» » » » Александр Лепехин - Казачество Тульского края


Авторские права

Александр Лепехин - Казачество Тульского края

Здесь можно купить и скачать "Александр Лепехин - Казачество Тульского края" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Витязь, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александр Лепехин - Казачество Тульского края
Рейтинг:
Название:
Казачество Тульского края
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
5-86523-102-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Казачество Тульского края"

Описание и краткое содержание "Казачество Тульского края" читать бесплатно онлайн.



Эта книга рассказывает о становлении и жизни КАЗАЧЕСТВА и других служилых людей Тульского края XVI – XVII веков, которые охраняли границы Русского государства и шаг за шагом отвоёвывали утраченные земли. В на основе архивных документов книге приведены пофамильные списки казаков и некоторых гарнизонов крепостей, а также описание некоторых крепостей и их вооружений Тульского края XVI – XVII вв.

В отдельной статье описано современное состояние и дела Казачества Тульского края. В книге имеется именной и предметный указатели. Найди свою ФАМИЛИЮ, УЗНАЙ историю своего РОДА.

Рассчитана на краеведов, историков, генеалогов и широкий круг читателей.






Документов о нашей истории сохранилось очень мало. Время, сырость, пожары, да и наплевательство чиновников, зачастую приводило к утрате огромного количества документов. Так, например, в Туле некоторые служители архива топили документами печки, чтобы сэкономить, а затем продать казенные дрова. Но что-то все-таки сохранилось. А еще, познать наше прошлое нам помогает археология и топонимика – наука по расшифровке географических названий. Например, происхождение названия главной тульской реки, Упа, почему-то отнесли к балтским народам, хотя те же Прусы и Литовцы – , по моему мнению, славяне, да и литовцы, когда их окликают отзываются «Аз», как раньше каждый славянин откликался, а не «Я», как ныне, – последней буквой алфавита. Балтийское море долгое время называлось Русским. И вот, начинаются околонаучные фантазии о том, как это слово сюда попало. И не видят, или не хотят видеть, очевидного: Упаслово западнославянское и пришло сюда это со славянским племенем Вятичей, которые, согласно летописям, в середине I тыс. н.э. пришли в эти места с запада, «от лях», т.е. со стороны Польши. Интересно и название Дедилов, с таким названием есть еще несколько населенных пунктов в Сербии, Чехии, на Карпатах, во Львовской области, да и на Оке, в землях Вятичей, есть село Дединово. Опять западнославянский след. Но это уже отдельная тема для разговора.

Во второй трети I тыс. н.э., как гласит Повесть временных лет, «от лях» пришли на Оку Вятичи. Воинственное и консервативное западнославянское племя. На занятых землях стояли накрепко, теснили угров и не пускали сюда князей Киевской Руси. Ну приходил князь с дружиной, вроде победил, вроде данью обложил, а ушел – и все по-старому: и дань не платят, и чужаков бьют. Вот князья из Киева во Владимир и ездили через Смоленск, а если он проезжал через земли Вятичей, то это считалось подвигом и отдельной строкой записывалось в летописи. Для примера: город в вятичских землях Рязань татары в XIII в. штурмовали неделю, Козельск и того больше – 7 недель, а столицу Руси того времени Владимир – 3 дня. Хотя вятичи между собой войн не вели, но не могли они жить одной семьей и постоянно делились на мелкие ватаги. Вождей избирали на общем сходе племени, последнее слово – за старейшинами. Если Деды не велят, то быть по сему. Вожди между собой на общий совет собирались и решали все вопросы, ни дать ни взять – Совет атаманов. Сами о себе Вятичи книг и летописей не оставили. Почему? А много казаки сами про себя пишут? Все про них и какие-то посторонние люди. Вот что пишет о Вятичах, монах из Киево-Печерской лавры в нач. XII в. в «Повести Временных лет». «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое, и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними, имели по две и по три жены. И если кто умирал, то делали по нем тризну, а затем делали большую колоду (костер) и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столпах при дорогах, как делают и теперь еще Вятичи». Столп – это небольшой сруб без окон на высоком пне, избушка на курьих ножках. И сейчас мы ставим на путях памятные кресты. И чего в жизни наших предков, даже в злопыхательском изложении, противоречит нашей душе? Не уму, душе.


Дедилово. Церковь Праскевы Пятницы, стоит на месте битвы 1552 г.


Вятичи жили в лесах, занимались земледелием, но с годами истощалась земля и нужны были новые участки. И вот, наиболее ретивые решились осваивать степь. Ученые не так давно провели археологические разведки на тему: время и глубина экспансии в Дикое поле. Они нанесли на карту границы лесов в Тульской области и циркулем прочертили линию на расстоянии 30 км. Почему 30 км, а это дневной путь обоза, а на ночь ему нужно где-то укрыться, вот городки и ставили. И точно, есть поселения вятичей, провели еще одну линию – ещё поселения, еще одну – тоже есть, а когда провели ещё и ещё, ничего не оказалось. Другими словами, Вятичи более чем на 100 км углубились в Дикое поле и занимались земледелием. Но в степи, в отличие от леса, жизнь и война совсем другие. И если ты не приспособишься, то не выживешь, а Вятичи выжили.

