Виктор Губарев - Тортуга. История старейшей пиратской базы Карибского моря (1492—1694 гг.)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Тортуга. История старейшей пиратской базы Карибского моря (1492—1694 гг.)"
Описание и краткое содержание "Тортуга. История старейшей пиратской базы Карибского моря (1492—1694 гг.)" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемая вниманию читателей книга является первым в Восточной Европе исследованием истории самой знаменитой пиратской базы Карибского моря – острова Тортуга. Открытый экспедицией Х. Колумба в 1492 году, остров долгое время был пристанищем пиратов. Книга написана на основе редких испанских, английских, французских и голландских источников и может быть интересна не только профессиональным историкам, но и широкому кругу читателей, увлеченных романтикой морских приключений.
Глава 10. Захват Тортуги гугенотом Левассёром
В 1640 году на Тортуге обострились отношения между английскими и французскими колонистами – плантаторами, флибустьерами и охотниками-буканьерами. Если верить французским источникам, англичане разоружили французов, некоторых из них убили, а прочих вынудили перебраться на северное побережье Эспаньолы. Посовещавшись, беженцы пришли к единодушному мнению отправить гонцов с просьбой о помощи к генерал-лейтенанту Французских Антилл рыцарю Мальтийского ордена Филиппу Блонделю де Лонвийе, шевалье-сеньору де Пуанси (1584—1660). Генерал-лейтенант, резиденция которого находилась на острове Сент-Кристофер, предложил военному инженеру-гугеноту27 Левассёру возглавить отряд верных ему людей (тоже гугенотов), привести Тортугу под контроль Франции и стать губернатором острова.
До сих пор исследователи пытаются установить полное имя Левассёра. Согласно одним данным, его звали Франсуа Левассёр, сеньор де Рене де Буадуфле и де Летр, а местом его рождения был Конье (Cogners), что в Мэне. С другой стороны, канадский историк Рейналь Лаприз обнаружил архивные документы, в которых Левассёр именуется Жаном де Левассёром. Французский историк Жан-Пьер Моро называет его Жаном Левассёром.
Ряд авторов утверждает, что Левассёр прибыл на остров Сент-Кристофер в начале 1620-х годов вместе с нормандскими корсарами Урбэном де Руассеем и Пьером Белэном д’Эснамбюком. Но по данным Исидора Гюэ, когда д’Эснамбюк впервые высадился на Сент-Кристофере в 1625 году, здесь уже находился Левассёр «с 80 членами экипажа и 40 неграми, захваченными на берегах Африки». Тот же автор сообщает, что Левассёр и его команда очутились на острове после того, как потерпели кораблекрушение. В ожидании прихода какого-нибудь судна, которое могло оказать им помощь, французы вырастили на Сент-Кристофере пробный урожай табака. Этим товаром они собирались расплатиться со спасателями, которые согласились бы забрать их с острова.
По данным Жана-Пьера Моро и ряда других исследователей, предшественниками капитана де Руассея и д’Эснамбюка на Сент-Кристофере были – помимо Левассёра – также Жан Си и лионский капитан Анри де Шантэль, изгнанный в 1624 году из Кайенны (Гвиана) восставшими индейцами.
Присутствие Левассёра на острове до прибытия туда капитана де Руассея и д’Эснамбюка подтверждает долговая расписка последнего, в которой он обязался вернуть Левассёру 3 тыс. ливров серебром в благодарность за материальную поддержку, которую тот оказал ему после прибытия на Сент-Кристофер (включая уступку д’Эснамбюку 40 негров-рабов).
Опасаясь нападения со стороны испанцев и индейцев-карибов, французы с помощью африканских рабов возвели на берегу простейшие фортификационные сооружения и установили добрососедские отношения с англичанами из колонии Томаса Уорнера. Эти меры предосторожности оказались своевременными – в ноябре 1625 года к острову подошла флотилия индейцев-карибов. «Мы посоветовали им убраться, – писал английский капитан Смит, – но они не ушли; тогда мы и французы выступили вместе и пятого ноября пошли на них и обратили их в бегство».
В канун Нового года индейцы предприняли еще одну попытку изгнать незваных пришельцев с острова, но англичане в союзе с французами снова отбили их нападение.
Вырастив на Сент-Кристофере урожай табака, де Руассей и д’Эснамбюк отправились летом 1626 года во Францию. В Париже, разрекламировав плодородие и чудесный климат острова, они сумели заинтересовать ряд купцов и судовладельцев перспективой освоения богатой колонии на Антиллах. Сам кардинал Ришелье проявил интерес к проектам де Руассея и д’Эснамбюка.
2 октября 1626 года оба капитана получили от правительства исключительную привилегию на колонизацию Сент-Кристофера и других Малых Антильских островов. При поддержке Ришелье 31 октября того же года была организована Компания Сент-Кристофера – «для освоения и заселения островов Сент-Кристофер, Барбадос и других, расположенных у входа в Американский залив между одиннадцатым и восемнадцатым градусов [к северу] от линии экватора, которые не заняты христианскими правителями, чтобы обучить жителей названных островов католической, апостольской и римской религии, и чтобы обмениваться и торговать там продуктами и товарами, которые можно будет собирать и вывозить с названных островов и из соседних мест… во Францию… в течение двадцати лет».
