» » » Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)


Авторские права

Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)

Здесь можно купить и скачать "Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Русский фонд содействия образованию и наукеbb8722ec-1531-11e7-9b47-0cc47a5203ba, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)
Рейтинг:
Название:
Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-91244-168-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)"

Описание и краткое содержание "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории ислама и первого мусульманского государства, халифата, охватывая период с 570 по 786 г. Читатель найдет в ней объективное и достоверное изложение деятельности пророка ислама Мухаммада, формирования его учения и хода арабских завоеваний, создавших огромную империю от Памира до Атлантического океана, наследие которой живо ощущается до наших дней. Она основана на сведениях ранних мусульманских авторов, надежна как источник сведений, написана простым и ясным языком и может быть интересна как самому широкому читателю, так и специалистам в смежных отраслях востоковедения.






Захватив летом 640 г. Амид, Ийад двинулся на столицу Четвертой Армении Мартирополь (Майафарикин) и, как сообщает ал-Балазури, заключил с ним договор на тех же условиях, что и с Эдессой, но, видимо, сдаче предшествовала длительная осада. К началу 641 г. весь бассейн верховьев Тигра до хребта Армянского Тавра оказался во власти арабов. С изъявлением покорности прибыл владетель Андзеравацика (аз-Завазан), области к юго-востоку от оз. Ван, примыкавшего непосредственно к владениям Теодороса Рштуни.

По сведениям ал-Балазури, завоевание этого района завершилось в мухарраме 20/21.ХII 640–19.I 641 г. С наступлением весны и открытием горных перевалов Ийад предпринял поход на север. Теодорос Рштуни, видимо, не успел подойти с войском и закрыть проход к Бидлису. Владетель Тарона (область к северо-западу от оз. Ван) Тиран Мамиконеан с 8000 воинов встал на пути более многочисленной армии арабов, но один из феодалов перешел на сторону арабов и этим решил исход сражения.

Ийад заключил договор с владетелем Хлата и продвинулся до «Кислого источника», в районе Феодосиополя. Отсюда он повернул назад и вернулся в Химс, где и скончался в том же году.

Христианские источники связывают с этим походом нападение на Двин. Якобы арабское войско прошло северным берегом оз. Ван и от Беркри повернуло на северо-восток к столице Армении – Двину, в то время как Теодорос Рштуни ожидал арабов около Нахичевана. Князья области Айрарат разрушили мост через реку около города и, задержав таким образом арабов, успели собрать свои войска и укрыть жителей за городскими стенами. Однако кто-то из армян, находившихся в арабском войске, помог найти переправу. На пятый день после переправы, в пятницу 6 октября, они штурмом взяли город, перебив 12000 мужчин, в том числе и духовных лиц, а множество женщин и детей (будто бы 30000) увели в плен. Теодорос Рштуни безуспешно пытался перехватить арабов на обратном пути. Странно, что арабские источники не упоминают такую значительную победу.

В том же году католикос Нерсес III обратился к императору Константу с просьбой признать Теодороса Рштуни, и император присвоил ему титул патрикия и признал верховным правителем Армении и главнокомандующим (спарапетом).

В 643 г. владения арабов в Джезире подверглись одновременному удару с двух сторон. Действия византийской армии, возглавляемой Валентином, оказались неудачными; Валентин, боясь арабов, как и его предшественники, видимо, избрал тактику выжидания и потерпел поражение. Арабы захватили брошенный им лагерь со всеми богатствами. Теодорос, в помощь которому был прислан византийский отряд под командованием Прокопия, действовал успешнее. Ему удалось проникнуть до Саруджа, захватить и ограбить этот город.

Видимо, и некоторые другие районы Джезиры временно вышли из-под власти арабов и приемнику Ийада Умайру ибн Са‘ду пришлось их вновь завоевывать. На какое-то время была потеряна и Антиохия.

Бои в Хузистане

Подлинным началом вторжения на территорию собственно Ирана стали боевые действия на южном фланге, за Шатт ал-Арабом. Сведения об этих действиях противоречивы, и датировка их колеблется в пределах трех лет. К 16 г. х. (после Кадисии) в Ахваз возвратился его владетель Хурмузан, принадлежавший к одному из семи знатнейших родов Ирана, который стал вытеснять мусульман из завоеванных ими районов севернее Шатт ал-Араба. Мусульман поддерживали бедуины бану ал-ам, обитавшие в этом районе. Хурмузан вынужден был заключить соглашение, по которому уступал бану ал-ам Нахр Тиру и Маназир, а мусульманская сторона признавала его права на Ахваз. Через некоторое время между Хурмузаном и бану ал-ам возник спор о границах, и третейский судья из мусульман признал правоту арабов. Тогда Хурмузан обратился за помощью к курдам, а арабы – к своим собратьям-мусульманам. Соединенные силы арабов переправились через Карун выше моста-вододелителя и разгромили Хурмузана. Оставив Ахваз, он отошел к Рамхурмузу, а арабы остались в Ахвазе. Дальнейшее продвижение было будто бы остановлено по приказу халифа. Все это происходило в наместничество Утбы ибн Газвана, который в 638 г. попросил халифа разрешить отправиться в хаджж, и во время этого путешествия скончался. Его преемником стал Мугира ибн Шу‘ба, участник сражения на Йармуке, где он потерял один глаз. В Ирак он прибыл вместе с подкреплением во время битвы при Кадисии. Мугира оставался наместником около года. Если историки не сообщают ничего внятного о военных и административных успехах Мугиры в пору его наместничества, то о его скандальном смещении, кратко ли, подробно ли, упоминают все. На нем стоит остановиться и нам, чтобы лучше понять нравы той эпохи.

