» » » Шайзада Тохтабаева - Художественный войлок казахов


Авторские права

Шайзада Тохтабаева - Художественный войлок казахов

Здесь можно купить и скачать "Шайзада Тохтабаева - Художественный войлок казахов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Визуальные искусства, издательство LA GRÂCE440e479f-107e-11e7-a862-0cc47a545a1e. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Художественный войлок казахов
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Художественный войлок казахов"

Описание и краткое содержание "Художественный войлок казахов" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена ведущему виду декоративно-прикладного искусства казахов – кошмовойлочному искусству. В книге-альбоме иллюстрируется все разнообразие наиболее характерных и типичных войлочных изделий, преимущественно из фонда Государственного музея искусств им. А. Кастеева Республики Казахстан, а также областных историко-краеведческих музеев республики. В текстовой части работы в научно-популярной форме изложены материалы многолетних полевых экспедиций автора и результаты его исследований с применением комплексного и системного анализа.






Кроме этого, были войлочные разнообразные чехлы, сумки, вещи хозяйственного назначения – тен, сандык кап, шамадан кап, аяк кап, кереге кап, каршын, кесе кап, шайнек кап, чайные скатерти – шай кииз, мешок для соли – тузбаспак, руковицы для казана – туткыш и т. д.

Для домашних животных изготовлялись войлочные попоны для верблюда туе жабу, лошади – ат жабу, а также покровы для скота от простуды – жабык бауыр киизи, чехлы желин кап для вымени скота во избежание простуды, намордники (дублированные прочной тканью) для козленка ешки мурундык, чтобы сохранить ценное для здоровья молоко козы. В ходу были треугольные войлочные амулеты тумар с зашитыми черными камнями, их подвязывали к шее удойных коров и верблюдиц от сглаза [18, с. 100].

Войлочные элементы использовались также в транспортных средствах, смягчая трение об кожу коня деревянных, металлических частей. В частности, в конском снаряжении из войлока изготовляли потник терлик, размещаемый под кожаным подседельником токым. В свою очередь, подседельник дублировали с внутренней стороны войлоком, на который по горизонтали пришивали толстый войлочный шнур, обеспечивавший снаружи существенный рельеф – желдик, удобный для упора ленчиков седла. Войлоком дублировалась внутренняя сторона хомута – камыт киизи, а также нижняя затягиваемая часть – ершик киизи. В зимнее время мужчины, уезжая на охоту, утепляют сани войлоком. В прошлом казахи свои деревянные повозки покрывали войлочными полотнами куйме киизи.

Этот материал использовался даже в боевых действиях. Казахские воины мокрым войлоком тушили ядра и бомбы при осаде крепостей [19, с. 88].

В данном труде будут рассматриваться не все войлочные изделия, а лишь те, которые имеют декоративное содержание.

Материал и техника кошмоваляния

Для изготовления войлока казахи преимущественно использовали шерсть, состриженную с овец осенью – кузем жун, которая была немного клейкой и хорошо сваливалась, тогда как весенняя обычно использовалась для ткачества. Овечья шерсть, чешуйчатая структура которой состоит из ости, переходных волокон и пуха, обладает замечательными прядильными и валяльными свойствами. Само руно характеризуется великолепными данными: тониной, извитостью, длиной, прочностью, растяжимостью, упругостью, жесткостью и, одновременно, пластичностью и эластичностью. При достаточной влажности, необходимой температуре и в результате механических воздействий волокна шерсти, взаимодействуя друг с другом, переплетаются и сокращаются, что способствует образованию войлока. У овечей шерсти богатые колористические оттенки – от белого, молочного, рыжего и коричневого до черного цвета. После промывки она обладает приятным запахом и блеском. Все эти качества обусловили использование ее в тканом и валяльном деле. Наиболее ценной является мериносная шерсть казахской эдильбаевской и каргалинской породы овец. Шерсть этих животных очень тонкая, длинноволокнистая и волнистая, она обеспечивает наибольшую плотность, прочность при валянии, в отличие от других сортов шерсти, более рыхлых по структуре, в связи с чем быстрее приходящих в негодность.

Мастерицы никогда не добавляли верблюжью шерсть для изготовления войлочных ковров, так как верблюд осмысливался как сакральное животное, поэтому на его шерсть нельзя было наступать. В сознании казахов она обладает магическими (защитными, целебными) свойствами, а также плодородными [20, с. 129, 128]. Из верблюжей шерсти пряли армячину для халатов, что высоко оценивалось не только среди казахов, но и среди оседлых народов.

Для выделки ковров казахи использовали шерсть как натурального цвета, так и цветную. При этом мастерицы достигали художественного эффекта как за счет использования контрастных цветов, так и родственных. Для окраски овечьей шерсти применялись натуральные красители, добываемые из различных растений и минеральных солей [21, с. 206–213].

Для окраски шерсти в некоторых сельских местностях сих пор собирают гармалу обыкновенную, приговаривая: «Адыраспан бизди сизге жиберди, Омар оспан – пир адыр» (Гармола, к Вам нас послал святой Омар – адепт мусульманской веры), затем её кипятят, процеживают и добавляют в краситель.

Казахские мастерицы применяли в качестве красителей корни конского щавеля, которые при добавлении виннокислой соли образовывали желтый цвет, а при добавлении железной протравы – черный цвет. Корни песчаной акации обеспечивали желтый цвет, а обыкновенные верблюжьи колючки тиккен, в зависимости от концентрации, могли окрасить сырье в разные оттенки: от желтого цвета до светло-коричневого.

Хвощ полевой давал сероватый и желтоватый цвета. От дикого черного паслена каракат, в зависимости от его густоты, можно было получить коричневый, серый, зеленоватый, синий и голубой цвета. Краситель индиго, приобретаемый на ярмарках, окрашивал шерсть в синий цвет. Использовали также сок граната для получения красного цвета, а из его корок получали золотисто-желтый краситель. Зеленая оболочка грецкого ореха окрашивала сырье в зеленый цвет, а листья этого дерева – в светло-коричневый. Применяли также траву кермек (ушковиднолистную), с помощью корней которой можно было получить разнообразные цвета: желтый, черный, серый, зеленый, розовый. В ходу были также корни и стебли хны для получения красного цвета.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Художественный войлок казахов"

Книги похожие на "Художественный войлок казахов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Шайзада Тохтабаева

Шайзада Тохтабаева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Шайзада Тохтабаева - Художественный войлок казахов"

Отзывы читателей о книге "Художественный войлок казахов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.