» » » » Виктор Киркевич - Киев для романтиков


Авторские права

Виктор Киркевич - Киев для романтиков

Здесь можно купить и скачать "Виктор Киркевич - Киев для романтиков" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство ЛитагентФолио3ae616f4-1380-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Виктор Киркевич - Киев для романтиков
Рейтинг:
Название:
Киев для романтиков
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-966-03-7452-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Киев для романтиков"

Описание и краткое содержание "Киев для романтиков" читать бесплатно онлайн.



Новая книга Виктора Киркевича «Киев для романтиков» несомненно вызовет у читателей интерес. Автор вложил в нее свои поистине энциклопедические знания о Киеве, его знаменитых улицах, домах и жителях. Он с увлечением рассказывает об Андреевском спуске и Аскольдовой могиле, киевских святых местах и Лысых горах (местах сборищ нечистой силы), а их, как известно, в Киеве целых четыре, о Владимирской улице и Верхнем городе, о Печерске и Липках, о советском прошлом города и его настоящем, пересыпая свой рассказ киевскими легендами и преданиями, историческими и просто анекдотами, историями своего знакомства с приезжими или жившими в столице Украины знаменитостями: писателем Виктором Некрасовым, кинорежиссером Александром Сокуровым, художником Ильей Глазуновым и многими другими.

Издание иллюстрировано старинными почтовыми открытками из собственной коллекции автора, которые позволяют увидеть, как изменился за последнее столетие Киев.






Харламов в очередной раз совершил сенсационную находку. Он нашел останки Юрия Долгорукого! Это подтвердили исследования, доказавшие, что это костяк суздальского князя. Он хранился в фондах экспедиции, завернутый, как и принято, по бедности наших гуманитарных наук, в газету, и находился в индивидуальном ведре, так как иного места хранения в отечественной археологии не предусмотрено.

Во время празднования 850-летия Москвы начались публикации и неприличная возня вокруг останков князя. Особенно отличился корпункт газеты «Известий» в лице их собственного корреспондента. С легкостью появились лживые сообщения, что киевляне хотят то ли разрушить надгробие, то ли продать, то ли уничтожить останки «основателя Москвы». К большому сожалению, Харламова уже не было в живых, а то он обратился бы к мэру Москвы Лужкову с предложением приобрести «останки основателя Москвы». Хотя, зная характер «московского головы», не думаю, чтобы тот расщедрился. У великих людей великие иллюзии. С окончанием юбилея все затихло и об останках князя просто забыли: и у нас, и тем более у «старшего брата».

Выдубицкий и Ионовский монастыри

Не обольщайтесь, читатель, я не полностью погрузился в старый «Кіевъ». Нет, меня, человека средней социальной и духовной формации, интересуют не только «преданья старины глубокой», но и вчерашний, а еще более – сегодняшний день. Размышления утомленного романтика касаются всех временных наслоений моего горячо любимого Города. Я певец не только подворотен, но и дворцов. Но в них меня больше интересует не их архитектурный стиль и его анализ, а то, кто в них жил и какие поступки совершал. При этом обойдусь без нудной назидательности о праведности их жизни. У меня есть свои предпочтения, кое-кого я прощаю, а кого-то никак не могу. Особенно, когда это касается современников. Для полного прощения им всем нужно пройти суд Господень. А он для совершивших преступления перед Городом и его обитателями не за горами. Мне с юности присущи любование минувшим и грезы о будущем. И мне по душе многовековая святая обитель Выдубицкого монастыря. Поэтому к ней и направимся.


Выдубицкий монастырь. Михайловская церковь.

Рисунок Т.Г. Шевченко. Открытка 1910-х годов


Молодежь часто бывает на набережной Днепра у памятника «Основателям города Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и сестре их Лыбеди». В то время он выгодно отличался от навязанного КПСС назидательного официоза. Автор этой весьма эффектной композиции В. З. Бородай. С установлением знака в 1982 г. это чудесное место сразу понравилось новобрачным, которые после росписи в загсе приезжают сюда в свадебных нарядах, кладут цветы и фотографируются. Но если есть несколько часов до вечерних торжеств и можно оторваться от молодых, то отсюда пешком необходимо пройтись к моему любимому, очень древнему Выдубицкому монастырю. Дорога проходит вдоль берега Днепра по парку, который носит имя В. М. Примакова – военного деятеля, бывшего советником в Китае, о чем он написал интересные воспоминания. Ему в 1970 г. поставили памятник (скульптор Ф. Коцюбинский), где Виталий Маркович в форме червонных казаков, которыми командовал. Это место выбрано не случайно, потому что в январе 1918 г. именно тут по льду и прошло в Киев его подразделение. Что пришлось пережить после этого моему городу, я рассказал в ряде своих книг. Здесь об этих трагических днях кровавого своеволия красных не хочется вспоминать. Хотя я заметил – думаешь, что пишешь повесть или роман, а потом выясняется, что это всего лишь диктант. Поэтому по возможности избегаю повторов.

В исторической местности Зверинец расположен один из самых древних монастырей – Выдубицкий. Ослепляющая белизна стен, голубые и золотые купола вместе с пышной зеленью склонов природного амфитеатра придают ему какой-то особый, неповторный, без преувеличения можно сказать, сказочный облик. Поэтому и любили его рисовать художники, а шедевром национального искусства стал офорт Т. Шевченко «Выдубицкий монастырь в Киеве» (1844).

