Григорий Воскресенский - По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского"
Описание и краткое содержание "По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского" читать бесплатно онлайн.
«Значение пятидесятилетнего юбилея писателей. Сочинения их становятся достоянием всеобщим, входят в народ. Юбилейное чествование – естественная и вполне законная дань признательности благодарного потомства к великим художникам слова. Жуковский в истории русской литературы. Юбилейные праздники писателей служат побуждением к более глубокому изучению их жизни и эпохи…»
Григорий Воскресенский
По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского
Значение пятидесятилетнего юбилея писателей. Сочинения их становятся достоянием всеобщим, входят в народ. Юбилейное чествование – естественная и вполне законная дань признательности благодарного потомства к великим художникам слова. Жуковский в истории русской литературы. Юбилейные праздники писателей служат побуждением к более глубокому изучению их жизни и эпохи. Желательность новых материалов и новых исследований о Жуковском и Гоголе. Недостаточно выясненные стороны личности Гоголя. Был ли «перелом» в основных воззрениях Гоголя? Мнения о нравственных качествах характера Гоголя и о степени его теоретического развития. Какие факторы способствовали развитию в Гоголе наклонности к реализму? Великое значение петербургских повестей, «Ревизора» и «Мертвых Душ» Гоголя. Гоголь – основатель и глаза нового периода русской литературы.
В феврале текущего года Россия торжественно чествовала память великого писателя H. В. Гоголя по поводу пятидесятилетия со дня его кончины († 21 февраля 1852 г.), а в апреле будет чествовать по тому же случаю другого писателя В. А. Жуковского († 12 апреля 1852 г.).
По отношению к писателям пятидесятилетний юбилей имеет тот особый смысл, что сочинения их перестают, по нашим законам о печати, быть собственностию наследников или тех, кому переданы права на них, становятся достоянием всеобщим: их имеет право издавать и частями и полным собранием каждый, и каждый, конечно, для своей же выгоды старается продавать их возможно дешевле. Становясь общедоступными в удешевленных изданиях, сочинения писателей естественно окажут могущественное действие на умы и сердца многочисленных читателей. Гоголь приблизится теперь к народу, войдет в народ, как входит в Народ Пушкин. Припомним, что в первые же годы после пятидесятилетия со дня кончины Пушкина († 29 января 1837 г.) сочинения его разошлись более чем в миллионе экземпляров. К нынешнему юбилею Гоголя заготовлены и вышли многие удешевленные издания, из коих особенного внимания заслуживают роскошное трехтомное полное собрание сочинений Гоголя с его биографией, примечаниями, обильными иллюстрациями, редактированное проф. А. И. Кирпичниковым (свыше полуторы тысячи страниц, ц. 3 р. 50 к.) и однотомное собрание сочинений под тою же редакцией (ц. 80 к.), а также однотомное полное собрание сочинений изд. А. Панафидина под редакцией П. В. Смирновского (большой компактный том в 800 страниц, ц. 1 р. 75 к.) и издание петербургской фирмы «Народная польза» под редакцией Е. Ляцкого, с иллюстрациями И вводными статьями академика А. Н. Пыпина, Е. Ляцкого и Г. Ветринского. Выпущены удешевленные полные издания отдельных произведений Гоголя с иллюстрациями и без оных, наконец целая серия иллюстрированных дешевых брошюр для народа выпущена в свет товариществом И. Д. Сытина.
Юбилейное чествование есть естественная и вполне законная дань признательности благодарного потомства к великим художникам слова, проповедникам истины, добра и красоты, – вполне законная дань по отношению к чествуемым ныне писателям, как к Гоголю (может ли быть об этом спор!), так и к Жуковскому. В самом деле в лице Жуковского русское общество имело первого по счету поэта в подлинном смысле этого слова, поэта, которого полюбило не вследствие доводов риторики или прихоти моды, как оно любило раньше Ломоносова, Хераскова, Державина и других, а потому, что истинный талант ударил по сердцам, расшевелил поэтические струны, живущие в душе и самых трезвых, самых прозаических людей. До Жуковского такой поэзии не существовало на Руси. Жуковский был первым истинным поэтом нового периода русской литературы, – поэтом, у которого к большому дарованию присоединялась глубокая вера в нравственное назначение поэзии и который действительно жил в своей поэзии. Говоря о своей молодости, Жуковский в одном стихотворении сказал:
Я музу юную, бывало,
Встречал в подлунной стороне,
И вдохновение слетало
С небес незваное ко мне;
На все земное наводило
Животворящий луч оно,
И для меня в то время было
Жизнь и поэзия – одно.
Эта связь никогда не прекращалась и впоследствии. Жуковский был первым типом писателя, для которого поэзия не была прихотью таланта, развлечением досуга, тем более пиитическим ремеслом, но истинным призванием. Высокое представление о достоинстве поэзии, нравственное её значение первый указал в литературе Жуковский. В конце второй части поэмы Жуковского «Агасвер, вечный жид» встречаем замечательные строки о значении поэзии. Вечный жид, Агасвер, изображая свое одинокое положение во вселенной, говорит, что видимые им чудеса природы отзываются в его душе молитвою, а с нею Сливается нередко вдохновенье Поэзии; поэзия – земная Сестра небесные молитвы, голос Создателя, из глубины созданья К нам исходящий чистым отголоском В гармонии восторженного слова,
В драматической поэме «Камоэнс», частию переведенной, частию переделанной (в 1838 г.) из Фр. Гальма, Жуковский влагает в уста умирающего Камоэнса слова, составляющие его собственную задушевную мысль, – слова, которые подписал и на своем портрете, присланном в тоже время из Венеции Зейдлицу:
Поэзия есть Бог – в святых мечтах земли!
