» » » Елена Тарарина - Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера


Авторские права

Елена Тарарина - Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера

Здесь можно купить и скачать "Елена Тарарина - Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Астамир-В, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Тарарина - Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера
Рейтинг:
Название:
Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-617-7083-16-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера"

Описание и краткое содержание "Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера" читать бесплатно онлайн.



Предлагаемое научно-методическое пособие представляет собой квинтэссенцию десятилетнего опыта работы Е. Тараринон в области практической арт-терапии. Оно содержит систему упражнений, тестов, практик, эффективных для развития психологической культуры людей и повышения уровня их психологического здоровья посредством использования потенциала разных видов искусства.






Роль тренера.

1. Во время гримирования важно настроить участников на процесс, создать творческую атмосферу, вдохновить на работу по наитию.

2. Напоминать участникам о необходимости осторожного и бережного касания партнера.

3. Организовать подробную запись ответов каждого участника на поставленные вопросы.

4. После совместного обсуждения сообщить каждому участнику его «резюме», которое он дал якобы партнёру, а на самом деле очень часто оказывается, что, наблюдая что-то в других, мы отражаем в них свои качества. То есть открыть «секрет»: каждый рисовал на лице партнёра себя, а не его (буквально прочесть запись: «Участник А подумал, что он сказал об участнике Б, но на самом деле он, возможно, и сам обладает…»).

5. Подвести итоги, предоставить участникам возможность выразить свои чувства и эмоции относительно опыта работы с гримом.

Выводы. Работа с гримом это удивительная возможность соприкоснуться с состоянием творца, получить шанс писать картину на самом трогательном полотне – человеке! Эта работа актуализирует тему доверия себе и миру, наполняет человека ресурсом и верой в себя.

Техника парного гримирования (модификация Е. Тарариной)

Цель: актуализация, выражение и осознание отношения к себе и разным своим качествам в контексте группы.

Задачи:

✓ получение нового, в том числе телесного, опыта;

✓ развитие телесного самосознания и укрепление «Я» и личных границ;

✓ актуализация и осознание латентных потребностей, ролей и свойств личности;

✓ развитие творческих способностей, умения понимать чувства других людей и «язык тела», включаться в совместную деятельность;

✓ оказание взаимной эмоциональной поддержки.

Инвентарь: грим, средства для снятия грима, ушные палочки, кисти, салфетки сухие и влажные, зеркало.

Время работы: 60–90 минут.

Формы работы: индивидуальная или в парах.

Возрастные рамки применения: от 12 лет.

Алгоритм работы

Вступление. Работа с гримом допускает рисование на разных частях тела. В рамках нашей работы мы используем наиболее актуальную в психотерапевтическом аспекте часть – лицо. Перед участниками на столе лежит грим и средства для работы с ним.

Тренер сообщает о том, что существуют разнообразные варианты работы с гримом:

1. Клиент рисует сам на своём лице интересный для него образ.

2. Клиент заказывает своему партнёру образ, в котором он хотел бы себя увидеть.

3. Клиент даёт возможность партнёру отразить на его лице тот образ и те элементы, которые, по мнению партнёра, отражают личностные стороны клиента.

Участники объединяются в пары, выбирая того партнёра, с которым будет комфортно взаимодействовать.

Один из участников – клиент, второй – терапевт. Тренер включает спокойную музыку.


Основная часть

Содержание: использование данной техники в группе способствует самораскрытию участников и их сближению. Участники группы объединяются в пары и обсуждают, какие образы на лице друг друга они хотели бы показать с помощью грима. Затем один наносит на лицо другого грим, стараясь создать определённый образ. При этом они могут руководствоваться своими знаниями о партнёре, в частности о его предполагаемых латентных качествах.

Участник, на лицо которого наносится грим, может видеть себя в зеркале и, в случае несогласия с действиями партнёра, их скорректировать. Возможен и такой вариант, когда он себя в зеркале не видит, однако это может быть психологически небезопасно. В случае создания неизвестного клиенту образа (третий вариант рисования) в зеркало можно смотреться только после того, как будут загримированы оба партнера. Когда образы уже созданы, происходит фотографирование, а затем обсуждение впечатлений от процесса и результатов работы.

