» » » Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)


Авторские права

Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)

Здесь можно купить и скачать "Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Русский фонд содействия образованию и наукеbb8722ec-1531-11e7-9b47-0cc47a5203ba, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)
Рейтинг:
Название:
Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-91244-168-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)"

Описание и краткое содержание "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории ислама и первого мусульманского государства, халифата, охватывая период с 570 по 786 г. Читатель найдет в ней объективное и достоверное изложение деятельности пророка ислама Мухаммада, формирования его учения и хода арабских завоеваний, создавших огромную империю от Памира до Атлантического океана, наследие которой живо ощущается до наших дней. Она основана на сведениях ранних мусульманских авторов, надежна как источник сведений, написана простым и ясным языком и может быть интересна как самому широкому читателю, так и специалистам в смежных отраслях востоковедения.






Положение от этого не стало легче. Византийская армия продолжала терпеть поражение от иранцев, прорывавшихся иногда до Босфора, а на западе славяне и авары захватили весь Балканский полуостров. Ираклий взял командование на себя, но это не помогло: в сражении под Антиохией он потерпел поражение и отступил к Константинополю, а персы, продолжая наступление в Малой Азии, вторглись в Сирию и Палестину. Им охотно помогали евреи, мстившие византийцам за кровавую расправу с восстанием 609 г. Персы осадили Иерусалим, который упорно сопротивлялся три недели и был взят благодаря измене одного из евреев, показавшего слабое место в обороне. Ворвавшись в город, персы устроили беспощадную резню, убивая не только защитников, но и женщин и детей. Было убито около 14000 человек, и множество уведено в плен. Среди трофеев, увезенных в Сасанидскую столицу, были и христианские святыни.

В 619 г. персы заняли Египет. Ираклий оказался зажатым в Константинополе между персами и аварами. Положение казалось безвыходным, и Ираклий решил бежать в родной Карфаген, благо византийский флот был хозяином в Средиземном море. Он погрузил на суда имперские сокровища для доставки в Карфаген, но буря потопила эти суда, а константинопольская верхушка во главе с патриархом, не желавшая перевода столицы из Константинополя, удержала его от бегства.

Ираклий попал, казалось бы, в безвыходное положение: не хватало денег на жалование войску, из-за затруднений с доставкой зерна пришлось прекратить раздачу бесплатного хлеба беднякам, однако именно в этот момент он проявил себя энергичным правителем. Заключив перемирие с аварами, Ираклий сосредоточился на войне с персами и начал реформировать армию. Он увеличил численность кавалерии и лучников, сделав ее более мобильной, и перешел в наступление. Одновременно он провел реформу административного устройства Малой Азии, разделив ее на фемы со стратегом во главе. Фемы становились чем-то вроде самоснабжающегося военного округа.

В 624 г. Ираклий во главе новой армии совершил поход на области Армении, подчиненные Сасанидам, в район озера Ван и предпринял рейд на город Гандзак в Азарбайджане[2], где находился главный храм зороастрийцев, и уничтожил его в отместку за Иерусалим.

В 626 г., когда Ираклий в союзе с хазарами осаждал Тбилиси, персидский полководец Шазрвараз внезапно быстрым маршем вышел к Босфору. Одновременно с запада к Константинополю подошли авары. Падение столицы казалось неизбежным. 7 июля авары начали ее штурм с суши и моря, но гарнизон и флот при участии горожан отбили штурм. Раздосадованный аварский хакан тут же снял осаду и ушел. Персидский полководец не пошел на риск переправы через Босфор, имея в тылу армию Ираклия, и отступил.

В конце 627 г. Ираклий снова совершил бросок из Армении на юг, в сторону Ниневии. Стоявшая там двадцатитысячная иранская армия была разгромлена, и 12 декабря Ираклий двинулся на Дасткарту на Дияле. Хосров бежал в Ктесифон, оставив Ираклию сокровища своих дворцов. Ираклий двинулся вслед за ним, но был остановлен недалеко от столицы и удалился в Азарбайджан. Внешняя угроза для Хосрова миновала, но придворная знать, возмущенная позорным бегством шаханшаха, составила заговор, свергла Хосрова и посадила на трон его старшего сына Кавада (Шируйе). 29 февраля Хосров был казнен; Кавад заключил мирный договор, обязавшись вывести войска из Египта и Сирии, вернуть всех пленных и возвратить захваченную добычу.

Летом 629 г. Ираклий направился в Сирию и Палестину, чтобы навести там порядок после хозяйничания персов. Венцом торжеств по случаю освобождения Сирии и Палестины было возвращение в Иерусалимский храм Гроба Господня христианских святынь, увезенных персами, и воздвижение креста на куполе храма. Это событие 14 сентября было увековечено в церковном празднике Воздвижения. Была поставлена завершающая точка в двадцатипятилетней войне. С большими жертвами, с большой кровью был восстановлен статус-кво. Вновь подтвердилось равенство сил двух великих держав.

После великих бедствий трудно было предположить, что поражение пятитысячного отряда византийских войск под Газзой 4 февраля 634 г. от арабов, пришедших из глубины Аравийского полуострова, было прелюдией гораздо больших перемен в судьбах Ближнего Востока.

Аравия на рубеже VI–VII вв.

