» » » Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать


Авторские права

Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать

Здесь можно купить и скачать "Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, личное, издательство ЛитагентНеолит ОООdc14d78b-529b-11e7-aec0-0cc47a5453d6, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать
Рейтинг:
Название:
Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-00091-207-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать"

Описание и краткое содержание "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии изложен взгляд на риторику как искусство практического словесного взаимодействия, предоставляющее возможность мастерски использовать слово в качестве инструмента убеждения. Умелое обращение со словом является не только профессиональной компетенцией личности в любой сфере деятельности, но и показателем общей культуры человека.

В основе авторской позиции лежит представление о риторике как науке и искусстве красноречия. Описаны основные этапы истории европейской риторики со времен античности до наших дней, рассмотрены ее главные категории. Предложены методические рекомендации, связанные с художественно-выразительными возможностями речевого действия. Цель практикума – развитие творческих качеств личности, воспитание умения выразительно действовать словом, достигать эффективности речевого действия. Голосо-речевой тренинг помогает развить внутренние элементы психотехники: воображение, внимание, эмоциональную память; усовершенствовать аппарат воплощения: голос, интонацию, движения; в единстве внутреннего и внешнего достичь действенности звучащего слова.

Пособие адресовано специалистам, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами ораторского искусства.






Риторика помогает обновлению христианской мысли. Ars rhetorica должна была явиться основой гуманистического образования и прообразом нового научного статуса теологии, стремящейся понятийно осмыслить себя. Теория конкретного мышления гуманиста Л. Валлы, отражающая реальную связь вещей, трактовала эту связь как языковую.

Согласно античному идеалу выдвигается принцип: оратор должен обладать высокими моральными качествами, т. е. быть vir bonus – «добродетельным мужем». Суть программы воспитания граждан есть риторическое воспитание. Только добродетель может быть основой гражданского мира и порядка, условием устроения разумной совместной жизни. Риторика оказывается сферой моделирования общественного блага. Сферы мыслительно-словесной культуры и гражданской жизни тесно взаимосвязаны. Быть человеком – значит владеть словом, общественно действенным и художественно совершенным. В искусстве слова сосредоточены индивидуальность, труд, вдохновение, и главное предоставляется возможность обратиться к современникам, к согражданам, возможность перевода сокровенных идей в сферу публичного восприятия.

Классический Ренессанс представляет собою такое расширение социокультурных норм, которое характеризуется сосуществованием в одном ценностно-смысловом контексте полярных устремлений. Появляется макиавеллизм – концепция власти, политической риторики, лишенной этической составляющей. Нетерпимость, дерзость и фанатизм – это результат онтологической болезни (Л. Карсавин) ренессансной личности. Предельное обострение противоречий рождает величайшие открытия и одновременно пробуждает грубейшее варварство и низменные страсти. Разрешение противоречий, поиск идеала осуществляются через соотнесение себя с морально-политической и морально-философской проблематикой древних. Проблема моральной философии – это основной предмет размышлений М. Монтеня. По Николаю Кузанскому, духовная красота совпадает с благом. Им свойственны мера, порядок, целесообразность, гармония. Х. Л. Вивес дает оценку речи как главнейшей связующей силы человеческого сообщества.

Будучи выразителями назревших общественных потребностей, гуманисты приобретают широкое влияние, которым они пользуются для распространения своих воззрений. Средством для этого служат публичные речи. Речами сопровождают дипломатические отношения и все более или менее важные акты внутренней жизни государства. Появляется мода произносить речи на домашних торжествах. Гуманист был в таких случаях или почетным гостем, или наемным оратором. Гуманисты создают новый общественный слой светской интеллигенции, а их речи, письма и трактаты руководят общественным мнением и являются прототипом новой публицистики.

Ренессансный идеал homo universale был продолжением идеи dignitas et excellentia hominis – достоинства и превосходства человека. Эта «универсальность» противопоставлялась философии, чьей целью была не широта, а глубина. «Универсальный человек», сопричастный всем сферам знания, всем формам социальной и творческой деятельности, – это и есть великая утопия Возрождения. Критериями «человека универсального» являются честь, достоинство, добродетель и основной из них – знание. Главным знанием становятся гуманитарные науки – studia humanitatis.