Участникам предлагается в письменной форме кратко отразить основные качества и черты партнёра, которые были замечены и отражены в процессе рисования. На следующем занятии возможно повторное обсуждение уже с использованием снимков.

Выводы. Гримотерапия даёт клиенту богатый опыт в развитии навыка доверия самому себе, погружает клиента в состояние творца, ответственно выполняющего свою работу.

Изотерапия

Изотерапия – одно из наиболее развитых направлений арт-терапии, которое предполагает использование изобразительных средств и возможностей для личностного развития. Изотерапия включает разные направления деятельности: рисование, цветотерапию, рисуночную проективную диагностику и другие.

Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь, – рисованием. Используется для психологической коррекции клиентов с невротическими, психосоматическими нарушениями, детей и подростков с трудностями в обучении и социальной адаптации, при внутрисемейных конфликтах. Применение изотерапии в медицине обусловлено лечебно-реабилитационными задачами, а в психологии, в большей мере, – коррекционно-профилактическими. Изотерапия даёт положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами: задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднён. Рисунок приносит особенно много пользы в работе с людьми, полными злости или сопротивляющимися. Тот, у кого существуют проблемы с вербализацией, получает средство коммуникации, не требующее слов. В то же время люди, переполненные гневом, опасающиеся, что не смогут контролировать злость, благодаря рисунку могут разрядиться, не опасаясь последствий.

Положительное влияние изобразительного творчества на человека анализировали отечественные и зарубежные ученые (А. В. Запорожец, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. М. Йеменский, Н. И. Сакулина, Б. Джефферсон, Э. Крамер, В. Лоунфельд, У. Ламберт и др.). Психоаналитические теории оказали большое влияние на представления таких арт-терапевтов, как М. Намбург, Э. Крамер, И. Чампертон и послужили теоретическим обоснованием положительного воздействия художественного творчества на эмоциональную сферу. Карл Юнг считал, что воображение и творчество сами по себе обладают целительной силой. В современную зарубежную и отечественную изотерапию весомый вклад внесли В. Е. Фолке, Т. В. Келлер, Р. Б. Хайкин, Μ. Е. Бруно и др. Рисуночной терапией с детьми занималась О. А. Кабанова.

Изотерапия – очень экологичный метод терапии и подходит большинству людей. Но существуют, однако, несколько исключений, которые необходимо учитывать. Например, особенности пациентов, сильно боящиеся информации, исходящей от их рисунков, или люди с очень слабыми границами Эго. В этом последнем случае терапевт должен обеспечить безопасность и интерпретировать лишь факты, которые сможет вынести слабое «Я» пациента.

Изобразительное творчество позволяет клиенту ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды, а также – освободиться от негативных переживаний прошлого. Ведь это не только отражение в сознании клиентов окружающей и социальной действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, кроме того участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений. Будучи напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Изотерапия использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации целей.

Изотерапевтическая работа предполагает использование различных изобразительных материалов:

1) краски, карандаши, восковые мелки, пастель;

2) бумага для рисования разных форматов и оттенков, картон;

3) кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств.

Техника «Акватипия» (модификация Е. Тарариной)

Цель: развитие эмоционального интеллекта и активизация творческого ресурса.

Задачи:

✓ развитие способностей к самовыражению;

✓ снятие внутреннего контроля;

✓ развитие творческого воображения, рефлексии.

Инвентарь: лист АЗ, краски, гуашь, стекло 5x5 см, кисти разных размеров, мокрые и сухие салфетки, банка с водой.

Время работы: 40–60 минут.

Возрастные рамки применения: от 10 лет и старше.

Алгоритм работы

Вступление. Определение запроса и задачи: сформулируйте вопрос, на который Вы хотели бы получить ответ по итогам этой работы.

Основная часть

1. Создание цветовых пятен на листе бумаги с помощью стекла и красок.

• Наложите на стекло кусочки краски разных цветов, переверните стекло на бумагу так, чтобы оставить им пятна разных форм и размеров.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера"

Книги похожие на "Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Тарарина

Елена Тарарина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Тарарина - Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера"

Отзывы читателей о книге "Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.