» » » » Коллектив авторов - Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии


Авторские права

Коллектив авторов - Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Т-во научн. изданий КМК, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии
Рейтинг:
Название:
Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-87317-310-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии"

Описание и краткое содержание "Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие может служить введением в специальность для студентов, избравших ландшафтное планирование своей основной профессией. Кроме того, оно дает возможность студентам других специализаций, например, ландшафтным архитекторам и дизайнерам, градостроителям, землеустроителям, лесоводам получить представление об основах ландшафтного планирования, которые полезно знать всем специалистам, имеющим отношение к сфере территориального планирования.

В книге охарактеризованы общие принципы и методы ландшафтного планирования, его краткая история, связи с другими отраслями территориального планирования и специфика использования при решении различных практических задач. Изложение построено на обобщении европейского (преимущественно германского) и российского опыта, а также курсов лекций, читаемых студентам Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова и некоторых других российских высших учебных заведений.

Пособие оснащено заданиями для самостоятельной работы студентов и контрольными вопросами по курсу. Список рекомендуемой для изучения литературы содержит специальные и общеобразовательные работы как на русском, так и на иностранных языках.






А. В. Дроздов

Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии

Авторский коллектив:

А. В. Дроздов (руководитель), Н. А. Алексеенко, А. Н. Антипов, Р. Йоханнсен, И. В. Замотаев, В. В. Кравченко, Т. М. Кудерина, К. Н. Кулик, А. С. Рулев, Ю. М. Семенов, Ю. И. Сухоруких, Ф. Флоринет, Е. Хакер.


Допущено УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия по дисциплине вузовского компонента для студентов, обучающихся по специальностям 020802(013400) Природопользование и 020804 (013600) Геоэкология


© Коллектив авторов, 2006

© Институт географии РАН, 2006

© Т-во научных изданий КМК, 2006

Предисловие

Ключевыми направлениями совместных работ в рамках заключенного в 1992 году российско-германского межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды были охрана природы и ландшафтное планирование. При поддержке Федерального ведомства по охране природы Германии в России были разработаны методические основы применения германских инструментов ландшафтного планирования, получившие распространение в различных модельных регионах. Этот опыт сотрудничества в 2001 году был отражен в методическом руководстве, адресованном специалистам в области территориального планирования.

Тем временем в различных регионах России университеты и специализированные высшие учебные заведения стали включать элементы ландшафтного планирования или целые курсы лекций в свои учебные программы. В некоторых университетах открылись специальные кафедры.

Однако на этом пути российские регионы испытывали и испытывают острый дефицит в специалистах, владеющих методами ландшафтного планирования, а также в учебных материалах по этой тематике.

Поэтому в конце 2002 года Институт географии РАН обратился к германским коллегам в Ганноверском университете с предложением организовать совместный проект по разработке учебных программ и пособий по ландшафтному планированию.

В это же время Майкопский государственный технологический университет предложил германским коллегам сотрудничать в подготовке учебных материалов по специальности инженерная биология.

Оба предложения встретили позитивный отклик.

В результате, благодаря совместной инициативе группы ученых из России, Германии, а затем и из Австрии, возник объединенный проект программы Темпус «Образование – основа устойчивого природопользования», финансируемый Европейской Комиссией.

Проект соединил интересы нескольких групп исследователей и практиков. Участники проекта пришли к общим представлениям о том, что ландшафтное планирование и инженерная биология могут продуктивно дополнять и обогащать друг друга, если в ландшафтных планах для достижения поставленных целей будут предусматриваться инженерно-биологические мероприятия, а эти мероприятия, в свою очередь, будут адаптироваться к региональным особенностям территорий планирования как целостные ансамбли.

Одним из важнейших результатов проекта стало составление и издание двух учебников – по обеим названным дисциплинам. Оба учебника связаны друг с другом организационно и тематически – каждый из них представляет собой результат совместной работы в проекте и каждый включает элементы смежной специальности.

В подготовке учебного пособия «Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии» участвовали главным образом специалисты по ландшафтной экологии из Института географии РАН (Москва) и Института географии Сибирского отделения РАН (Иркутск), а также специалисты по инженерной биологии из Майкопа, Волгограда, Ганновера, Вены.

Разработал структуру этой книги и написал ее большую часть А. В. Дроздов, выполнивший также общее редактирование текста, таблиц и карт.

В главах 4, 5, 6 и 10 использованы материалы Руководства по ландшафтному планированию (Руководство…, том 1, том 2, 2000, 2001).