И в той же поэме молодой поэт говорит словами Жуковского:
Нет, нет, не счастия, не славы здесь
Ищу я, быть хочу крылом могучим
……………………………
Лекарством душ, безверием крушимых,
И сторожем нетленной той завесы,
Которою пред нами горний мир
Задернут, чтоб порой для смертных глаз
Ее приподымать и святость жизни
Являть во всей её красе небесной –
Вот долг поэта, вот мое призванье!
Поэты, засветив свой огонь на маяке, который возжен самим Создателем, будут
… во всех странах и временах
Для всех племен звездами путевыми;
При блеске их, чтоб труженик земной
Ни испытал – душой он не падет,
И вера в лучшее в нем не погибнет.
Романтизм Жуковского, явившийся на смену полной фальши ложноклассической школы, имел, конечно, свои условности и крайности (любовь к средним векам, мечтательность, наивность, мистицизм), но он силен был тем, что обращался к живому человеческому чувству. Историческое значение сочинений Жуковского, и именно его переводов произведений немецкой и английской литературы, не подлежит никакому сомнению. Уже одно то, что Жуковский своими прекрасными стихотворениями доставлял своим читателям высокое эстетическое наслаждение, должно быть поставлено ему в немалую заслугу. Такого изящного, музыкального стиха, такого чистого правильного, образного и вместе сжатого, сильного языка еще не было слыхано в русской литературе. Невольно припоминается отзыв Пушкина о стихах Жуковского:
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль,
И резвая задумается радость.
За тем, поэтический материал, заимствованный Жуковским из самых образованных литератур, переданный в возможном совершенстве, не мог не приобрести известной ценности для молодой русской литературы. Жуковский перенес к нам целый мир новых идей, ощущений и образов, оживил чувство простых красот природы, восстановил связь между стремлениями высшей культуры и наивными верованиями и преданиями старины и вообще освежил русскую поэзию живым и чистым чувством. Влияние поэзии Жуковского, без сомнения, было во многих отношениях благотворное. В меланхолическом тоне его поэзии высказывались мягкая человечность, задушевное чувство, возвышенные нравственные идеалы. Живое доказательство значения Жуковского для последующего поколения представляет Пушкин. Давно уже высказывалось в литературе, что Жуковский вместе с Батюшковым подготовил появление Пушкина. И это правда. Что до Жуковского, то стоит вспомнить, что когда Пушкин поступил в царскосельский лицей, были уже известны некоторые из произведений, прославивших Жуковского, другие появились во время пребывания Пушкина в лицее, так что уже ранние опыты его возникали под влиянием вдохновений певца Людмилы, Светланы и Громобоя. Сам Пушкин называет Жуковского «наставником, пестуном и хранителем своей ветреной музы».
Но и помимо великих историко-литературных заслуг, произведения Жуковского и в наше врёмя сохраняют неувядаемую, юношескую свежесть. «Мечтательная грусть, унылая мелодия, – говорит Белинский, – задушевность и сердечность, фантастическая настроенность духа, безвыходно погруженного в самом себе, – вот преобладающий характер поэзии Жуковского, составляющий и её непобедимую прелесть и её недостаток, как всякой неполноты и всякой односторонности. Жуковский диаметрально противоположен Державину, и хотя содержание и тон поэзии Жуковского суть экзотические растения в отношении к русской поэзии, переселенцы с чуждой почвы, из-под чужого неба, однако, вопреки толкам и крикам поборников народности в поэзии, Жуковский – поэт не одной своей эпохи: его стихотворения всегда будут находить отзыв в юных поколениях, приготовляющихся к жизни и еще только мечтающих о жизни, но не знающих ея»[1]… «Неизмерим подвиг Жуковского и велико значение его в русской литературе – говорит Белинский в другом месте. Его романтическая муза была для дикой степи русской поэзии элевзинскою богинею Церерою: она дала русской поэзии душу и сердце, познакомив ее с таинством страдания, утрат, мистических откровений и полного тревоги стремления „в оный таинственный свет“, которому нет имени, нет места, но в котором юная душа чувствует свою родную, заветную сторону»[2]. Пушкин и Гоголь, как известно, весьма высоко ценили поэзию Жуковского, а другие (как наприм. Плетнев и Никитенко) возводили ее в настоящий апофоз: понимание нравственного значения поэзии у Жуковского они представляли как её высшее определение, как настоящее откровение, художественное и нравственное. В общем заслуги Жуковского могут быть формулированы так. Он познакомит русское общество с миром европейской романтики. По выражению Белинского, Жуковский – «литературный Коломб Руси, открывший ей Америку романтизма в поэзии»[3]. Жуковский дал образцы задушевной поэзии, говорившей изящным языком и впервые создал возвышенное представление об источнике и назначении поэзии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского"
Книги похожие на "По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Григорий Воскресенский - По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского"
Отзывы читателей о книге "По поводу пятидесятилетия со дня кончины H. В. Гоголя и В. А. Жуковского", комментарии и мнения людей о произведении.