» » » Софья Бенуа - Александр Александров. Ансамбль и жизнь


Авторские права

Софья Бенуа - Александр Александров. Ансамбль и жизнь

Здесь можно купить и скачать "Софья Бенуа - Александр Александров. Ансамбль и жизнь" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Музыка, танцы, издательство ЛитагентАлгоритм1d6de804-4e60-11e1-aac2-5924aae99221, год 2017. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Софья Бенуа - Александр Александров. Ансамбль и жизнь
Рейтинг:
Название:
Александр Александров. Ансамбль и жизнь
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2017
ISBN:
978-5-906947-18-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Александр Александров. Ансамбль и жизнь"

Описание и краткое содержание "Александр Александров. Ансамбль и жизнь" читать бесплатно онлайн.



Александр Васильевич Александров – композитор, создатель и первый музыкальный руководитель Академического дважды Краснознаменного, ордена Красной Звезды ансамбля песни и пляски Российской армии. Сочетая в своем ансамбле традиции российского бытового, камерного, оперного, церковного и солдатского пения, он вывел отечественное хоровое искусство на международную профессиональную сцену. Мужской полифонический хор с солистами, смешанный оркестр, состоящий из симфонических и народных инструментов, и балет ансамбля признаны и остаются одними из лучших в мире. За время своего существования ансамбль Александрова был с гастролями более чем в 70 странах. По его образцу в России и за рубежом создан и работает ряд военных музыкально-хореографических ансамблей.

Из новой книги известного автора Софьи Бенуа читатель узнает о жизни выдающегося музыканта, об истории создания ансамбля и о жизни мирового коллектива с 1928 года до трагических событий в ночь на 25 декабря 2016 года.






Как и по месту прежнего жительства, Александров устраивается преподавать музыку в железнодорожное училище, что дает ему возможность бесплатного проезда. Подобная меркантильность неудивительна: талантливый исполнитель понимает, что должен завершить высшее образование, а сделать это можно не в Твери. В итоге, несмотря на занятость, Александров возобновляет занятия в консерватории – на этот раз в Московской. С этого момента долгих пять лет он крутится в заведенной им самим круговерти: работает днем в Твери, чтобы ночью ехать в Москву на занятия в консерваторию, а после вновь вскочить в поезд и вернуться. И так день за днем… День за днем…

Глава 5

Москва. Консерватория с итальянским оттенком звучания

Поездки в Москву начались в 1908-м. Александр Васильевич занимается по классу композиции Сергея Василенко и по завершении обучения в 1913 году получает большую серебряную медаль. Всего несколько слов скажем об этом удивительном человеке, который повстречался на творческом пути нашего героя. Российский и советский композитор, дирижер и педагог; профессор Московской консерватории свыше 40 лет; народный артист РСФСР (1940); доктор искусствоведения Сергей Никифорович Василенко стал причастен миру профессиональной музыки только благодаря встрече с композитором П. И. Чайковским. Тогда же, в 1895 году, оставив Московский университет, где он учился на юридическом факультете, он поступает в Московскую консерваторию. А уже в 1907 году получает место профессора оркестровки и композиции в Московской консерватории; работал на этой должности до последних дней своей жизни. С 1918 года – организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925-м принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с Мухтаром Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории, как утверждает энциклопедия, воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов, П. И. Сеница, М. Абдраеви другие.



Николай Петрович Осипов (1901‒1945) и Сергей Никифорович Василенко (1872‒1956)


Выйдя из класса Василенко, Александров до 1916 года продолжает обучение в консерватории по классу пения в классе профессора Умберто Мазетти. Его называют одним из выдающихся педагогов, знатоком вокальной техники, тонким и глубоким музыкантом, сумевшим снискать уважение и любовь своих учеников, в которых он умел раскрыть самобытность дарования, особенности таланта, наиболее выразительные черты голоса будущего певца[4].

Вне всяких сомнений, наставничество Мазетти сыграло свою роль в дальнейшем становлении Александрова как выдающегося хормейстера, композитора, педагога.

Справочники сообщают нам[5], что Умберто Мазетти (1869–1919) – итальянский вокальный педагог, певец (лирический тенор), профессор Московской консерватории. Родился в Болонье; учился в Болонской Консерватории по классу фортепиано и композиции. Написал несколько опер, симфоний, которые исполнялись в Болонье и Риме под управлением автора. Его перу принадлежит цикл романсов. Выступал он и как камерный певец. Среди его учеников в Италии – Риккардо Страччари, Фернандо Карпи, Гея дела Гаризенда, Пелличиони, Я. Рубинштейн (сын А. Г. Рубинштейна).

С 1899 года жил в России, куда был приглашен и где стал одним из ведущих профессоров Московской консерватории (1899–1919). Первые годы по приезде в Москву, не зная русского языка, объяснялся с учениками только на французском и итальянском, что не мешало ему преподавать. Быстро овладев русским языком, стал одним из крупнейших вокальных педагогов своего времени, воспитавшим плеяду выдающихся русских певцов и педагогов. Среди его учеников в России – В. В. Барсова, А. Л. Доливо, М. Г. Гукова, К. М. Квитницкая, Н. П. Кошиц, М. М. Куренко, А. В. Нежданова, Н. А. Обухова, В. М. Политковский, Р. А. Романов-Добржанский и другие.

