» » » » Анатолий Бахметьев - 6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире


Авторские права

Анатолий Бахметьев - 6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Бахметьев - 6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Руководства, издательство ЛитагентРидеро78ecf724-fc53-11e3-871d-0025905a0812. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире"

Описание и краткое содержание "6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире" читать бесплатно онлайн.



В книге описаны система развития универсальных компетенций и опыт ее применения в работе с подростками. В первую очередь она адресована педагогу, стремящемуся воспитать самостоятельного человека, востребованного в современной действительности. Также эта технология может быть интересна предпринимателям с точки зрения создания эффективной команды, способной сохранять актуальность на меняющемся рынке. Развитие универсальных компетенций может стать эффективной стратегией личностного роста.






Другой пример: когда-то человек узнал, что первая стадия деловой коммуникации – это приветствие. Сначала он сознательно напоминал себе об этом, чтобы не забывать здороваться, а теперь делает это автоматически, не задумываясь.

Однако просто иметь знания, умения и навыки в какой-то сфере недостаточно – они должны быть применены, использованы, а для этого у человека должна быть мотивация.

Частная мотивация: зачем мне эта компетенция

Мы выделяем общую и частную мотивацию. Общая – это мотивация нахождения в системе, в нашем случае – в общественной организации. Говоря про внутренние факторы развития компетенции, мы имеем в виду частную мотивацию.

Частная мотивация – это личные мотивы человека выполнять какие-либо действия, применять знания, умения и навыки, относящиеся к данной компетенции, другими словами, каким-то образом проявлять компетенцию.

Обратимся за примером к креативности. У человека может быть достаточно знаний и умений в этой области, но он не считает себя тем, кто может предлагать решения и, соответственно, не предлагает. Может быть, он считает, что это не нужно, не видит полезности этого действия в данной ситуации, не ожидает никаких поощрений или наказаний, может быть, раньше этот метод не приносил ему результатов. И в итоге эту компетенцию он не проявляет в действиях, а значит, его оценка будет низкой.

Локус контроля: «кто виноват?»

С частной мотивацией тесно связано понятие локуса контроля8. Это внутреннее осознание того, где находится источник результатов. Локус контроля бывает сбалансированный и несбалансированный.

Несбалансированный локус контроля можно описать так: «Все мои достижения – это моя заслуга, а во всех моих провалах виноват кто-то другой». Может быть обратный дисбаланс: «Все мои успехи – это просто удача, а в провалах виноват только я». Бывает полностью внешний локус контроля («Все, что случилось – произошло само, я тут ни при чем») или полностью внутренний (гиперконтроль: «Я несу ответственность за все, что происходит вокруг, даже за голод в Африке»). Внешний локус контроля и отсутствие мотивации к деятельности идут рядом: если я считаю, что не могу быть источником результатов, то никогда не буду предлагать решения.

Сбалансированный локус контроля говорит о том, что человек адекватно, взвешенно оценивает свой вклад, влияние обстоятельств и других людей на результат. Отсюда – сообразное эмоциональное состояние, не перегруженное чувством вины или излишней самонадеянностью.

Автоматические модели поведения

Еще один фактор, влияющий на развитие компетенции, – автоматические модели поведения. Это тоже навык, но неосознанный: человек ему не обучался, сама жизнь приучила его в определенной ситуации действовать конкретным образом. Многое в нашем поведении определяется автоматическими реакциями, которые характерны для всего живого. Фактически это условные рефлексы, но они могут быть очень сложными, комплексными9.

Например, у подростка есть автоматическая реакция на определенное поведение взрослого, которая выработалась у него внутри семьи. Не в результате осознанного выбора или обучения, а стихийно, как стратегия поведения, которая помогает ему в определенной ситуации. Допустим, он привык отвечать агрессией на любое давление родителей, потому что за ним, как правило, следует физическое наказание, и подросток выработал на него защитную реакцию. Если теперь давление по отношению к нему проявит координатор, то получит в ответ огромный объем агрессии, просто потому, что это автоматическая реакция, которую подросток не контролирует. Но в отличие от первоначальной ситуации – семьи, в новой среде такое поведение не приводит к ожидаемому результату. Координатор обращает внимание воспитанника на то, что, хотя исходные условия могли казаться похожими (взрослый оказал давление), дальнейшие действия отличались: насилия не последовало, наоборот, координатор сидел и улыбался. Соответственно, реакция подростка была неадекватна и неэффективна. Он сам начинает это понимать, и тогда появляется пространство для переделывания навыка, выработки нового. Это непросто, ведь исправлять что-то труднее, чем формировать с нуля. Но правда в том, что почти у всех нас уже есть сформированные модели, причем во всех компетенциях. Конечно, они могут быть и эффективными – приносить нужный результат, но могут и не срабатывать, над такими моделями нужно работать.