Аравия – самый большой в мире полуостров, площадью 3 млн кв. км, находясь в тесном территориальном контакте с Византией и Ираном, тем не менее долгое время оставалась в стороне от борьбы двух великих держав, если не считать мелкие государственные образования, появлявшиеся и распадавшиеся на севере полуострова: Набатейское, Пальмирское, Хатрское, а позднее – Гассанидское и Лахмидское. Возникновению государства, которое охватывало бы всю территорию полуострова, препятствовали природные условия.

Аравийский полуостров – гигантский осколок Африканского материка. Западный край этой плиты смят в горные складки, возвышающиеся местами более чем на 3000 м, которые круто обрываются к Красному морю и полого снижаются к востоку. Узкая приморская полоса носит название Тихама, а горные цепи вдоль Красного моря – Хиджаз; южнее 20° с. ш. Хиджаз переходит в горную область Эль-Асир. За ней в гористом южном углу полуострова находится Йемен, а вдоль южного, океанского, побережья тянется Хадрамаут. Обширное центральное плоскогорье Аравии, Неджд, с востока окаймлено невысокой горной цепью Тувайк и дугой широкого (до 120 км) разлома с рядами продольных параллельных уступов, вздыбленных в сторону Неджда и наклоненных в сторону залива. Пространство между ними заполнено песками пустынь Нефуд и Дахна. Узкая полоска Дахны на юге переходит в огромную безжизненную пустыню Руб-эль-Хали («пустая четверть»), не знающую дождей (около 10 мм в год). Молодые горы Аравии тектонически активны, здесь нередки землетрясения и вулканические извержения. Последнее мощное извержение, зафиксированное историками, произошло в 1256 г. около Медины.

Вся поверхность Аравии, за исключением низменной равнинной части на востоке полуострова, изрезана глубокими каньонами древних рек, вади, которые наполняются водой только на несколько часов после дождей, когда по ним несутся мощные потоки (сайл – сель). Крупнейшее из них, ар-Рима (ар-Рума), пересекающее центр Неджда с запада на восток, тянется на полтысячи километров, достигая местами ширины 5–6 км. Дно больших вади ровное, заполненное мелким галечником и песком или глиной. Его можно использовать для орошаемого земледелия, задерживая дождевую воду на обвалованных участках или у устья боковых ущелий. В руслах вади сравнительно высок уровень почвенных вод, и даже в засушливое время можно докопаться до воды. Близость увлажненного слоя определяет и более богатую растительность. Поэтому к большим вади привязываются пути перекочевок и караванные пути.

Климатические условия Аравии VI–VII вв., видимо, мало отличались от современных, с той только разницей, что почти голые ныне горы сохраняли в ту пору древесную растительность, богаче была саванная растительность равнин и, соответственно, богаче животный мир. Страусы, дикие ослы, различные антилопы, львы и гиены – обычные персонажи арабской поэзии того времени. Возможно, что в наиболее безлюдных районах сохранялись еще дикие верблюды. Охота тогда имела гораздо большее значение. Подавляющая часть Аравии получает ничтожное количество осадков – менее 100 мм в год, а примерно 1/6 ее территории, практически не знающая дождей (менее 25 мм), вообще необитаема. Только в Йемене, в зоне муссонных дождей, существовали тропические леса, из которых вытекали небольшие речки. Однако и здесь прибрежная равнина суха и бесплодна, и речки пересыхают в ней в сухое время года.

В Йемене возможно земледелие без искусственного орошения. Многовековым трудом йеменских земледельцев склоны гор были превращены в систему террас, обеспечивающих равномерное распределение дождевой воды, а в предгорных равнинах были созданы сложные ирригационные системы с монументальными каменными плотинами, задерживавшими паводковую воду вади. По уровню интенсивности земледелия Йемен можно поставить в один ряд с такими древними ирригационными цивилизациями, как Месопотамия и Египет.

В этой части полуострова, составляющей всего около 8 % его территории, концентрировалась по крайней мере половина его населения, то есть около 3,5 млн оседлых жителей, горожан и земледельцев. Здесь насчитывалось не менее десятка крупных городов с населением 15–25 тыс. человек, с монументальными общественными и жилыми зданиями и мощными оборонительными стенами. Общее же число городов Йемена пока не поддается учету, тем более что крупные селения по типу застройки мало отличались от городов. Ремесленная продукция Йемена – ткани, изделия из кожи и металлов – обеспечивала потребности почти всей остальной Аравии.

За пределами Йемена и горных районов Хадрамаута земледелие без искусственного орошения, как и ныне, возможно было лишь в отдельных пунктах, где выпадало достаточно осадков или высокий уровень почвенных вод позволял культивировать финиковые пальмы без полива. В большинстве же случаев в мелких оазисах, разбросанных по всей территории Аравии, посевы под дождь сочетаются с дополнительным поливом из колодцев или запруд, скапливающих дождевую воду. Площадь этих оазисов совершенно ничтожна по сравнению с необозримыми пространствами песчаных и каменистых пустынь, безотрадных голых гор и скал и солончаков – менее одной тысячной всей площади, поэтому Аравия всегда воспринималась как царство кочевников-бедуинов и их верных помощников – верблюдов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)"

Книги похожие на "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Большаков

Олег Большаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)"

Отзывы читателей о книге "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.