Название Зверинец происходит от больших звериных ловов, которые проводились здесь в древности. Этому есть логичное объяснение: здесь речка Лыбедь впадает в Днепр, при этом уменьшается скорость течения, – песок создал отмель. На мелководье звери ловили рыбу, приходя на водопой, а здесь их поджидали охотники. Происхождение названия «Выдубицкий» объясняется по легенде Иннокентия Гизеля, приведенной в «Киевском Синопсисе»: «Когда Перуна скинули с капища, то он был мореного дуба, щедро украшенный драгоценностями. Его волочили по Боричеву спуску, а потом скинули в воды Днепра. Он притонул, плывя по течению, не видный на поверхности. Язычники, разъяренные надругательством над своим богом, бежали вдоль берега и кричали: «выдыбай, боже, выдыбай, боже!» Он на отмели у Зверинца и вынырнул, то есть выдыбал. Отсюда и название Выдубичи». Некоторые киевоведы отрицают эту версию, считая, что название местность получила от Выдубицкого ручья.

Трудно представить, но именно здесь в те далекие времена Днепр подступал к самим постройкам. Поэтому там, где раскинулась река, было больше островов и отмелей, и перевоз имел важное оборонное значение. Во все времена монастыри считались не только духовными, но и военно-стратегическими твердынями.

Выдубицкий монастырь стал отчим для княжеской династии Мономаховичей. По преданию, в 1070 г. князь Всеволод Ярославич, когда его на охоте поранил медведь, лежал в своем Красном дворе, что возвышался над Зверинцем. Он дал обет, что если поднимется с постели, то поставит церковь в честь семейного защитника Рюриковичей – архистратига Михаила.

Может быть, это красивая легенда, но князь, выздоровев, заложил церковь, а она пришлась по душе людям. Принято считать, что ее строили в два этапа, поэтому и закончили строительство в 1088 г., но Днепр через столетие подступил к самому храму, угрожая обрушением. Тогда князем Рюриком Ростиславичем был приглашен зодчий Петр Милонег, который соорудил подпорную стену. Для современников произошло величайшее событие – человек остановил стихию, то есть стал преобразователем природы, что вызвало всеобщее восхищение, оставив имя мастера знаменитым на века. На торжества освящения стены в 1199 г. приехал князь Рюрик Ростиславич с княгиней, с сыновьями Ростиславом и Владимиром и дочкой Предславою. Таким образом, непопулярный в народе правитель Руси надеялся вернуть себе расположение киевлян. В честь открытия стены князь сотворил пир немалый и трапезу, а речь игумена Моисея, в которой подчеркивалась ее грандиозность, вошла полностью в летопись. Петр Милонег был придворным архитектором и любимцем князя, поэтому его творческая биография протекала весьма счастливо. Кроме подпорной стены им построен собор Апостолов в Белгороде под Киевом (1197), церковь Василия на Новом княжеском дворе в Киеве (1197) и другие сооружения, о которых сведения не дошли. Так как Милонег был единственным архитектором с указанным именем, то ему приписывали все удачные постройки конца ХІІ в. Замечу, что в последующие столетия и по сей день эта традиция сохраняется! Группа архитекторов, разработавшая проект, ставит во главе списка своего начальника, а потом слова «и др.».

В нише западного фасада Михайловского собора установлена мемориальная доска в честь Милонега. Она первой увековечила память легендарных героев далекого прошлого. Автор ее – скульптор Валентин Борисенко. К сожалению, многочисленные поиски хотя бы фундаментов стены никаких результатов не дали, поэтому нет возможности даже представить формы этого уникального сооружения.

Днепр все-таки подмыл и обрушил восточную часть храма. Восточная часть остается в формах XI ст., поэтому, когда в 1580-х гг. подпорной стены уже не было, апсида собора рухнула, и при святом митрополите Петре Могиле ее отстроили в дереве. Деревянная пристройка существовала до пожара 1760 г., когда пострадал весь собор. Его возобновили в барочных формах через десятилетие по проекту М. Юрасова, частично восстановив северную и южную стены, полностью отстроив восточную сторону с тремя апсидами, тогда же появились новые своды и купол, а также и второй этаж, на который вели ступени древней башни. Таким образом, получилось две церкви разных эпох на двух уровнях.


Выдубицкий монастырь. Михайловская церковь, Георгиевский собор. Колокольня.

Фотооткрытка 1910-х годов


Михайловский собор – выдающийся памятник давнего зодчества, построенный в технике смешанной кладки. От собора осталась лишь западная часть, формы восточной определяются лишь по фундаментам. Вначале храм был трехнефным, шестистолпным, крестово-купольным, вытянутым по оси восток – запад. Вскоре был пристроен нартекс с башней на северной стороне, где и сохранились ступени с летописных времен. Стены собора оживляют пилястры, которые отражают разделение внутреннего простора столпами и системой креплений. Площадь фасадов прорезают узкие окна в два яруса, имеющие двухступенчатое обрамление. Давняя кладка осталась на высоте до нового карниза, поэтому фасад Михайловского собора обновлен в 1974–1981 гг. под наблюдением опытного знатока древнего зодчества В. Холостенко. Выполненная реконструкция свидетельствует о высоком мастерстве реставраторов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Киев для романтиков"

Книги похожие на "Киев для романтиков" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Виктор Киркевич

Виктор Киркевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Виктор Киркевич - Киев для романтиков"

Отзывы читателей о книге "Киев для романтиков", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.