют московские волости: Устюжну, Белозерск, Вологду. Но одновременно возникают новые каменные храмы, возводится каменный Детинец с церковью на воротах, работают иконописцы, творится, не прекращаясь, мудрое дело культуры.
Сейчас, когда все эти церкви обшарпанные и пустые, или превращенные в склады, замолкли и «оскудели», словно выброшенные волнами пустые раковины отживших морских существ, задавлены наглой многоэтажной кубической застройкой, за века ушли в землю, в «культурный» слой на три – пять метров, трудно порою понять их красоту, трудно представить себе роскошь этих бело– и краснокаменных розовых храмов с живою многоцветною росписью внутри, с кострами свечного пламени во время служб, с толпами разряженных в лучшее свое прихожан внутри и окрест, с гласами хора – мужского, могучего, с веселым перезвоном колоколов, с шумом торга не в отдалении, в окружении тесовых мостовых, стоячих бревенчатых тынов, боярских хором в узорных тесовых кровлях с резными и расписными столбами ворот.
«Гнедое» море хором вокруг бело-розовых каменных храмов (сосновые бревна, не тронутые современною въедливою копотью с годами приобретают благородный, темно-коричневый с красниною цвет, а узорный лемех осиновых кровель – серебристо-серый, ежели кровля не покрыта красною, синею или зеленою вапой, а изредка и – позолотою…
Представить вот так, среди толпы горожан и моря рубленых хором, да и выше на три-пять метров эти храмы – залюбуешься!
24
…п о с а д н и к и… – избирались Вече, ведали управлением и судом, возглавляли ополчение и суд по торговым делам.
25
…к р у ш е н и е р е с п у б л и к и… – В освободившейся из-под власти Киева Новгородской земле утвердился своеобразный политический строй – Новгородская республика (1136–1478), в которой высшим органом власти было городское вечевое собрание свободных горожан – владельцев городских дворов и усадеб. Князья приглашались по договору с Вечем и были главным образом военачальниками.
26
П у т е ш е с т в у ю щ и й з а п а д н ы й р ы ц а р ь Г и л ь б е р д е Л а н н у а… – Гильбер де Ланнуа (1386–1462) – известный путешественник, дипломат и писатель из Геннегау. В 1413 г. отправился в Данциг, оттуда в Великий Новгород и Псков.
27
…и з б р а н н ы е ж и т ь и… – житые люди – среднее сословие, между боярами, первостатейными гражданами и черными людьми.
28
…в о л о с т е л ь… – властитель, начальник.
29
…и н а г о л о в а х о к у п п о и м а ш а… – окуп – выкуп, плата.
30
…п р и м е т… – при осаде к деревянной ограде делался примет, т. е. приваливался хворост, лес и поджигался.
31
…п о р о к и… – стенобитное орудие, таран.
32
…п а н а г и я… – икона, носимая архиереем на груди.
33
…А ф и н а и з г о л о в ы З е в с а… – Афина Паллада в древнегреческой мифологии богиня-девственница, почиталась как богиня войны и победы, а также мудрости и знания, искусств и ремесел. Согласно мифу вышла изтоловы Зевса.
35
…п о р т м н о г о ц е н н ы х… – порты – платье, одежда.
36
Ф е о ф а н Г р е к (ок. 1340 – после 1405) – выдающийся живописец, работал в Византии и Древней Руси, писал фрески, иконы, миниатюры. Исполнил фрески в церквях Константинополя, Галаты, Халкидона, Кафы (Феодосии). На Руси расписал Спаса на Ильине, церковь в Новгороде, вместе с Симеоном Черным церковь Рождества Богоматери, Архангельский собор, вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца Благовещенский собор в Московском Кремле.
37
…у Н и к о н а… – Никон (? – 1426) – ученик Сергия Радонежского, после его смерти был игуменом Троицкого монастыря. После разрушения его войсками Едигея, Никон построил его снова.