Поскольку члены компании несли основные расходы по снаряжению экспедиции в Вест-Индию, они должны были получить половину всех доходов с Сент-Кристофера. Десятая часть прибылей шла в пользу д’Эснамбюка и де Руассея, столько же – в пользу короля. Интересы Левассёра были полностью проигнорированы.
Подготовка экспедиции осуществлялась в Париже и в Гавре. В Бретани Урбэн де Руассей и его брат Клод де Руассей де ла Трентьер взяли на борт паташа «Кардинал» и флибота28 «Виктуар» соответственно 70 и 140 человек; д’Эснамбюк снарядил в Гавре свой корабль «Католик» (водоизмещением 250 тонн) и взял на его борт 322 человека. Большинство пассажиров были кабальными слугами – как правило, в эту категорию переселенцев попадали разорившиеся крестьяне и ремесленники. Кроме кабальных слуг, за море отправились наемные солдаты и миссионеры – неизбежные спутники колониальных экспедиций.
Корабли вышли в море 24 февраля 1627 года. Переход через Атлантику оказался чрезвычайно сложным и полным опасностей. В европейских водах флотилии пришлось спасаться бегством от корсаров-гугенотов из Ла-Рошели. У берегов Западной Африки два марокканских корсара обрушили на французские суда град ядер и «зажигательных бутылок». Чтобы взбодрить своих людей, капитаны устраивали на каждой стоянке военные учения – в Рио-де-Оро, на мысе Бланко, на Сан-Винсенте и у Зеленого Мыса. Результаты учений оказались впечатляющими – солдаты перестали попадать из пушек в свои корабли.
Французский парусный корабль XVII века. Художник Пьер Пюже.
К месту назначения прибыли 8 мая. Чтобы избежать возможных разногласий с англичанами, решили заключить с ними договор о разделе острова. Соглашение было подписано 13 мая 1627 года. Центральная часть Сент-Кристофера осталась за англичанами; д’Эснамбюк взял во владение северную часть, или Каптер, с центром в Пуан-де-Сабле; де Руассей обосновался в южной части, где заложил современный Бастер и новый форт. В договоре имелись пункты, предусматривавшие совместные акции против индейцев и испанцев. Однако самым любопытным был пункт, согласно которому в случае войны между Англией и Францией в Европе колонии на Сент-Кристофере должны были сохранять нейтралитет.
Последующие события показали, что английские и французские колонизаторы не могли мирно сосуществовать на Сент-Кристофере. В то время как английская колония крепла и разрасталась (в 1628 году англичане колонизовали также соседний остров Невис), французская колония переживала кризис. Погрузив на корабли табак и другие товары, Руассей снова отправился во Францию за помощью – необходимо было завербовать новых переселенцев, военное снаряжение и провиант.
Взяв на борт «Кардинала» 150 пассажиров, он вернулся на Сент-Кристофер в мае 1628 года. Однако радикально улучшить состояние колонии не удалось. Воспользовавшись численным превосходством, англичане нарушили договор и захватили часть французской территории, одновременно запретив д’Эснамбюку строить укрепления в Пуан-де-Сабле.
Обиженному нормандцу пришлось ехать с жалобой к кардиналу. Ришелье, встревоженный сообщениями о чрезмерной активности англичан в Новом Свете, велел снарядить флотилию из 10 кораблей, командиром которой назначили упоминавшегося ранее сьёра29 де Каузака. Последний, смотря по обстоятельствам, должен был либо заключить с англичанами новый договор о дружбе, либо изгнать их с Сент-Кристофера, после чего отправиться в Виргинию и разорить все тамошние поселения. Переданные де Каузаку инструкции были составлены в Гренобле 18 февраля 1629 года. Несмотря на то, что 24 апреля в Сузе между Англией и Францией был подписан договор о мире, главная цель экспедиции осталась прежней30.
Флотилия снаряжалась в Гавре. В это время компании оказали материальную поддержку ряд судовладельцев, в том числе Исаак де Разильи и корсар Огюст Лериси де ла Мориньер-Понпьер. К началу июня 6 больших кораблей и 4 легких судна были готовы выйти в море. «Генерал» флотилии де Каузак должен был идти на флагмане «Труа Руа»; вице-адмирал Жак Леруа-Дюмэ – на «Интенданте»; корсар из Дюнкерка капитан Жирон, известный как Куарлэ, – на «Серф Волане»; капитан Ла Птитьер – на судне «Сент-Мари»; капитан Мориньер-Понпьер – на своем корабле «Дофин»; капитан Дез Ломбар – на «Эгле»; капитан Лассиз – на «Кардинале»; капитан Эрве – на «Сент-Анне». Барка Понпьера и галиот31 Жирона использовались в качестве транспортов.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тортуга. История старейшей пиратской базы Карибского моря (1492—1694 гг.)"
Книги похожие на "Тортуга. История старейшей пиратской базы Карибского моря (1492—1694 гг.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виктор Губарев - Тортуга. История старейшей пиратской базы Карибского моря (1492—1694 гг.)"
Отзывы читателей о книге "Тортуга. История старейшей пиратской базы Карибского моря (1492—1694 гг.)", комментарии и мнения людей о произведении.