» » » » Станислав Чернявский - Анты. Загадка исчезнувшего народа


Авторские права

Станислав Чернявский - Анты. Загадка исчезнувшего народа

Здесь можно купить и скачать "Станислав Чернявский - Анты. Загадка исчезнувшего народа" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство ЛитагентВечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Станислав Чернявский - Анты. Загадка исчезнувшего народа
Рейтинг:
Название:
Анты. Загадка исчезнувшего народа
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-4444-8792-1, 978-5-4444-4792-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Анты. Загадка исчезнувшего народа"

Описание и краткое содержание "Анты. Загадка исчезнувшего народа" читать бесплатно онлайн.



От древних хронистов и историков нам известно, что в VI веке в Поднепровье жил народ анты. Но уже к VII веку он бесследно исчез. Кем были загадочные анты? Куда ушли? Что означало это название? Какое отношение имеют они к Древней Руси? Споры на эту тему не утихают несколько столетий. По мнению советского академика Б.А. Рыбакова, анты – это русы, то есть предки русских, украинцев и белорусов. По предположению украинского профессора М.С. Грушевского – исключительно украинцы, а по версии историка-эмигранта Г.В. Вернадского – аланы. Ну и наконец, многие помнят исторический роман В.И. Иванова «Русь изначальная», где на Днепре в VI веке оперируют анты-русы, а их врагами выступают хазары и византийцы.

Большинство историков сходится во мнении, что анты VI века – это славяне, приводя в доказательство археологические находки т. н. пражско-пеньковской археологической культуры. Но в то же время очевидно, что анты – аланское, а не славянское слово. Почему же и когда часть славян приняла его в качестве своего имени? И кто такие анты? Наши предки или пращуры других этносов? Течет ли в русских кровь антов?

На эти и другие вопросы отвечает очередная книга серии.






Скорее всего, Германарих возглавил народ, будучи на грани зрелости и пожилого возраста, цифра «сто десять лет» условна, она говорит лишь о том, что за четверть века конунг состарился и немного вышел за пределы обычной продолжительности жизни. То есть к моменту смерти ему могло быть за семьдесят, но сограждане называли его «столетним старцем».

Иордан сравнивает его с Александром Македонским (Гетика, 116). Это значит, что Германарих всю жизнь провел в войнах и значительно расширил державу. Известен список покоренных Германарихом народов. «Покорил же он племена: гольтескифов, тиудов, инаунксов, васинабронков, меренс, морденс, имнискаров, рогов, тадзанс, атаул, навего, бубегенов, колдов» (Гетика, 116). Единственный народ в этом списке, который может быть отождествлен со славянами, – это Golthescytha, но лишь потому, что славян обычно отождествляют со скифами. Тьюдо – это чудь, меренс – меря, морденс – мордва, васинабронки – весь «в Бронке» (географическое название, которое трудно идентифицировать). Inaunxis – тоже, скорее всего, не племя, а географический термин, относящийся к расположению чуди. Имнискары – это либо скиры, либо опять же географическое наименование, относящееся к расположению племени морденс. Роги – руги, которые, как мы предполагаем, поселились на реке Рось. Остальные племена вообще неизвестны – они погибли и не оставили следа. Кроме того, в состав готской империи вошли вестготы как союзное племя, хотя они и сохранили известную автономию. Это дало повод авторам прекрасно написанного, но небесспорного вузовского советского учебника по истории Средних веков заявить, что вестготы остались вне державы Германариха и вошли в орбиту римского влияния, но это не так. Учебники тоже требуют проверки и далеко не всегда выдают окончательную, проверенную информацию даже в таких мелочах, как факт зависимости вестготов от остготов в короткий период готской империи.

Вероятно, усиление готов напугало окрестные народы, а власть Германариха согласились признать далеко не все. Возможно, против готов сложилась коалиция в составе приазовских эрулов, какой-то части венетов и айстиев – литовцев. Первыми Германарих разбил эрулов и полностью привел их к покорности. Эрулы из союзников превратились в данников. Затем последовало нападение готов на венетов. Иордан однозначно относит их к славянам, но его текст требует пояснения. В IV веке процесс разложения и славянизации старых кельтских венетов завершался, но не закончился. По крайней мере, это можно заключить из данных археологии. В Восточной Европе несомненно славянской считается лишь пражско-пеньковская археологическая культура, но она появится лишь в VI веке. Тем не менее в «Гетике» можно отыскать вполне верное и надежное понимание славянского этногенеза.

Обратимся к тексту Иордана. «После поражения герулов, – пишет он, – Германарих двинул войско против венетов, которые, хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться» (Гетика, 119). Упоминание о слабости оружия адресует нас к более позднему тексту «Стратегикона» византийского императора Маврикия, который тоже пишет о слабом вооружении, но большой численности и беззаветной храбрости славян. Венеты «происходят от одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германариха» (Гетика, 119). Из этого сообщения видно, что венеты, по мнению Иордана, стали главным субстратом славян, которые будто «вылупились» из этого племени и сбросили старую шкуру. В то же время из сообщения Иордана следует, что в его времена было только два славянских союза – антов и склавинов (Antes, Sclaveni). Эти два племени были как бы «детьми» первого – венетов. Венеты терпят поражение, после чего Германарих нападет на айстиев и покоряет их, выйдя на границы Балтики. Иордан называет это племя эсты, что не должно вводить читателя в заблуждение: мы имеем дело не с финнами-эстонцами, а с литвой.

