Филип Коломб - Морская война

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Морская война"
Описание и краткое содержание "Морская война" читать бесплатно онлайн.
Перед вами книга контр-адмирала британского флота Филипа Коломба «Морская война, ее основные принципы и опыт», которая является классикой военно-морской литературы.
Автор обобщил опыт боевых действий на море начиная с XV века, а также изложил созданную им теорию морской войны.
Книга снабжена картами, указателями кораблей.
Она будет интересна как специалистам, так и любителям военной истории.
Тогда Кальдер выстроил свой флот в линию баталии; Вильнев сделал то же самое. Туман был все-таки настолько густым, что нельзя было следить за движениями неприятельской эскадры и даже сосчитать число кораблей. Положение эскадр в рассматриваемый момент было таково, что они проходили одна мимо другой в расстоянии семи миль разными галсами. Только в три часа дня или около того фрегат «Сириус», высланный на рекогносцировку, дал знать сигналом о действительном числе (20) неприятельских линейных кораблей.
Кальдер дал тогда сигнал: «Вступить в бой с неприятелем» и немедленно другой: «Лечь на другой галс», – маневр вполне естественный, чтобы сойтись с неприятелем на одном с ним галсе, но с подветренной стороны. Туман все еще не рассеивался, и нельзя было видеть, что происходило, но когда «Херо», головной корабль Кальдера, подошел немного ближе, он увидел, что соединенный флот тоже повернул и лег на SW. «Херо» немедленно сделал поворот, и ему последовали по порядку все британские корабли. Таким образом, бой завязался старым порядком. Оба флота были на правом галсе; британский – с подветра, действуя орудиями правого борта, а соединенный флот – орудиями левого борта. Но дым и туман не позволяли видеть ни последствий выстрелов, ни даже того, куда стреляли.
При такой хаотической обстановке стрельба производилась настолько энергично, насколько это было возможно, и продолжалась до 8 часов вечера, когда заметили, что два испанских корабля – «Сан-Рафаэль» и «Фирме» – врезались в британский флот.
К половине девятого сделалась темно, и флоты начали несколько расходиться. Кальдер сделал сигнал о прекращении боя, но общее положение дела было таково, что стрельба окончательно замолкла не ранее как через час. Бой длился в продолжение всего около четырех с половиной часов и завершился для англичан взятием двух испанских кораблей и потерей 39 человек убитыми и 159 ранеными, в то время как соединенный флот потерял 476 человек убитыми и ранеными.
Эскадра Кальдера на всю ночь легла в дрейф правым галсом (носом к SW), исправляя свои повреждения, а соединенный флот остался в том же положении.
К рассвету 23 июля было почти туманно; оба флота в беспорядке находились друг от друга на расстоянии 17 миль. Британцы были стеснены присутствием двух пленных испанских кораблей, которые были повреждены, и одного собственного – «Виндзор Кастл», также пришедшего в негодность. Туман был до того еще густ, что Кальдер едва мог определить действительное положение своего флота. Его движение с целью сомкнуть корабли было принято Вильневом как признак слабости, и последний возымел намерение возобновить бой, но не привел его в исполнение. Будучи с наветренной стороны, Вильнев если бы захотел, то всегда имел возможность опять начать действия. Кальдер тоже мог бы сделать такую попытку, но он был в невыгодных обстоятельствах.
Однако Вильневу по необходимости пришлось отступить от полученных приказаний в сторону решительного способа действий. Его задача была бы выполнена гораздо лучше, если бы он совсем не встретил Кальдера, и даже в том случае, если бы теперь он совершенно разбил его.
Кальдер, со своей стороны, не должен был забывать, что на него могли напасть с тыла из Ферроля 14 и из Рошфора 5 неприятельских кораблей. Соединенный флот обладал все-таки 18 кораблями, тогда как его эскадра, из-за повреждения «Виндзор Кастл», дошла до 14 кораблей. Шансы были неравны, в особенности принимая во внимание, что по рассеянии тумана могли появиться на горизонте еще 19 свежих неприятельских кораблей.
24 июля противники разошлись и потеряли один другого из вида. Вильнев отправился к Виго и 26-го числа стал там на якорь[77]. Кальдер провел пленные корабли к Каналу и затем пошел обратно в Ферроль. По прибытии к порту 29 июля он увидел, что Вильнев не пошел туда, а потому возобновил блокаду и стал ожидать приказаний.
На следующий день, 30 июля, Вильнев отправился из Виго в Ферроль, но теперь уже только с 15 кораблями, оставив 3 в Виго[78]. 1 августа задул шторм от юго-запада, который отогнал Кальдера к северо-востоку и позволил войти незамеченным в Ферроль. Итак, несмотря на все неудачи и затруднения, французский адмирал встал во главе флота (29 линейных кораблей), настолько численно превосходившего все силы, могущие ему встретиться, что будь качество этого флота в соответствии с количеством, то все происшедшее до сих пор можно бы было считать только случайными обстоятельствами, нисколько не мешавшими и не затруднявшими главную задачу того великого плана, который приходил теперь к развязке[79].
