» » » » Коллектив авторов - Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки


Авторские права

Коллектив авторов - Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Русский фонд содействия образованию и наукеbb8722ec-1531-11e7-9b47-0cc47a5203ba, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки
Рейтинг:
Название:
Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-91244-179-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки"

Описание и краткое содержание "Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки" читать бесплатно онлайн.



Авторский коллектив – сотрудники Института всеобщей истории РАН, Института Африки РАН и преподаватели российских вузов (ИСАА МГУ, МГИМО, НИУ ВШЭ) – в доступной и лаконичной форме изложил основные проблемы и сюжеты истории Тропической и Южной Африки с XV в. по настоящее время. Среди них: развитие африканских цивилизаций, создание и распад колониальной системы, становление колониального общества, формирование антиколониализма и идеологии африканского национализма, события, проблемы и вызовы второй половины XX – начала XXI в. Даны очерки истории 20 стран региона. Прослежены основные этапы отношений между Россией и Черной Африкой. В обширное приложение включены документы общеафриканского значения.

Это первое российское учебное пособие по Новой и Новейшей истории Африки южнее Сахары, написанное коллективом авторов. Предназначено для студентов, учителей, преподавателей вузов и всех интересующихся Востоком. Снабжено библиографическим списком, хронологической таблицей, иллюстрациями и картами.






§ 4. Религии

Разнообразие религий в Тропической и Южной Африке объясняется особенностями исторического развития отдельных регионов. В Восточной, Северо-Восточной и Западной Африке религиозная ситуация и отношение христианского и мусульманского населения, а также жителей, придерживающихся других верований, различаются от страны к стране. Юг Африканского континента представляет собой очень разноликий в религиозном плане регион: здесь можно найти исповедующих почти все мировые религии. Значительная часть населения стран Черной Африки придерживается, в основном в определенных жизненных ситуациях, традиционных местных верований, которые, в свою очередь, могут включать в себя элементы различных религий.

Менее столетия потребовалось для кардинального изменения религиозной ситуации в Африке южнее Сахары. В 1900 г. христиане и мусульмане были религиозными меньшинствами, в то время как основную часть населения составляли последователи традиционных верований. Число мусульман увеличилось с 11 млн в 1900 г. до 234 млн в 2010 г. (что составляет 15 % от общей численности мусульман в мире). За тот же период число христиан увеличилось с 7 млн до 470 млн чел. (21 % христиан в мире). При этом общая численность населения в Африке в целом увеличилась вдвое с 1982 по 2009 гг. и в четыре раза с 1955 по 2009 гг., к 2013 г. население Африки составляло около 1,1 млрд чел. (15 % населения мира).

Христианство. История христианства в Африке насчитывает около двух тысяч лет. С 1 в. и. э. христианство начинает проникать на африканский континент через северные районы – территории современных Египта и Судана. Коптская православная церковь была основана, по преданию, апостолом Марком в 42 г. В начале IV в., при правителе Эзане, христианство становится официальной религией государства Аксум. Тогда же основывается эфиопская ортодоксальная (православная) церковь. С VII в. по мере распространения вглубь Африканского континента ислама (через арабских торговцев-мусульман) позиции христианства значительно ослабевали. Однако с XV в. вместе с европейскими путешественниками и торговцами в Африке появляются католические миссионеры. С середины XIX в. вместе с колониальной экспансией миссионерская деятельность резко активизировалась. Римско-католической церковью создаются специальные ордена и миссионерские общества (Белые отцы, Общество африканской миссии и др.). Несмотря на усилия христианских миссионеров по лечению больных и обучению местного населения грамоте, успеху христианизации африканцев в значительной степени мешала рознь между отдельными направлениями христианства. Немаловажное значение имела «практичность» традиционных африканских религиозных представлений, их неразрывная связь с общественным устройством и противостояние новой религии, которая предпринимала попытки разрушить привычное мировосприятие. Более того, связь новой для африканцев религии – христианства – с рабовладением, работорговлей и колониализмом была очевидной.

К 1910 г. только 9 % населения Африки было христианским, из них 80 % христиан приходилось на Эфиопию, Южную Африку, Египет и на Мадагаскар. К 1970 г. численность христиан в Африке возросла до 38,7 %, в 2010 г. достигла 48,3 % общей численности населения. С 1970 г. по 2010 г. общая численность христиан в Африке возросла с 44,9 млн до 197 млн чел. На Юге Африки христианство упрочивает свои позиции. Мусульманское сообщество в основном представлено иммигрантами и их потомками, а также потомками привезенных сюда из мусульманских стран рабов (так называемыми «капскими малайцами» или «цветными»). Численность христиан в Южной Африке возросла с 78 % населения в 1970 г. до 85 % в 2010 г., с ожидаемым приростом до 90 % к 2020 г.