Таким образом, примерно в 370 году Германарих создал империю в границах будущей Киевской Руси. С.М. Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» полностью принимает это сообщение Иордана. Ученые советского периода, в том числе переводчик Иордана Е.Ч. Скржинская, сомневались в том, что Германариху удалось создать империю в восточноевропейских лесах, но сомнения должны быть отвергнуты. Во-первых, дело сводилось лишь к выплате дани, во-вторых, империя Германариха оказалась недолговечной. Она просуществовала лет пять. Если бы дело затянулось, владения Германариха наверняка были бы утрачены.

Из сообщения Иордана можно понять другую важную для славяноведения вещь. К тому времени, которое описывает готский историк в своей брошюре под названием «Гетика», гепиды уже переместились на южные склоны Карпат и заняли часть Дакии, то есть выступили союзниками вестготов против вандалов в борьбе за эту провинцию. Следовательно, венеды-славяне оказались предоставлены сами себе. Получается, что они вышли из пределов Галиции и попытались захватить берега Днепра и Припяти. Здесь они столкнулись с готами и ругами. Тогда-то славяне и попытались создать антиготский союз, в который вошли эрулы и айстии. Это заставляет по-новому взглянуть на текст Иордана. Не исключено, что ранние славяне попытались завладеть частью Восточно-Европейской равнины, но встретили сильного противника – готов. Германарих велик уже тем, что увидел эту опасность, сплотил своих воинов и стремительно разгромил коалицию врагов, не дав им собраться с силами. С этого времени начался тысячелетний спор славян и германцев, который стоил обоим этносам много крови.

Итак, славяне потерпели поражение и смирились. Но в державе Германариха было неспокойно. Он мог заставить людей согнуться перед готами, но не одержал решительной победы, да и не мог. Его держава была однодневкой и распалась бы даже без внешнего удара. Готы были главными бенефициарами созданной ими системы, то есть собирали дань с покоренных народов в свою пользу. Их союзникам доставались только крохи со стола господ, и это предопределило гибель остготской империи на берегах Днепра.

Началось с мелочи. «Вероломному… племени росомонов… подвернулся тут случай повредить» Германариху. Кто такие росомоны? Иордан называет их «Rosomonorum gens infida». Попытки отнести племя к роксоланам несостоятельны с точки зрения лингвистики. Вернемся к тексту.

Одной из жен Германариха была росомонка Сунильда. Она изменила состарившемуся конунгу. Германарих уличил жену в неверности, привязал к хвостам диких коней – тарпанов – и пустил в степь. Кони растерзали преступную женщину. У Сунильды были двое братьев, Сар и Аммий. Они подкараулили Германариха и поразили его в бок мечом. «Мучимый этой раной, король влачил жизнь больного» (Гетика, 130). Кто же эти таинственные росомоны? Сунильда – германское имя. Сар – аланское, Аммий – римское. Среди них нет ни одного славянского. Следовательно, росомоны – либо германцы, либо аланы. Скорее всего, первое, то есть перед нами – руги, живущие на реке Рось.

Судьба Сара и Аммия неизвестна. Скорее всего, Германарих казнил этих людей. Но даже если нет, руги сделались врагами готов. Империя затрещала по швам. Пользуясь смутой, от Германариха отделись вестготы. В этот момент на исторической сцене появились гунны.

5. Нашествие гуннов

Сведения о гуннах обычно черпают из сочинений двух авторов – римского офицера, историка и разведчика Аммиана Марцеллина и уже знакомого нам Иордана. Есть еще отчет дипломата Приска Панийского о визите его шефа к Аттиле, но Приск дошел до нас в отрывках, Иордан – полностью, а от сочинения Марцеллина сохранилась последняя часть, которая составляет солидный том.

Иордан пишет, что конунг Филимер, когда переселился с готским народом к Черному морю в III веке новой эры, встретил там каких-то колдуний, которых выгнал далеко в степь. Колдуньи встретили злых духов, «сочетались» с ними, и от этой связи произошел народ гуннов. По мнению Л.Н. Гумилева, перед нами описание этнической мутации, в результате которой на свет появился новый народ.

Откуда и как появились гунны? В конце II века на Дальнем Востоке произошла трагедия. Кочевая держава Хунну (монголоидный народ, говоривший по-тюркски) пала под натиском древних монголов – сяньби, которых возглавлял великий вождь Таншихай (ум. 181). Кстати, сяньби – китайский вариант слова «сибирь»; вероятно, именно так называло себя это племя. Значительная часть хуннов бежала от своих победителей. «Слабосильные» хунны осели в долине реки Чу; более выносливые продолжили бегство и вышли к реке Уралу, потеряв по дороге жен и детей, которые не вынесли перехода и погибли. В это время в Приуралье господствовали угры – кочевые племена, говорившие на языках, напоминавших венгерский. Предки современных венгров – мадьяры – были одним из этих племен и обитали на территории Башкирии.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Анты. Загадка исчезнувшего народа"

Книги похожие на "Анты. Загадка исчезнувшего народа" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Станислав Чернявский

Станислав Чернявский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Станислав Чернявский - Анты. Загадка исчезнувшего народа"

Отзывы читателей о книге "Анты. Загадка исчезнувшего народа", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.