Кальдер отрядил Стерлинга с 4 линейными кораблями для возобновления блокады Рошфора, и теперь, когда ветер стих, он появился перед Ферролем 9 августа всего с 9 линейными кораблями. При виде 29 неприятельских кораблей, готовых к выступлению из порта, ему оставалось только одно – отступить и присоединиться к лорду Корнуоллису, что он и исполнил к 14-му числу.
Прежде чем идти к Бресту, с целью отогнать блокирующий флот, Вильневу оставалось для выполнения всех распоряжений еще одно дело – освободить Гантома и вместе с ним вступить беспрепятственно в Канал. Когда Стирлинг подошел к Рошфору, то без сомнения нашел его пустым, потому что Аллеманд вышел в море почти месяц тому назад, сейчас же после снятия блокады. Вильнев должен был, если мог, захватить с собой Аллеманда, прежде чем идти дальше, и, по-видимому, он предполагал сделать это около мыса Ортегаль[80].
Как бы то ни было, но Вильнев вышел 11 августа, 13 и 14-го он был около мыса Ортегаль. Рошфорская эскадра была тогда близко от него, но, не встретив и не увидев его, пошла на Виго, где и бросила якоря 16 августа. Последние приказания Наполеона побудили Вильнева идти в Брест и рискнуть дать сражение английскому флоту около этого порта, даже рассчитывая на потери в своем собственном флоте, ради того только, чтобы дать Гантому возможность выйти в море. По мнению императора, это было все, что необходимо для обеспечения переправы через Канал 150 000 человек на 2000 судов, стоявших уже наготове между Этаплем и мысом Гризнец. Я должен привести собственное объяснение французского адмирала в оправдание того факта, что 15 августа он повернул обратно и направился на Кадис.
«В тот день, как я покинул Ферроль, а также и на следующее утро за мной наблюдали фрегаты и два линейных неприятельских корабля, за которыми я гнался на самых быстроходных судах моего флота, но не мог их догнать. Заметив, что NO установился, я продержал курс на WNW в течение 14 и 15-го числа без всякой перемены. Не имея доверия к состоянию вооружения моих кораблей, а также к быстроте их хода и ловкости маневрирования, зная о соединении неприятельских сил и о том, что им известны все мои действия со времени моего прибытия к берегу Испании, – я потерял надежду на способность выполнения мною той великой задачи, для которой мой флот предназначался. Продолжая бороться с неблагоприятными ветрами, я подвергал бы свои суда неисправимым повреждениям и весь флот неизбежному разделению. Испанский корабль „Сан-Франциско де Азис“ потерял уже грот-стеньгу. Я был убежден, что положение дел существенно переменилось с тех пор, как его величество отдал свои приказания, которыми он, направляя морские силы в колонии, имел в виду разделить силы неприятеля, привлекая его внимание к отдаленным владениям, с тем чтобы поразить и нанести удар в сердце неожиданным возвращением в Европу и общим соединением сил… Этот план не удался, расстроенный с течением времени расчетами неприятеля, его соединенные силы в это время были больше, чем когда-либо бывали, и могли превзойти наши соединенные силы в Тулоне. Не видя шансов на успех при таком положении вещей и согласно данным мне наставлениям, я решил на третий день после моего отплытия, вечером 15-го числа, будучи в 80 лигах на WNW от мыса Финистерре, повернуть обратно в Кадис»[81].
Изложим теперь окончательно, одно за другим, все последние события так, чтобы лучше понять весь ход дела вплоть до развязки.
22 июля. Флот Вильнева и Кальдера в сражении к западу от Ферроля; эскадра Аллеманда на расстоянии одного дня пути от этого пункта. Нельсон бросает якорь в бухте Мацарри.
24 июля. Вильнев и Кальдер теряют друг друга из вида. Нельсон выходит из бухты Мацарри.
26 июля. Вильнев стоит на якоре в Виго. Кальдер конвоирует пленные суда к северу. Аллеманд ищет в море Вильнева. Нельсон около португальского берега, идет на север.
29 июля. Вильнев в Виго. Аллеманд в море, следит за ним. Кальдер близ Ферроля с 13 судами; Нельсон ниже широты Лиссабона, направляясь к северу.
1 августа. Кальдер отброшен от Ферроля штормом к NO. Вильнев идет из Виго с 15 кораблями и останавливается в Корунне; флот его увеличивается здесь до 29 кораблей. Аллеманд все еще в море, в поисках за Нельсоном, который все еще южнее Лиссабона.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Морская война"
Книги похожие на "Морская война" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Филип Коломб - Морская война"
Отзывы читателей о книге "Морская война", комментарии и мнения людей о произведении.