38
С е р г и й Р а д о н е ж с к и й (Варфоломей Кириллович) (ок. 1321–1391) – основатель Троицкого монастыря и его игумен. В монастыре ввел общежитийный устав, что было важной церковной реформой. Поддерживал князя Дмитрия Донского, имел огромный авторитет.
39
…к н я з е м В л а д и м и р о м А н д р е и ч е м… – Владимир Андреевич Храбрый, князь Серпуховско-Боровской (1353–1410), внук Ивана Калиты. По договоренности со своим двоюродным братом Дмитрием Донским признавал его верховенство на престолонаследие московского стола и поддерживал в борьбе с литовцами и татарами. В начале великого княжения Василия Дмитриевича у Владимира Андреевича с ним были несогласия, но позже они примирились и участвовали вместе в походах на Новгородскую землю и в защите Москвы.
40
С п о р и о с и ф л я н с н е с т я ж а т е л я м и… – Нестяжатели – противники церковного землевладения на Руси в конце XV – начале XVI вв., т. е. «стяжания» ею земель. В 1503 г. Иван III на церковном соборе поставил вопрос о секуляризации церковных земель и был поддержан Нилом Сорским и его сподвижниками. Но воинственные церковники иосифляне отстояли право церкви на земельную и другую собственность.
41
…е з а… – ез или яз – частокол или плетень поперек реки, преграда, чтобы вода не ушла вверх.
42
К и н о в и а р х – настоятель, игумен киновии, общежительного монастыря.
43
К и п р и а н (ок. 1336–1406) – митрополит всея Руси с 1390 г., болгарин по национальности. В 1375 г. был митрополитом Киевским и Литовским, с 1381 г. – Московским, но вскоре был удален из Москвы и вернулся в 1390 г. при Василии Дмитровиче, политику которого всячески поддерживал. Под его властью объединились церкви во всех русских землях, в том числе и входивших в Великое княжество Литовское.
44
…к о р а б л е н и к… – древняя английская и французская монета, имела знак розы и корабля.
45
…х а р а л у г… – цветистая сталь, булат.
46
…п о р ш н и… – обувь, сделанная из лоскута сырой кожи и шкуры на ременной оборе.
47
…з а с е к а… – заграждение от противника из деревьев, поваленных вершинами крест-накрест.
48
…с д е л а т ь п р о х о д к о м о н н ы м… – т. е. проезжим для коней, от комонь – конь.
49
…к м е т ь… – воин, ратник.
50
…г о с у д а р я И в а н а III – Иван III Васильевич (1440–1505) – великий князь Московский с 1462 г., старший сын Василия II Темного. Проявил незаурядные военные и дипломатические способности; при нем завершилось образование основы территориально-централизованного Русского государства: к Москве были присоединены Ярославль, Ростов, Новгородская республика, Тверское княжество, вятские и рязанские земли. После войны с Литвой отошел ряд западных земель. Успешно боролся с Казанским ханством, при нем произошло свержение татаро-монгольского ига, составлен «Судебник» 1497 г., сложилась централизованная система власти.
51
Ю р и й Д м и т р и ч (1374–1434) – князь Галицкий и Звенигородский, второй сын Дмитрия Донского. По завещанию должен был стать великим князем после смерти Василия Дмитрича. В 1425 г. вступил в борьбу с Василием II Васильевичем за великий стол.
52
…с а б л ю а л а н с к о й р а б о т ы… – Алания – раннефеодальное государство в центральной части Северного Кавказа, предки осетин.
53
…к П е т р о в к а м… – Петровки – пост перед Петровым днем, праздником святых апостолов Петра и Павла 29 июня (ст. ст.).
54
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Воля и власть"
Книги похожие на "Воля и власть" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Дмитрий Балашов - Воля и власть"
Отзывы читателей о книге "Воля и власть", комментарии и мнения людей о произведении.