» » » Коллектив авторов - Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы


Авторские права

Коллектив авторов - Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство ЛитагентКогито-Центр881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы
Рейтинг:
Название:
Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы
Издательство:
неизвестно
Год:
2016
ISBN:
978-5-9270-0317-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы"

Описание и краткое содержание "Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы" читать бесплатно онлайн.



Сборник научных трудов посвящен истории и современному состоянию исследований различных аспектов психологии личности. В статьях известных авторов рассматриваются проблемы методологии и теории, вопросы психологии развития. В историческом аспекте большое внимание уделено творческому наследию Л. И. Анцыферовой, а также работам А. Валлона, С. Л. Рубинштейна, У. Джемса, И. А. Ильина. Проводится анализ современных тенденций и перспективных направлений исследования личности: проблем психической травмы, переживания утраты пожилыми людьми, феномена посттравматического роста, роли тревожности и места совести в развитии личности, проблем молодежи и подростков, личностных кризисов гениальных людей, психолого-мировоззренческой роли праздника, этнофункционального аспекта культурно-психологических механизмов развития личности. Рассматриваются вопросы психологического благополучия представителей опасных профессий, а также содержится целый пласт работ по социальной и экономической психологии личности, в которых изучаются социальные представления о совести, экономические представления, социально-психологический капитал личности.

Для психологов, педагогов, медицинских и социальных работников, а также для широкой читательской аудитории.






На Родине выдающегося психолога преобладающее число исследований, посвященных его творчеству, появились через несколько лет после его смерти в 1950 г. Исключение составила только первая статья Рене Зазо (René Zazo) «Творчество Анри Валлона в свете марксизма», которая вышла в 1950 году и, наверно, была приурочена к 70-летнему юбилею ученого (Валон, Зазо, 1988, с. 99–114).

Своему учителю в психологии Рене Зазо посвятил целый ряд статей (Zazo, 1979, 1985, 1993 и др.). Он подготовил несколько сборников его трудов, в том числе и второе издание исследования «Трудный ребенок» (Wallon, 1984). В большинстве своих работ он говорил о приверженности Валлона к марксизму, о его членстве в рядах французской компартии, о его деятельности в рядах Сопротивления.

В публикациях ближайшей сотрудницы Валлона – Элен Грасио-Алфандери – подробно представлена жизненная и творческая биография Валлона, его деятельность как заведующего лабораторией психобиологии ребенка и главного редактора журнала «Детство» (Gratio-Alphandéry, 1990, 1997, 1998). Во Франции и за рубежом по ее инициативе вышли в свет сборники статей Валлона и историко-психологические материалы о нем (напр.: Gratio-Alphandéry, 1976, pp. 7–39).

Вьетнамский ученик Валлона, профессор Парижского университета Тран Тхонг защищает в 1967 г. диссертацию «Стадии и изучение концепции стадиальности детского развития в современной психологии». Он автор первой монографии, посвященной Валлону, во Франции – «Педагогическая мысль Анри Валлона» (1969) – и предисловия ко второму изданию его произведения «Трудный ребенок» (1984). В своих публикациях Тран Тхонг исследует значение генетической теории ребенка Валлона для обучения и воспитания.

В публикациях других учеников и последователей Валлона рассматриваются разные аспекты его психологической концепции: Филипп Малрийо изучает теорию личности и ее становление (Malrieu, 1979); Жаклин Надел исследует роль среды в функциональном развитии ребенка, а также некоторые специфические понятия в концепции Валлона (Nadel, 1979, 1993); Андре Табуре-Келлер рассматривает взгляды Валлона на развитие мышления детей-билингв (Tabouret-Keller, 1993); Жорж Снидерс, продолжая исследования Тран Тхонга, выявляет значение педагогических идей Валлона в контексте культуры образования и воспитания 70-х и 80-х годов ХХ в. во Франции.

Последователи Валлона, несмотря на индивидуальность каждого из них, объединились около сопоставительного подхода изучения его психологического наследия. Вьетнамский преподаватель Парижского университета – Нгуен Тхи Тханх Хуонг (Nguyên Thi Thanh Huong) под руководством Пьера Олерона проводит первое сопоставление теорий эмоциональности Зигмунда Фрейда и Анри Валлона. По материалам своего исследования он издает монографию «Формирование эмоциональных форм поведения» (Nguyên Thi Thanh Huong, 1976). В плане сопоставления, несомненно, самый углубленный анализ творчества учителя принадлежит Эмилю Жейли. Он сравнивает психологическую теорию Валлона с теориями Пиаже и Фрейда, в том числе и по отношению к психоанализу (Jalley, 1981).

Критике Валлоном принципов психоанализа Фрейда посвящена и статья Даниеля Видляшера «Валлон и Фрейд». В заключении работы автор отмечает, что в лице Валлона и Фрейда дали себе встречу трагическая и оптимистическая перспективы судьбы человека и его психики (Widlöcher, 1979, p. 345).