В настоящее время последователи англиканской церкви и протестанты составляют большинство среди христиан главным образом в Нигерии, католики – в Демократической Республике Конго, ортодоксальные христиане в Эфиопии. По общей численности католики составляют наибольшую часть христианского населения стран Африки.

Христианство в Черной Африке отличается многообразием форм исповедания: от древних форм восточной ортодоксальной церкви в Эфиопии и Эритрее до сравнительно недавно учрежденных афрохристианских синкретических религий.

Афрохристианство. Они представляют собой организации, которые откололись от западных церквей и создали свою догматику, свои ритуалы, обряды и нарративы, сочетающие традиционные элементы верований и культов с элементами христианства. Афрохристианские церкви и религиозные объединения распространены во всех регионах Тропической и Южной Африки. Эти организации часто были выразителями антиколониальных настроений и являлись своеобразной формой протеста против религиозно-духовного порабощения. Таковы, например, кимбангисты – последователи Симона Кимбангу в бывшем Бельгийском Конго (существует с 1921 г.) или Андре Матсвы в бывшем Французском Конгой др. Некоторые синкретические церкви довольно влиятельны и многочисленны (насчитывают по несколько сот тысяч приверженцев). Синкретические африканские религии возникли в результате взаимопроникновения местных традиционных верований и религиозных убеждений, принесенных извне, – христианства и ислама. В случаях, когда последним не удалось полностью разрушить систему традиционных верований, появлялись синкретические религии с элементами как христианства, так и ислама и местных традиционных африканских верований.

Изначальной целью афрохристианских культов был пересмотр догматов христианства в соответствии с менталитетом и верованиями африканских народов, стремление создать своеобразное «чёрное христианство». Африканцам было непонятно, как принципы равенства, добра и справедливости, провозглашаемые в качестве основных постулатов христианскими проповедниками, могли соответствовать колониальным захватам. Афрохристиане обвиняли белых в искажении Святого писания и полагали, что действительным богоизбранным народом являются чернокожие африканцы. Иерусалим и Священная земля, по их мнению, располагались в Африке.

Ислам. Ислам проник в Африку южнее Сахары двумя путями – с востока и с севера. Из Египта, главным образом усилиями арабских торговцев-кочевников, исламское влияние с XI в. распространялось в трех направлениях: через Красное море в Восточную Африку, по Нилу – в Судан и через пустыню Сахара – на запад. В Восточной Африке связь с мусульманской Аравией была постоянной, развивались торговые отношения, мусульманскими проповедниками распространялись идеи ислама среди местных жителей, детей местной знати посылали учиться в коранические учебные заведения.

С открытием португальцами морского пути вокруг Африки основные центры торговли рабами, слоновой костью и золотом переместились из Центральной Африки на западное побережье. На восточном побережье португальцы уничтожили мусульманские города-государства, стремясь монополизировать торговлю через Индийский океан.

Однако торговые и культурные связи с исламским миром сохранились. Арабский язык по-прежнему использовался в качестве письменного языка, сохранились исламские религиозные братства, продолжали работать мусульманские писцы и законоведы. Ислам не процветал в этих регионах, но продолжал укреплять свои позиции. К тому же среди служащих колониальных войск также были мусульмане.

Немногие африканские правители-мусульмане сопротивлялись колониализму и решались на открытую вооруженную борьбу или хиджру (переселение в области, недоступные колонизаторам). Многие выбирали сотрудничество и приспособление. Приверженцы одного и того же направления ислама в одних странах могли сотрудничать с колониальными властями (например, в Алжире, где так делали члены тариката тиджания, считавшие себя избранными и противопоставлявшие себя ортодоксальному суннитскому исламу), в других противостояли им (та же тиджания в Западной Африке).

В целом политика колониальных властей по отношению к мусульманскому населению была направлена на «усовершенствование» их религиозных взглядов. Под этим подразумевалось указание на ошибочность взглядов мусульман, занимавших антиколониальные позиции, и подрыв народной веры в них. На местах назначались кади (судьи), получившие образование за границей и лояльные колониальной администрации.

Среди мусульманского населения современной Африки распространен главным образом ислам суннитского направления. Суннизм представлен всеми четырьмя мазхабами – религиозно-правовыми школами: маликитским, шафиитским, ханбалитским и ханифитским. Преобладающее большинство мусульман западноафриканских стран придерживается маликитского мазхаба, восточноафриканских – шафиитского, в Южной Африке потомки выходцев с полуострова Индостан являются сторонниками ханифитского, а капские цветные – шафиитского мазхабов. Значительную роль среди мусульман играют суфийские ордена (или братства), которых в Африке насчитывается несколько десятков. Духовные главы некоторых из этих братств оказывают большое влияние на политическую жизнь в ряде африканских стран.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки"

Книги похожие на "Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки"

Отзывы читателей о книге "Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.