Для воспитанника процесс тренировки новых моделей поведения может быть осознанным или неосознанным. Первый – когда координатор и воспитанник анализируют поведение, проговаривают ситуацию. Это требует от ребенка определенного уровня развития рефлексивности – не ниже второго. Если она на нуле, то осознанной работы не получится, все усилия будут бесполезны. В таком случае выработка новых автоматических моделей поведения может быть неосознанной для подростка: он будет действовать по обстоятельствам, которые на самом деле контролирует координатор с целью вынудить ребенка вести себя не так, как обычно. В ситуации, когда воспитанник видит, что привычное поведение в новых условиях не работает (например, крик не приводит к тому, что его слушают), его мозг включает естественную креативность и ищет новую стратегию – ту, которая будет приводить к нужному результату. Новую эффективную модель поведения координатор тренирует и закрепляет. Это трудно, долго, но возможно.

Главная сложность работы с моделями поведения состоит в том, что здесь нет универсального рецепта. Стратегия поведения всегда индивидуальна, нельзя выработать одни и те же «правильные» реакции для всех: в деловой коммуникации у кого-то срабатывает дружелюбие, у кого-то – напористость. Поэтому перед координатором стоит задача сделать так, чтобы воспитанник выработал свою, индивидуальную модель поведения – такую, которая приносит ему результат в той компетенции, что он развивает.

Система убеждений и стереотипов, ценности

Автоматические модели поведения берут начало в системе убеждений человека, в его представлениях о мире. Когда координатор задает воспитаннику вопрос: «Почему в этой ситуации ты ведешь себя именно так?», то ответ зависит от того, как подросток воспринимает и интерпретирует действительность. Кто-то ведет себя агрессивно, потому что считает, что добиться своего можно только силой, – так, по его мнению, устроен весь мир.

Система убеждений – это фактически набор стереотипов в восприятии реальности. Он индивидуален, но существует абсолютно у каждого человека, формируется в течение жизни стихийно, под влиянием биографических факторов. Эти стереотипы могут быть эффективны по отношению к системе компетенций или могут мешать их развитию. Следовательно, если на уровне базовых убеждений человек имеет установки, противоречащие эффективному проявлению какой-либо компетенции, то он не будет успешен в этой сфере, как бы ни старался ее развивать, какими бы знаниями и умениями он ни овладел.


Например, глубоко в душе, неосознанно, человек считает, что тот, кто обладает большими деньгами, – плохой. Себя же он считает хорошим человеком, и как бы сильно ни старался заработать много денег, какие бы продвинутые техники ни использовал, у него ничего не получится. Он просто не впустит в свою жизнь большие деньги, потому что как только он это сделает, то станет плохим человеком, а этого он допустить не может.

Или такое достаточно распространенное убеждение: готовность идти на компромисс – признак слабости. Этот стереотип мешает тому, кто его разделяет, добиваться результатов в деловой коммуникации.

И так во всем: если подобное противоречие существует в отношении любой компетенции, то развить ее не получится. А для нас неэффективность системы убеждений относительно универсальных компетенций является первейшей предпосылкой к коррекции этих убеждений.

Под коррекцией мы понимаем процесс совместной – педагога и воспитанника – выработки новых убеждений, стереотипов – таких, которые будут не мешать, а, наоборот, помогать развитию компетенций. Здесь, как и с автоматическими моделями поведения, нет единой правильной инструкции, нельзя сказать: «Думай так, делай так», необходим индивидуальный подход. В ходе развивающего диалога, когда координатор задает вопросы, помогающие проанализировать конкретную ситуацию, подросток должен прийти к такой версии интерпретации происходящего, которая бы ему позволяла эффективно действовать в рамках определенной компетенции.

Проследим всю цепочку – от убеждения до реакции. Сначала мы всегда интерпретируем ситуацию (это уровень убеждений), затем реагируем на нее (уровень автоматических моделей поведения). Если интерпретация стереотипная, то и реакция будет соответствующая, и задача педагога в том, чтобы воспитанник реагировал по-другому в тех случаях, когда его модель поведения не подходит.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире"

Книги похожие на "6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Бахметьев

Анатолий Бахметьев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Бахметьев - 6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире"

Отзывы читателей о книге "6 универсальных компетенций. Как быть актуальным в меняющемся мире", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.