Особенное внимание в своей работе с учениками он уделял «атаке» звука, созданию правильного мысленного образа для воспроизведения звука, системе правильного дыхания, естественности звучания голоса, его выразительности и эмоциональной культуре исполнения. Органично соединил стилевые особенности русской вокальной школы с итальянской культурой владения певческим звуком. Не кажется ли вам, дорогие читатели, что главное детище всей творческой жизни Александрова – Ансамбль красноармейской песни, он же Ансамбль песни и пляски Российской армии – стал логичным продолжением именно этой школы, в которой приоритет отдавался «атаке» (слово-то какое военное) звука?!

Когда началась Первая мировая война, Мазетти не уехал в Италию. Несмотря на ужасающие условия жизни, он продолжал занятия, обучая своих учеников вокалу. Умер 27 апреля 1919 года в Москве от оспы.



Умберто Мазетти (1869‒1919)


После окончания Московской консерватории Александрова приглашают работать в Москву, и Александр Васильевич вместе с семьей покидает Тверь – город, где воплотилось столько планов и где юные ученики по-прежнему посещали организованную им музыкальную школу (впоследствии преобразована в музыкальное училище).

Глава 6

Из храма Христа Спасителя – преподавать, дирижировать, сочинять…

В 1918 году Александр Васильевич был приглашен Патриархом Тихоном регентом в храм Христа Спасителя, где он и проработал до 1922 года. Александров стал последним регентом храма Христа Спасителя.

В том же 1918-м он становится преподавателем Московской консерватории по музыкально-теоретическим дисциплинам. Педагогическая деятельность прежних насыщенных лет пригодилась как нельзя кстати – помимо вышеозначенного он начинает преподавать дирижерское мастерство, ведет специальный хоровой класс. И вот уже спустя четыре года утвержден в звании профессора Московской консерватории.

В 1918 году Александров начинает работать дирижером-репетитором в хоре Большого театра, а в детском хоре театра начал свою профессиональную карьеру и его сын Борис. Добавим, что, закончив школу, он поступит в Московскую консерваторию в класс композиции, которым руководил Р. Глиэр.

Удивительный человек наш Александр Васильевич! Несмотря на все житейские трудности (стоит только вспомнить, какое тогда было время и что творилось в стране!), он успевает еще работать и хормейстером в нескольких московских театрах. Но и это ведь не все! Александров по-прежнему предан композиторскому вдохновению; в начале 1920-х годов он обрабатывает песни: «Вниз по матушке по Волге», «Горы вы мои», «Утушка луговая», «Ах, не одна во поле дороженька», «Волынка», «Ехал пан», которые становятся популярными. Но в этом – веяние времени и насущная потребность самовыражения если не через разудало-революционное, то хотя бы через народное, классическое. Хотя еще вчера было им написано иное: концерт для хора в четырех частях, поэма «Христос воскресе» для хора, оркестра, органа и солистов, соната для скрипки и фортепиано, ряд духовных песнопений… К счастью, это наследие не пропало: в наши дни в репертуаре ансамбля Российской армии особое место занимает программа, составленная из духовных сочинений основателя этого легендарного коллектива.


Пожалуй, двадцатые-тридцатые – самые насыщенные годы жизни А. В. Александрова, о чем свидетельствуют биографические справочники и музыкальные энциклопедии[6]. Судите сами.

В 1919–1930 годах Александров – преподаватель композиции и хорового пения Музыкального техникума имени А. Н. Скрябина (ныне Академическое музыкальное училище при Московской консерватории), одновременно, с 1919-го – помощник руководителя 2-й группы Первого государственного хора, в 1921–1923-м (в 1926–1930-м – дирижер) – Государственной хоровой капеллы (ныне Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова), хормейстер Камерного театра (1922–1928), консультант Государственного оперного театра имени народного артиста Республики К. С. Станиславского и Музыкального театра имени народного артиста Республики В. И. Немировича-Данченко (ныне Московский академический музыкальный театр имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко) (1928–1930) (все в Москве). В конце 1930-х годов выступил инициатором создания детского коллектива, известного впоследствии как ансамбль песни и танца имени Локтева.


Что же касается Московской консерватории, с которой были связаны долгие годы преподавания…

С 1918 года Александров – преподаватель (сольфеджио, полифония, дирижерское и хоровое мастерство), в 1926–1929-м – вел хоровой класс на инструкторско-педагогическом факультете, в 1932–1934-м – заведующий хоровой кафедрой, с 1940-го – декан дирижерско-хорового факультета, с 1942-го – декан объединенных дирижерско-хорового и музыкально-педагогического факультетов Московской консерватории (с 1922 года – профессор). Среди его многочисленных учеников – К. Б. Птица, В. Г. Соколов, Д. Б. Кабалевский, К. П. Кондрашин и др.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Александр Александров. Ансамбль и жизнь"

Книги похожие на "Александр Александров. Ансамбль и жизнь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Софья Бенуа

Софья Бенуа - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Софья Бенуа - Александр Александров. Ансамбль и жизнь"

Отзывы читателей о книге "Александр Александров. Ансамбль и жизнь", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.