Лаврентьевская и Никоновская летопись рассказывают, что в 1146 г. вождей вятичей собрали на совет в Дедославле, прежде бывший славный город Дедилов, ныне с. Дедилово. Но вождей абы где не соберешь, мы знаем, что Вятичи традиции больше жизни хранили, об их упрямстве и воинственности легенды складывали. Дедославль, значит, должен быть местом традиционного их сбора. Как правило, они собирались на какой-нибудь религиозный праздник, а значит, здесь должно быть и святилище. Для этого Дедилов – идеальное место. Река в Дедилове – Шиворонь, а Живоронью в стародавние времена называли жаворонка и была это священная птица, которая души славян после смерти в райские кущи уносила. Здесь же в Шиворонь с юга, с Дикого поля впадает река Олень. Олень – тоже священное животное, и такими именами не разбрасывались.


Дедилово. Разоренная братская могила 1552 г. на вершине холма Покровка.


На слиянии рек есть холм, называют его Оленка, здесь до 1932 г. на церковные праздники народные гулянья были, а на другом берегу Олени в поле высокий курган был насыпан. А рядом ещё священное место – Ямские кусты, там на поверхность выход известняка, и в нем нашли скелет со связанными витым медным браслетом руками и тоже до 32 года по занными витым медным браслетом руками и тоже до 32 года по большим праздникам тут проходили народные гуляния. А рядом, в поле находится Святой ключ, Святым он был показан и на картах XVIII в. На северном берегу тоже есть высокий холм, сейчас он Покровкой называется. Когда летом 1552 г. наша кавалерия настигла тут войска крымских татар, которые от Тулы отступали, то два с половиной часа была тут битва. После этого своих погибших товарищей похоронили на вершине высокого холма и рядом поставили церковь Покрова Пресвятые Богородицы. И у того кургана кости наших воинов валяются. Находили там и анкалпионы – кресты нательные, которые казаки до XVI в. носили, и косы волос человеческих сантиметров по 30 – это браты наши Запорожские свои хохлы, т. е. чубы в косы заплетали, но потом мода изменилась.


Дедилово. Святой ключ на реке Троена


Археологические находки там датированы V в. до н.э. (попадаются греческие монеты III в. до н.э.) , X-XII вв. н.э., ну и начиная с XVI в. Церковь Покрова Пресвятые Богородицы снесли еще в XVIII в., а название и разоренная могила остались. А на месте битвы была поставлена церковь во имя Св. Муч. Праскевы нарекомые Пятницы, она и сейчас стоит. И была та церковь приходской Луговой казачьей полуторасотни. Над братской могилой наших погибших воинов была поставлена церковь Покрова Пресвятые

Богородицы. 2 октября 1552 г., как раз на праздник Покрова, был решительный штурм Казани. Казаки первыми ворвались в город и бились отчаянно, город был взят, а Царь Иван Грозный за помощь и проявленный героизм пожаловал казакам в вечное владение Тихий Дон со всеми его притоками. Именно после этого Покров стал почитаться у казаков как особый казачий праздник, и после похода над братской могилой была поставлена именно казачья церковь. В поверженном городе Казани была поставлена церковь во имя Николы Тульского, в память подвига туляков при отражении набега Дивлет-Гирея, которая действует до сих пор. Место на Покровке, где курган, называется Старым городищем. И приезжали сюда на праздник и Совет вожди и атаманы тех времен. Гуляли, вопросы решали, а потом по своим племенам разъезжались. Так как Дедиславль стоял на краю леса, то и приезжали сюда вожди тех вятичей, которые в Диком поле обжились.

Но вернемся к Вятичам. Централизованная Русь укреплялась, чего не скажешь о разрозненных Вятичах. И в XII в. Вятичские земли поделили между собой Рязанское и Черниговское княжества, которые начали насильно водить свои порядки. Те Вятичи, которые жили в лесах, ушли еще дальше в лес и их только через 400 лет при Иване Грозном обнаружили на земле, которая называется Вятка. А те, которые жили в Диком поле, что, просто сдались? Не думаю. Они были еще более резкие и решительные люди и тоже ушли. Степь для них уже была, как дом родной. Чем не казаки? Уж не о них ли упоминают путешественники того времени, видевшие славян в татарских станах и землях. Через более чем 300 лет в 1444 г. есть в летописи упоминание о первом бое с участием казаков. И было это в Рязанском краю, в землях Вятичей, когда татары напали на рязанский городок, в тыл им ударили казаки на… лыжах. На происхождение казачества есть и другие точки зрения, но это уже другая тема.

Дедославль после XII в. исчез, но в 1552 г. после разгрома Девлет-Гирея и взятия Казани, в Диком поле, у реки Шивороны был поставлен новый город и назван Дедилов. Это был первый город, построенный в Степи, единственный сохранившийся оборонный комплекс XVI в. Там более 150 лет Передовой полк стоял. И ни разу Дедилов не был взят врагом, хотя каждый год пытались. Только в Великую Отечественную после жестоких боев, в которых, наряду с войсками, участвовала милиция и местное население, он со второго раза был взят фашистами, а при отступлении в декабре месяце почти весь сожжен. Но он не стал местом Воинской славы, зато другие места, которые без боя, что наши, что немцы сдали – стали. И вообще, Дедилов мне напоминает старого воина, который сделал всё, что мог, потомки и окружающие забыли про него, а ему совестно напоминать о своих заслугах и больно от забвения их, и он понимает, что это беда не его, а его потомков. Неблагодарность верно называется черною.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Казачество Тульского края"

Книги похожие на "Казачество Тульского края" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александр Лепехин

Александр Лепехин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александр Лепехин - Казачество Тульского края"

Отзывы читателей о книге "Казачество Тульского края", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.