Не отличаясь полководческими талантами, Мугира был большим женолюбом (биографы отмечают, что он только законно женился 300 раз) и это подвело его. В Басре, военном лагере, едва обустроенном, нравы мусульман были гораздо вольнее, чем в Медине под строгим надзором сурового Умара, и женщины пользовались большей свободой, сходясь по любви или ради благ мирских (особенно с высокопоставленными лицами). Появилась такая замужняя дама сердца и у Мугиры. Его сосед Абу Бакра (свояк Утбы, который вместе с ним завоевывал Убуллу) из вражды подстерег его в момент свидания и пригласил еще трех свидетелей посмотреть на гнусное поведение амира. Абу Бакра не поленился поехать в Медину и рассказать все халифу. Умар немедленно послал в Басру Абу Мусу ал Аш‘ари с приказом отправить к нему Мугиру и всех свидетелей (в раби I 17/23.III-21.IV 638 г.).

Дело было скандальное: Мугира хотя и не был из числа старейших мусульман, но все-таки принадлежал к участникам присяги в Худайбии – весьма уважаемой категории сподвижников пророка; тяжкое обвинение такого человека в прелюбодеянии, которое влекло за собой страшную смертную казнь – побитие камнями, роняло престиж всех сподвижников пророка, авторитетом которых во многом обеспечивалось послушание пестрых армий в Сирии и Месопотамии. В то же время сокрытие такого проступка вызвало бы недовольство ревнителей благочестия. Умар вышел из этого трудного положения простейшим, но действенным способом – дискредитацией свидетелей.

Трое свидетелей во главе с Абу Бакрой публично дали совершенно недвусмысленные показания, которые никак нельзя было перетолковать в пользу обвиняемого. Последнего свидетеля, Зийада, брата Абу Бакры, Умар встретил словами: «Клянусь Аллахом, я вижу лицо [человека), который не опозорит сегодня человека из сподвижников Мухаммада». Молоденький, еще безусый Зийад засмущался и дал несколько уклончивое показание, которое для любого средневекового мусульманского судьи было бы достаточным для осуждения, но Умар счел его доказательством невиновности Мугиры, а показания первых трех – клеветой и приказал их высечь. При этом Умар явно не сомневался в вине Мугиры: когда тот схватился за меч, чтобы ударить Абу Бакру, Умар сказал: «Прекрати, кривой, на тебе проклятие Аллаха».

Эта гривуазная история, которая дошла до нас в разном изложении, так как ее явно в свое время охотно пересказывали, украшая живописными деталями, любопытна тем, что объясняет характер Умара лучше, чем специальные жизнеописания, рисующие его воинственную добродетельность и ревностное искоренение пороков. Защита чести сподвижника, назначенного им наместником, была важнее установления истины, и, когда Абу Бакра после порки сказал: «А все-таки Мугира – прелюбодей», Умар хотел наказать его вторично.

Итак, в конце марта – апреле 638 г. наместником Басры стал Абу Муса ал-Аш‘ари, при котором произошел резкий перелом в боевых действиях в Ахвазе. Сведения о событиях, начиная с 17 г. х., значительно определеннее, но и здесь расхождения между источниками значительны.

Абу Мусе пришлось начинать с возвращения под власть Халифата Нахр Тиры и Маназира, завоеванных предшественниками. К сожалению, ни один из наших источников не позволяет датировать хотя бы косвенно какой-то из эпизодов начального этапа боевых действий, чтобы понять, начались ли они с прибытием Абу Мусы, или он их только продолжил. Уверенно можно сказать только то, что до конца года Хурмузан оставил Ахваз и отступил в Рамхурмуз, а Ахваз был обложен огромной данью в 10400 тыс. дирхемов, в 3,6 раза большей, чем предусматривал договор 637 г. Это можно объяснить тем, что при заключении первого договора Хурмузан оставался владетелем Ахваза и уступал лишь часть налоговых поступлений соответствующего округа, а во втором случае арабы получали их целиком. Судить о тяжести этой дани трудно, поскольку мы не знаем, с какой территории она выплачивалась. Ахваз стал теперь базой для дальнейших завоеваний в Южном Иране.

В следующем году арабы постепенно завоевывают всю равнинную часть Хузистана и Хурмузан отошел в предгорную часть своих владений. Рамхурмуз не оказал сопротивления и сдался по договору, обязавшись платить со своего округа 860 тыс. дирхемов. Затем, сдался округ Суррак, который обязался выплачивать ежегодно 800 тыс. дирхемов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)"

Книги похожие на "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Олег Большаков

Олег Большаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Олег Большаков - Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)"

Отзывы читателей о книге "Рождение и развитие ислама и мусульманской империи (VII-VIII вв.)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.