Во Франции значительно растет число публикаций, посвященных Валлону, в связи со столетием его рождения. На страницах журнала «Детство» проводилась даже дискуссия, главное участие в которой приняли Ив Галифре, Жаклин Надел и Рёне Анжелергес. Первый из участников утверждал, что теория Валлона уже устарела с точки зрения биологии, да, скорее всего, и нейробиологии (Gal-ifret, 1979), а Жаклин Надел, со своей стороны, обсуждал возможность существования человека вне социальной среды (Nadel, 1979). В заключении, не соглашаясь с обеими позициями, Рене Анжелергес напоминал, что, согласно Валлону, психика человека генетически социальна. Таким образом, и Галифре, и Надел отошли существенно от взглядов Валлона. Их интерпретации вышли вне рамок принципов его теории о единстве биологического и социального факторов в психике человека (Angelergues, 1979).

Другой важный аспект работы учеников и последователей Валлона связан с распространением его идей за рубежом. Они сделали многое для привлечения внимания иностранных психологов к изучению научного наследия Валлона. По словам Рёне Зазо, его произведения изданы в большинстве европейских стран и в Латинской Америке. Из стран Европы Зазо указывает на Италию, Испанию, СССР, Польшу и Венгрию, (Валлон, Зазо, 1988, с. 123). К началу 1980-х годов только в англоязычных странах относились без особого интереса к творчеству Валлона.

Зарубежные исследования творчества А. Валлона

В международном плане интерес к трудам Валлона возник еще в конце 40-х и первой половине 50-х годов ХХ в. Авторитет и влияние ученого заметно нарастают в связи с его участием в борьбе французского народа против немецких захватчиков. После Второй мировой войны его личность и его психологические труды становятся символами передовой науки, возродившейся из нацистских «аутодафе» книг и лабораторий смерти. Для ученых всех уголков мира Валлон олицетворял гуманизм психолога-коммуниста.

Трудно определить, в какой стране мира впервые издан перевод книги Валлона, но, по данным библиографического сравнения, можно считать, что самым ранним из переводов его трудов на иностранные языки является польский перевод книги «От действия к мысли», опубликованный в Варшаве в 1950 г. Заслуга перевода принадлежит Алине Шеминской, а предисловие написано известным польским психологом – Тадеушем Томашевским.

В Польше высоко ценили научное дело Валлона. Для прогрессивных польских ученых, в том числе и для ученых-евреев, личность Валлона всегда была символом гуманизма и антифашизма в науке. У него были польские студенты, стажеры и аспиранты, которые опубликовали свои статьи и на страницах журнала «Детство». В знак уважения Ягелонский университет назначил Валлона на должность заведующего кафедрой психологии (Gratiot-Alphandery, 1976, p. 14). Принимая участие в изучении научного наследия Валлона, польские психологи предлагают оригинальный подход: сопоставить идеи Валлона и Пиаже не по линии различий между ними, а по линии выявления общих идей и тенденций (Szeminska, 1979).

В 1951 г. на итальянском языке выходит книга Валлона «Психическое развитие ребенка». В середине 1950-х годов итальянские психологи заявляют о своем желании осуществить переводы других его работ (Archive d’Henri Wallon, Correspondence, 360 AP30). В 1967 г. на итальянском языке, вышло и произведение Валлона «Истоки детского мышления», а в 1975 г. – «Истоки характера у детей». В Италии многократно переиздавались сборники его статей и было издано двухтомное собрание его сочинений.

Валлона всегда интересовала научная жизнь итальянских психологов. Судя по тому, что он всегда цитировал их публикации в подлиннике, можно предположить, что он владел итальянским языком. В Италии было также много публикаций, посвященных творчеству Валлона. Им интересовались не только психологи, но и неврологи и психиатры. В нейропсихиатрическом аспекте, и скорее всего – в плане патогенеза, изучалась его теория психомоторных реакций, исследовалась связь, существующая между нарушениями движений и интеллектуальным развитием ребенка (Bolea, Levi, 1979).

Внимание итальянских психологов привлекала теория эмоций Валлона. На протяжении более десяти лет, начиная с 1988 г., в лабораториях экспериментальной психологии университетов Падуя и Болони под руководством Марко Валтер Баттакки проводились исследования стыда и других специфических эмоций (Battacchi, 1993).

При жизни Валлона вышел перевод «Психического развития ребенка» (1958) и на венгерский язык. В 1971 г. выходит и сборник его избранных сочинений. В 1980 г. в Будапеште издан и перевод книги Рёне Зазо о Валлоне «Психология и марксизм: Жизнь и творчество Анри Валлона». Инициатива осуществления всех этих изданий принадлежит венгерскому ученику и последователю Валлона – Ференцу Мерею (Ferenc Mérei), который является и редактором изданий, и автором их предисловий (Wallon, 1971, 13–55; см.: Mérei életmű, 2006). Он разрабатывал психологические идеи Валлона как в индивидуальном, так и в социально-психологическом плане. Применяя его теорию о роли эмоций в общении личности с другими людьми, Мерей оказался родоначальником нового типа социально-психологического подхода – генетической социальной психологии (Eros, 1995, 123–137; Garai, 1995).

Во всех изданиях своего фундаментального труда «История психологии» Чаба Плех (Pléh, 2010) уделяет большое внимание историческому анализу творчества Анри Валлона. Современная венгерская психология, однако, отошла намного от принципов Валлона в сторону когнитивизма. В результате, в Венгрии нет новых переводов его произведений и все реже его идеи привлекают внимание современных венгерских психологов.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы"

Книги похожие на "Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы"

Отзывы читателей о книге "Психологические исследования личности. История, современное состояние, перспективы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.