Главу 8 составляли А. Н. Антипов, В. В. Кравченко и Ю. М. Семенов.

В составлении отдельных глав и разделов участвовали:

разделов 2.4., 3.2., 7.3. – Н. А. Алексеенко;

раздела 4.3. – И. В. Замотаев и Т. М. Кудерина;

разделов 9.1., 9.2. – Р. Йоханнсен, К. Н. Кулик, Ю. И. Сухоруких, А. С. Рулев, Ф. Флоринет, Е. Хакер.

Координатор проекта «Образование – основа устойчивого природопользования» профессор Е. Хакер и А. В. Дроздов как руководитель авторского коллектива, трудившегося над составлением этой книги, искренне благодарны всем участникам проекта за интересную и продуктивную совместную работу, продолжавшуюся более трех лет. Мы надеемся, что она доставила удовлетворение всем ее участникам.

Важно, что наше сотрудничество завершилось не только изданием двух учебников, но и организацией регулярного преподавания по новым для России дисциплинам в Москве и Майкопе. Распространению этого опыта и должны послужить обе книги.


Е. Хакер, координатор проекта

Ганноверский университет

Ганновер, Германия


А.В. Дроздов, редактор

Институт географии РАН

Москва, Россия

Глава 1. Определения, задачи, место в системе территориальных планов

1.1. Основные понятия и задачи

Хорошо известные термины ландшафт, планирование и им подобные используются для обозначения как обиходных, так и специальных понятий. Поэтому изложение принципов и методов дисциплины ландшафтное планирование предваряется развернутыми определениями специальных базовых понятий, связанных с этой дисциплиной. Они представлены ниже в трактовке, которой придерживается большинство ландшафтных планировщиков[1].


Ландшафт это относительно однородный участок земной поверхности, в пределах которого все природные компоненты (приземный слой атмосферы, растительность, почвы, наружная часть литосферы и др.) и деятельность людей взаимосвязаны и взаимообусловлены. Термин заимствован из общелитературного языка, где он обозначает пейзаж, картину природы, местность. Ландшафт – это ресурсовоспроизводящая, средовоспроизводящая и хранящая генофонд система, поэтому ландшафт представляет собой один из главных объектов охраны окружающей человека среды.


В настоящее время сложилось несколько определений термина. В первой группе определений ландшафт рассматривается только как природное образование. Во второй группе определений ландшафт рассматривается как территориальная система, в которой взаимосвязаны как природные, так и антропогенно-техногенные элементы. В русской литературе это понятие отражается термином антропогенный ландшафт. В немецкой и английской литературе используется термин культурный ландшафт. В третьей группе определений термин ландшафт применяется для обозначения родового понятия, охватывающего как не затронутые деятельностью человека природные территориальные системы (природный ландшафт), так и территориальные системы, в которых взаимодействуют природные и антропогенные элементы.

Антропогенный ландшафт или культурный ландшафт это ландшафт, свойства которого обусловлены деятельностью человека. К антропогенным относят широкую группу ландшафтов как сознательно и целенаправленно созданных человеком для выполнения тех или иных социально-экономических функций, так и возникших в результате непреднамеренного изменения природных ландшафтов.

Природный ландшафт это ландшафт, сформировавшийся и существующий под влиянием только природных факторов, практически не испытывающий влияния деятельности человека.


Компоненты природной среды. Это понятие имеет законодательно закрепленное определение: согласно Федеральному закону «Об охране окружающей среды» – это земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный и животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Данное определение включает те природные компоненты, которые являются объектами природоохранного или экологического права. Но не все из них являются компонентами ландшафта. Поэтому ниже приводится перечень основных компонентов ландшафта – в соответствии с его определением (см. выше).


Компоненты ландшафта – это вещественные составные части ландшафта. К компонентам природного ландшафта относятся атмосферный воздух (в пределах тропосферы), поверхностные и подземные воды, горные породы (в пределах верхнего слоя литосферы), почвы, растительный и животный мир. В состав антропогенного ландшафта входят, кроме того, различные объекты, созданные людьми (здания и сооружения, посевы культурных растений, археологические артефакты и другие).


Окружающая среда, окружающая человека среда – совокупность природных, антропогенных, природно-антропогенных объектов и факторов, окружающих человека и воздействующих на него. Это более широкое понятие, чем природная среда, поскольку включает социальные и технические компоненты.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии"

Книги похожие на "Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии"

Отзывы читателей о книге "Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.