Возросший авторитет учености и словесности, ориентация на гуманитарные знания разрушает иерархическую лестницу наук, в Средние века увенчанную теологией. Теперь на верхних ступенях расположилась литература, главенствует поэзия. Поэзия воспринимает действительность в чувственном проявлении, не заботясь о том, почему эта действительность такова. В согласии с присущим ей парадоксом поэзия приобретает максимум убедительной силы в тот миг, когда она отказывается от всякого притязания на истину. Обновителем древности и нравственным наставником своего времени, одним из первых заговорившим о светлой античности, об ожидаемом возвращении к забытому древнему идеалу был Ф. Петрарка. Его заботой является очищение латинского языка, возрождение древнего красноречия. К риторике Петрарка обращается и ради реализации таких задач, как реформа церкви, единство Италии, восстановление мировой роли Рима, прекращение междоусобных войн, а также чтобы «исправить человечество», создав «литературную республику», в которой господствует словесность. Идея родства поэзии и правды была поддержана и продолжена Дж. Боккаччо. Для него поэзия – это наука «спасения человека». В поэзии человеческое слово уподобляется божественному. Для Данте поэзия – это не что иное, как риторика, положенная на музыку, это язык богов. Вначале слово сосредоточивает в себе всю эстетическую жизнь человека, заключает в себе зародыши остальных искусств.

Обновление словесности, предложенное гуманистами Возрождения и реализованное ими, связывалось с древнегреческим принципом подражания – мимесиса. Целью было – найти в своем языке риторические возможности, усвоив богатый опыт античных авторов. Это было время становления национальных языков. Риторическая установка требовала искать образцы того, чему должно следовать, и того, чего должно избегать.

Осмысление действительности в период Ренессанса происходит, прежде всего, в художественной форме. Эстетические устремления служат ориентирами для личностного самовыражения. Это обеспечивается обращением к универсальным категориям риторики как некоему метаязыку. Наряду с богатой и разнообразной философской эстетикой формируется так называемая практическая эстетика, т. е. эстетика, связанная с теорией отдельных видов искусства: живописи, архитектуры, музыки, поэзии, театра. Эти теории явились практическим приложением общих риторических принципов и категорий к конкретной художественной практике.

Понятия порядка, меры, пропорции, композиции соединяют многие искусства с искусством слова. Сопоставление живописи, ваяния, зодчества, музыки именно с ораторским искусством для Ренессанса вполне осознано и принципиально.

Поэтические и риторические топосы переводятся на язык живописи Боттичели, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэлем. Этому сближению художества ручного и риторического соответствовал, как известно, новый специфический для Ренессанса тип человека, совмещавший словесность и занятия живописью, ваянием, зодчеством: гуманист как художник и художник как гуманист. Классический пример тому – Л. Альберти, источником эстетики которого послужила античность, ее идеалы подражания природе, идеалы целесообразности, единства красоты и пользы, особенно учение Аристотеля о гармонии и мере как основах прекрасного. Идеи Цицерона он развил в специальную теорию украшений. Требования гармонии, стройности, соразмерности, которые Альберти предъявляет к изображению, отражают критерии художественного идеала, определившего изобразительный тип в эпоху Ренессанса. Понятия dispositio, forma, decorum, ornamentum начинают широко применяться во многих областях творчества. Ренессансный мыслитель стремится все измерить и сравнить, он постигает все сущее композиционно.

Внимание самой риторики обращается не только на необходимость изучения внутреннего смысла человеческой речи, но и ее пластики; речевой поток предстает как бы пластически, как бы скульптурно. Мастерски отточенную в слове мысль называют своего рода мыслительной скульптурой. Фигуры и украшения в речи расцениваются как форма, уподобляются позам и жестам. Как и человеческое тело, речь всегда имеет определенно оформленный способ существования.

Глубока связь риторики с еще одним из свободных искусств – музыкой. Эти искусства «питают друг друга». Звук как явление природы еще не является музыкальным звуком, пока он не осознан человеком в сопряжении звуков, ставших выразительными. Интонировать – значит пребывать в определенной системе звукоотношений, воздействующей на воспринимающее сознание. Интонация имеет художественный смысл. Мелодия и ритм делают и музыкальное, и речевое исполнение приятным.

Риторика по старшинству диктовала различным видам искусств надлежащее. В эпоху Возрождения риторика и изобразительные искусства выполняли функцию убедительно-действенных и наглядных средств формирования опыта нового мироотношения. Риторика была первоначальной теорией словесности в европейской культуре. Изучение языков классической древности открыло дорогу к многоязычию европейского Ренессанса. Через риторику прошлое становилось культурным наследием. Кроме того, она была органически связана с пониманием того, что есть прекрасное в самых разных сферах проявления человеческого духа. В основе гуманистического сознания заложено было стремление человека к развитию своего высшего «Я», стремление возвеличить человека в человеке. Поиск этого образца был своего рода стимулом для исследования собственных пристрастий и возможностей, т. е. творческим процессом постижения себя через образец. Античность привлекалась для нового идеала нового человека в противоположность Средневековью. В этом смысле с античностью не расставалась и вся последующая европейская культура.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать"

Книги похожие на "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Марченко

Ольга Марченко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Марченко - Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать"

Отзывы читателей о книге "Основы красноречия. Риторика как наука и искусство убеждать", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.